p align="left">- Исполняет полномочия в области обеспечения режима военного положения в соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом; Принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению; - Утверждает общевойсковые уставы, положения о Боевых знаменах воинских частей, Военно-морском флаге РФ, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности, положения о Министерстве обороны РФ и Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ, а также положения об органах управления других войск, воинских формированиях и органах; - Издает указы о призыве граждан РФ на военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых граждан РФ и их распределения между Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан РФ, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом; и мн. др. В соответствии со ст.88 Конституции РФ Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Подробно данные вопросы урегулированы в Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении». Прежде всего, в нем определены обстоятельства введения чрезвычайного положения: а) Попытка насильственного изменения конституционного строя России, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессионные, региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; б) Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекших человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ. Чрезвычайное положение вводится Указом Президента РФ. Он подлежит утверждению Советом Федерации в течение 72 часов. 2.5. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ Согласно п.«а» ст.86 Конституции РФ Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации. Президенту непосредственно подчинено Министерство иностранных дел. Он возглавляет Совет Безопасности, представляет Российскую Федерацию в международных отношениях, Президент имеет непосредственные контакты с главами иностранных государств, участвует во встречах, осуществляет государственные визиты и др. Свое видение внешнеполитических интересов России Президент формирует в ежегодных посланиях о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Пункты «б», «в» и «г» 86 статьи конкретизируют полномочия Президента во внешнеполитической сфере: ведет переговоры и подписывает международные договоры, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Наглядно процедура принятия верительной грамоты описывается Г.В. Дегтевым: «эта процедура нередко сопровождается обменом мнений по вопросам, имеющим существенное политическое значение, и потому не может считаться, как об этом иногда говорят, чисто протокольной. Эти грамоты адресуются от главы иностранного государства к главе России. В верительных грамотах указывается, что определенному лицу (послу) поручено представлять интересы своего государства, его словам и действиям подлежит «верить». При вручении грамот обычно присутствует министр иностранных дел. Речи не произносятся. Дипломатический представитель называет себя, государство, главу своего государства, вручает грамоту Президенту РФ и кратко представляет своих ближайших сотрудников. После вручения грамот Президент имеет краткую беседу с новым послом». Все исследователи единодушны во мнении, что один Президент не может решать все вопросы внешнеполитических отношений. Поэтому многогранная внешнеполитическая деятельность осуществляется в сотрудничестве с Парламентом и Правительством РФ. Международные договоры, заключенные Президентом, подлежат ратификации, которая осуществляется парламентом - Федеральным Собранием. Принимаемая на основе такого одобрения ратификационная грамота подписывается Президентом. Все это в целом способствует разработке стратегии внешнеполитической деятельности страны, основные ее направления, которые, в конечном итоге влияют на положение каждого гражданина. Президент непосредственно руководит выполнением намеченного курса, инструктирует и контролирует. Согласно п.«м» ст.83 Конституции РФ, Президент назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Дипломатические представители отстаивают интересы РФ в международных организациях: ООН, ЮНЕСКО, МОТ и др. Следует заметить, что назначение и отзыв дипломатических представителей может быть реализовано после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания. Однако Конституцией устанавливается лишь обязанность проводить консультации, но само назначение конкретного дипломатического представителя не связывается с результатом этих консультаций. Для сравнения приведем примеры того, как регулируются полномочия президента во внешней политике в других странах. Так, Конституция Франции весьма детально регулирует внешнеполитические полномочия президента. В латиноамериканских странах они лишь упоминаются в общих чертах. В США президент обладает значительными полномочиями, которые основываются не столько на тексте Конституции, сколько на решениях Верховного суд, доктрине «внешнего суверенитета». 2.6. ИНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ К иным полномочиям Президента относятся (ст. 89 Конституции РФ): - Возможность решать вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища. Гражданство определяет постоянную политико-правовую связь лица и государства, находящую выражение в их взаимных правах и обязанностях. В статье 28 ФЗ «О гражданстве РФ» Президент назван полномочным органом, ведающим делами о гражданстве РФ. Согласно ст.29 данного закона, Президент РФ решает вопросы: а) Приема в гражданство РФ в общем порядке; б) Восстановления в гражданстве РФ в общем порядке; в) Выхода из гражданства РФ в общем порядке; г) Отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации. Президент утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ. - Вопросы награждения государственными наградами Российской Федерации, присвоения почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий. Для предварительного рассмотрения данных вопросов при Президенте создана комиссия по государственным наградам. - Осуществление помилования. Помилование выражается в полном освобождении осужденного от наказания за уголовное преступление, назначенное приговором суда, вступившим в законную силу, либо сокращение срока наказания. Акт помилования осуществляется на основе персонального обращения осужденного к Президенту. Обращение осужденного к Президенту - последний шанс изменить меру наказания за преступление. - Далее, п.«в» ст.84 наделяет Президента правом назначать референдум. Порядок назначение и проведения референдума регулируется ФКЗ «О референдуме РФ». - п.«и» ст.83 наделяет Президента правом формировать свою администрацию, которую возглавляет Руководитель администрации. Администрация призвана обеспечить исполнение Президентом его полномочий. 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ3.1 АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ
Администрация Президента формируется в соответствии с п.«и» ст.83 Конституции РФ. Подразделения Администрации имеют различный статус, структура утверждена Указом президента РФ от 03.06.2000 года и часто подвергаются реорганизациям. B состав Администрации входят: Руководитель Администрации, его первые заместители и заместители, полномочные представители Президента в Совете Федерации, Государственной Думе, Конституционном Суде РФ, в федеральных округах, пресс-секретарь Президента, руководитель протокола, заведующий Канцелярией Президента, помощники, советники, старший референт (возглавляет референтуру Президента). Указанные должностные лица, непосредственно подчиняющиеся Президенту РФ и им назначаемые, руководят своими аппаратами, которые, как и другие самостоятельные подразделения так же входят в Администрацию Президента РФ. Администрация также обеспечивает деятельность совещательных и консультативных органов при Президенте РФ (комиссий, советов). В функции Администрации входит: - Подготовка законопроектов для внесения их в Государственную Думу, - Подготовка проектов и выпуск указов, распоряжений и обращений Президента, - Обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ, - Осуществление контроля и проверки исполнения федеральных законов и указов Президента, - Обеспечение взаимодействия с политическими партиями и общественными объединениями, а также с государственными органами и должностными лицами зарубежных государств и международными организациями, - Подготовка обращений в Конституционный Суд РФ, - Обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, их территориальных органов и органов власти субъектов РФ, - Обеспечение реализации государственной политики в области кадров и государственной службы и д.р. Выполняя эти функции, Администрация взаимодействует с палатами Федерального Собрания, Правительством и другими органами государственной власти Федерации, и ее субъектов, обеспечивает координацию деятельности федеральных органов по реализации основ государственной политики в области обеспечения прав человека, свободы средств массовой информации и др. 3.2. АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ
Осуществляя свою компетенцию, Президент РФ согласно ст.90 Конституции РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на территории всей страны. Акты главы государства не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Указы при этом делятся на нормативные и ненормативные. Указ нормативного значения - правовой акт, относящийся к неопределенному кругу физических и юридических лиц, органов государства, организаций, содержит общие правила поведения и рассчитан на многократное применение. Указ ненормативного значения - касается конкретных отношений, определенных органов государства, конкретных предприятий, лиц. Распоряжение - акт индивидуального организационного характера по оперативным управленческим вопросам. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ, имеют прямое действие и не нуждаются в каком-либо одобрении (ратификации) законодательных или исполнительных органов государственной власти или субъекта РФ. Указы и распоряжения являются подзаконными актами, они не должны противоречить как Конституции РФ, так и Федеральным законам. В системе подзаконных актов, акты Президента РФ имеют наибольшую юридическую силу. Решение о готовности проекта акта к представлению Президенту принимает Руководитель Администрации Президента. Указы, распоряжения и законы подписываются собственноручно Президентом. Указы и распоряжения Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера. Акты Президента РФ публикуются в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течении десяти дней после их подписания. Если эти акты носят нормативных характер, то они вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты вступают в силу со дня их подписания. Такой строгий порядок, установленный Указом президента РФ от 13.08.1998 года, имеет значение для единообразного применения актов главы государства по всей территории страны. 3.3 ПРЕСС-СЛУЖБА ПРЕЗИДЕНТА РФВ работе Президента РФ, его связях с общественностью важную роль играет Управление пресс-службой, положение о котором утверждено Указом Президента РФ от 21.04.1998 года. Оно является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ. В его функции входят: - Обеспечение связи Президента РФ со средствами массовой информации, - Организация информационного обеспечения официальных визитов, рабочих поездок, встреч Президента РФ, а также других мероприятий с его участием в России и за рубежом, - Предоставление средствам массовой информации сведений о деятельности Президента РФ, об издаваемых им актах, о заявлениях, выступлениях, встречах главы государства и других мероприятиях с его участием, - Оперативное информирование Президента о позиции средств массовой информации о выступлениях и решениях главы государства, об откликах на них в прессе, на телевидении и радио, состоянии общественного мнения и др. Пресс-служба организует брифинги, пресс-конференции, интервью и выступления Президента в средствах массовой информации, участвует в подготовке зарубежных визитов главы государства и т.д. 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В Российской Федерации в соответствии с Конституцией дeйcтвyeт пpинцип paздeлeния влacтeй, кoтopый пpeдпoлaгaeт, чтo властное полномочие любoгo дoлжнocтнoгo лицa oтнocитcя к oднoй из тpex влacтeй - зaкoнoдaтeльнoй, иcпoлнитeльнoй или cyдeбнoй. Функции главы государства соприкасаются со всеми тремя ветвями власти, но все же его основные функции и полномочия нельзя отнести к зaкoнoдaтeльнoй или cyдeбнoй. Другое дело - взаимоотношения главы государства с иcпoлнитeльнoй властью. Юридическая наука и практика признают его главой иcпoлнитeльнoй власти - ибо никакому должностному лицу нельзя иметь основные функции и властные полномочия вне какой-либо власти. В то же время при таком положении образуется особый статус главы государства, вытекающий из его собственных полномочий, обязанности выступать гарантом Конституции и осуществлять высшее представительство. Президентская власть - единоличная власть. Глава государства не только не делит свою власть с другими лицами, но и в силу принципа разделения властей, действует независимо от законодательной и судебной власти. Президент получает свой мандат от народа и потому не может контролироваться со стороны парламента. Он вправе комплектовать состав правительства (с определенным участием парламента), которое в силу этого приобретает стабильный характер. Сильная президентская власть никак не подрывает демократический характер государства - а напротив, она при определенных условиях является единственно возможным инструментом сохранения конституционного строя. 5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Конституция РФ 1993 года 2. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, «Конституционное право России» - М., 2002 год; 3. http://determiner.ru/ - Национальная юридическая энциклопедия; 4. Отв.ред. С.А. Авакьян, «Конституционное право: Энциклопедический словарь» - М., 2001 год; 5. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации; 6. Указ Президента РФ от 20.05.2004 года №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти; 7. Под.ред. О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка, «Правоохранительные органы: Учебник для вузов» - М., 2005 год; 9. Л.Н. Анисимов, «Конституционное право России: Учебно-методические материалы и программа» - М., 2006 год; 10. М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе, «Конституционное право РФ» - М., 2004 год; 11. М.Г. Баглай, «Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов - 5-е изд.» - М., 2006 год.
Страницы: 1, 2
|