|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Концепции общественного договора
|
|
|
осударство рассматривается Руссо как "условная личность", жизнь которой заключается в союзе ее членов. Главной его заботой, наряду с самосохранением, является забота об общем благе, о благе всего общества, народа. Огромную роль при этом играют издаваемые законы, право.Руссо выдвигает и развивает идею прямого народного правления ибо, согласно общественному договору, "только общая воля может управлять силами государства в соответствии с целью его установления, каковая есть общее благо".Народ, рассуждает мыслитель, не может лишить самого себя неотчуждаемого права издавать законы, даже если бы он этого и захотел. Законы всегда являются актами общей воли. И никто, даже государь, не может быть выше их. Законами являются лишь такие акты, которые непосредственно принимаются или утверждаются путем проведения референдума самим народом.Наряду с исключительным правом на принятие законов у народа имеется также неотчуждаемое право на сопротивление тиранам. Короли, писал по этому поводу Руссо, всегда "хотят быть неограниченными". Хотя им издавна твердили, что "самое лучшее средство стать таковыми - это снискать любовь своих поданных", однако это правило при дворах всегда "вызывало и будет вызывать только насмешки".Власть, возникающая из любви поданных, несомненно, наибольшая, но она непрочна и условна. Поэтому "никогда не удовлетворяются ею государи". Личный интерес любых повелителей состоит прежде всего в том, "чтобы народ был слаб, бедствовал и никогда не мог им сопротивляться". Конечно, замечает мыслитель, если предположить, что поданные всегда будут оставаться совершенно покорными, что государь был бы заинтересован в том, чтобы народ был могуществен, "дабы это могущество, будучи его собственным, сделало государя грозным для соседей". Но так как интерес народа имеет "лишь второстепенное и подчиненное значение" и так как оба предположения несовместимы, то естественно, что "государи всегда предпочитают следовать тому правилу, которое для них непосредственно выгодно".Таким образом, у любого правителя всегда сохраняется свой собственный, отличающийся от народного, интерес и соблазн сосредоточения в своих руках как можно больше государственной власти. Это ведет к тому, что в государстве, в его политическом режиме устанавливаются признаки открытого игнорирования прав и свобод народных масс, признаки деспотизма. В этих условиях, как следует из Общественного договора по Руссо, народ может реализовать свое естественное право на сопротивление. При этом, заключает он, восстание, которое "приводит к убийству или свержение с престола какого-нибудь султана, это акт столь же закономерный", как и те акты, посредством которых он только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных. "Одной только силой он держался, одна только сила его и низвергает".Эти взгляды отличаются радикализмом и революционностью. Именно они лежали в основе идеологии самой крайне группы революционеров времен Французской революции - якобинцев и служили обоснованием якобинского террора. Берк Э. Размышления о революции во Франции //Социологические исследования.- 1991. - № 6.- С.46.Несмотря на то, что научность договорной теории оценивалась достаточно неоднозначно и противоречиво, вплоть до полного отрицания ее исторической самостоятельности, тем не менее некоторые аспекты данной концепции нашли свое реальное воплощение в практике государственного строительства. Примером этого могут служить Соединенные Штаты Америки, которые в своей конституции юридически закрепили договор между народами, входящими в их состав, и определили цели этого договора: утверждение правосудия, охрана внутреннего спокойствия, организация совместной обороны, содействие общему благосостоянию. Конституция США 1787 года // Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты. Т. 1 / Под ред. О.А. Жидкова. -М.: Прогресс, 1993, С. 118-133.Из всего сказанного о естественно-правовой теории происхождения государства и права следует, что ее сторонники исходят из того, что народ обладает естественным, неотчуждаемым правом не только на сознание государства на основе общественного договора, но и на его защиту.2. Попытки реализации общественного договора в начале 20 векаПопытки реализации теории общественного договора были сделаны в начале 20 века в России (первая русская революция и деятельность Дум вплоть до революции 17 года), и в странах, где последствия первой мировой войны смели монархические режимы, и в США и Европе (ряде стран, которых революции начала 20 века не коснулись). Во всех этих странах утвердилась социал-демократическая модель общественного договора.Кинем беглый взгляд и на историю становления и реализации либеральных демократических попыток реформирования государственности. Лазарев В.В. Общая теория права и государства - М.: Юрист, 1994. - 360 с.; Общая и прикладная политология: Учебное пособие. / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. - М.: МГСУ; Изд-во «Союз», 1997.- 378 с.До середины 19 века либерализм и демократия находились в определённом противоречии друг с другом. Для либералов основой общества являлся человек, который обладает собственностью, нуждается в её защите, и для которого не может носить остроту выбор между выживанием и сохранением своих гражданских прав. Подразумевалось, что только собственники участвуют в общественном договоре, в котором они дают правительству согласие на то, чтобы оно правило, в обмен на гарантии защиты их прав. Напротив, демократия означает процесс формирования власти на основе волеизъявления большинства, в котором участвует весь народ, в том числе и неимущие.С точки зрения демократов, лишение малоимущих избирательного права и возможности представлять свои интересы в законотворческом процессе являлось формой порабощения. С точки зрения либералов, "диктатура черни" представляла угрозу для частной собственности и гарантии свободы личности. Эти опасения особенно усилились после Великой французской революции.Поворотным моментом стала работа Алексиса де Токвиля "Демократия в Америке" (1835), в которой он показал возможность общества, где личная свобода и частная собственность сосуществуют с демократией. По мнению Токвиля, ключом к успеху такой модели, получившей название "либеральная демократия", является равенство возможностей, а наиболее серьёзную угрозу для неё представляет вялотекущее вмешательство государства в экономику и попрание им гражданских свобод.После революции 1848 года и государственного переворота Наполеона III (1851) либералы всё больше стали признавать необходимость демократии. События показали, что без участия широких масс в общественном договоре либеральный режим оказывается неустойчивым, а реализация идей либерализма в полной мере остаётся утопией. Параллельно стали набирать силу социал-демократические движения, которые отрицали возможность справедливого общества, построенного на частной собственности и свободном рынке. С их точки зрения, полноценная демократия, в которой все граждане имеют равный доступ ко всем демократическим институтам (выборы, средства массовой информации, правосудие и т.д.), могла реализоваться только в рамках социализма. Однако убедившись в росте численности среднего класса, большинство социал-демократов отказалось от революции, приняло решение участвовать в демократическом процессе и добиваться проведения законодательных реформ с целью плавной эволюции в сторону социализма.К началу 20 века социал-демократы стран Запада добились значительных успехов. Были значительно расширены избирательные права и начаты реформы, которые повысили уровень социальной защиты населения. Эти процессы ускорились после Октябрьской революции 1917 года в России. С одной стороны, революция и последующая за ней национализация частной собственности сильно напугала правых (классических) либералов, которые признали необходимость сглаживания социальных противоречий и обеспечения равенства возможностей. С другой стороны, социалисты увидели в советском режиме угрозу для демократии и стали поддерживать укрепление защиты прав меньшинства и отдельных граждан.Во второй половине 20 века открытое общество, господство права, равенство перед законом, равенство возможностей и защита либеральных свобод стали приоритетами в странах, боровшихся против распространения фашистских и коммунистических идеологий, а также против ислама. Значительная часть населения демократических стран видит в ряде современных течений ислама угрозу для личной и национальной безопасности, а также для гражданских прав и свобод. На данный момент только две мусульманские страны - Индонезия и Мали - имеют черты либеральной демократии.Что касается России, то до 1905 года в самодержавной Российской империи официальная идеология отрицала либеральную демократию, хотя такие идеи были популярны среди образованной части общества.М.Н. Коркунов полагал, что договорные начала в образовании общества и государства приводят к крайне индивидуалистическому пониманию общественной жизни. При этом личность "признавалась над всеми господствующей и все определяющей. Не личность считалась обусловленной общественной средой, а наоборот, общественный порядок являлся всецело определяемым произволом отдельных личностей". Коркунов М.Н. Лекции по общей теории права. - СПб., 1894, С.184-185.Г.Ф. Шершеневич писал, что сторонники механического представления редко становились на точку зрения исторической действительности, постольку общественный договор для них только методологический приём. "Для них не важно, было ли так в истории или нет, для важно доказать, какой вид должно принять общество, если предположить, что в основании его лежит общественный договор, обусловленный согласием всех, без чего никто не может считать себя связанным общественными узами". Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Учебное пособие (издание 1910-1912). Т.1. Вып. 1.- М., 1995, С.212-213.Примерно с таких же позиций оценивает договорную теорию В.Д. Трубецкой. Он утверждает, что "не общество есть продукт свободного творчества человека, а наоборот, человек есть продукт исторически сложившихся общественных условий, определенной исторической среды, часть социального организма, подчиненная законам целого".А.И. Денисов, будучи сторонником материалистической теории происхождения государства, писал, что "договорная теория антиисторична, ибо в основу общественной жизни кладет индивида, человека. Вместе с тем эта теория односторонняя: подчеркивая, что историческое развитие должно определятся природой человека, она не замечает того, что человек воздействует на природу и создает себе новые условия существования". Акмалова А.А., Капицын В.М. История политических и правовых учений: Учебное пособие - М.: Юриспруденция, 2002, С.112.Однако следует признать и обратную положительную сторону осмысления теории общественного договора в России: договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости.После издания Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года многие существенные элементы либеральной демократии (такие, как народное представительство, свобода совести, слова, союзов, собраний и т.д.) стали интегрироваться в политическую систему российского государства.Победа Февральской революции 1917 года, проходившей под демократическими лозунгами, формально превратила либеральную демократию в официальную идеологию нового политического режима, однако этот режим оказался крайне нестабильным и был свергнут в ходе Октябрьской революции 1917 года.Установившийся после неё советский политический режим отрицал либерально-демократическую идеологию, уже не "справа", как самодержавный, а "слева". Эрозия и падение ("перестройка") советского режима в России конце 1980-х - начале 1990-х г. г. имели истоки, главным образом, либерально-демократические лозунги.Таким образом, практически общественный договор на основе либерально-демократической модели государства социального благосостояния обеспечил стабильный, последовательный рост Европы в течение всего послевоенного (после первой мировой войны) периода и позволил странам континента быстро и эффективно преодолеть материальные, духовные, социальные разрушения и разрывы, оставленные войной.Социал-демократия со своей идеологией солидарности и равенства воспользовалась в полной мере концепцией общественного договора. Ведь общественный договор действительно основан на идее равенства и консолидации людей в одном общественном порядке, в одной цепи взаимодействий и взаимоотношений.Базовыми положениями общественного договора здесь стали ограничение власти капиталистов, преодоление большого разрыва в обществе между богатым меньшинством и бедным большинством, создание общества всеобщего благосостояния.Реализация социал-демократической модели стала возможной благодаря трехстороннему общественному договору, при котором государство выступает в роли буфера между двумя основными опорами, социальными слоями индустриального общества - трудящимися и собственниками.Несмотря на расхождение, несовпадение интересов этих двух социальных слоев, они заключили общественный договор, посвященный построению общественно-экономической модели государства общего социального благосостояния. Основными элементами такого договора стали: удовлетворение потребительского спроса, полная занятость, стимулирование экономического роста, обеспечение социальных стандартов в определенных рамках.Таким образом, государство социального благосостояния выдвигалось в качестве альтернативы разрывающемуся свободному рынку, либеральному, капиталистическому государству и порядку. Этот общественный договор практически появился в ответ на кризисные волны дикого капитализма начала двадцатого века и наступления коммунистического порядка; общественный договор коммунизма практически был основан на тирании, в то время как общественный договор либерального капитализма - на анархии естественного состояния.Общественный договор внутри стран Европы дополнялся и обеспечивался международным договором, который предполагал роль США как гаранта экономического, правового, и военно-политического порядка на глобальном уровне. Социал-демократические государства Европы соглашались придерживаться либерально-рыночного и монетарного порядка системы Бреттон-Вудса, при котором глобальное военное и финансовое лидерство практически отдавалось Соединенным Штатам Америки.
Страницы: 1, 2, 3
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|