p align="left">Структуризация может иметь многоуровневый характер (например, сельская мужская преступность). 5) характер преступности определяется тем, каково количество наиболее опасных преступлений в структуре преступности, а также тем, какова характеристика личностей тех, кто совершает преступления. Он также указывает на общественную опасность преступности. Прямым показателем общественной опасности является тяжесть среднестатистического преступления, а косвенным - индекс судимости. 6) география преступности - различие характеристик преступности, обусловленное социальными и экономическими условиями различных регионов. Территориальные различия в объеме, интенсивности, структуре, динамике, характере преступности тесно связаны с уровнем социально-экономического развития отдельных регионов страны, с национальными традициями, обычаями, уровнем культурно-воспитательной работы, организацией быта и досуга населения, качеством правоохранительной деятельности, с другими факторами. Эти различия учитываются при определении задач общества по противодействию преступности, наиболее важных направлений предупредительной работы. 7) Своеобразная «цена» преступности отражается в таком ее дополнительном качественно-количественном показателе, как социальные последствия. К ним относятся реальный вред, причиняемый преступностью общественным отношениям, выражающийся в совокупности негативных последствий в результате совершения преступлений, а также в экономических и иных издержках общества, связанных с борьбой с преступностью. Латентность - понятие, определяющее свойство преступности в значительной своей части быть скрытой, выражающееся в неполноте ее официальной регистрации. Латентная преступность - это преступность, сведения о которой не отражены в официальной отчетности. По механизму образования латентная преступность распадается на 3 составные части: 1) незаявленные преступления - были совершены, но потерпевшие, свидетели и другие граждане, в отношении которых они совершены, очевидцами которых они были или о которых они осведомлены, не сообщили об этом в правоохранительные органы; 2) неучтенные преступления - о которых правоохранительные органы были осведомлены (имели поводы и основания для регистрации преступления и возбуждения уголовного дела), но они их не зарегистрировали и не расследовали; 3) неустановленные преступления - были заявлены, зарегистрированы, расследованы, но в силу халатности или недостаточного желания оперативных и следственных работников, их слабой профессиональной подготовки, ошибочной уголовно-правовой квалификации и иных причин в фактически содеянном не было установлено события или состава преступления. В общем, латентность бывает и результатом умысла, и неосторожности, и непрофессионализма тех, кто обязан бороться с преступностью. Многое зависит и от субъектов, окончательно представляющих статистику вышестоящим органам, в печать для публикации. Иногда эти субъекты, задают цель оценкам: показать снижение или рост преступности, рост ее раскрываемости и т.п. По степени латентности преступлений можно выделить: а) минимально латентные преступления (убийство, разбой, грабеж, тяжкие телесные повреждения и др.); б) преступления со средней латентностью (кражи, изнасилования и др.); в) преступления с максимальной латентностью (взяточничество, браконьерство, незаконное ношение огнестрельного и холодного оружия, незаконное производство аборта, заражение венерической болезнью, обман покупателей и др.). Считается, что чем серьезнее категория преступлений, тем ниже для нее коэффициент латентности. Подобная зависимость существует, но она не является абсолютной. Примером могут служить самые тяжкие преступления - умышленные убийства, сокрытые под несчастными случаями, естественной смертью, безвестными пропажами людей и другими способами. Масштаб латентной преступности до сих пор остается неизвестным для криминологии. Ведутся многочисленные споры между учеными-криминологами по поводу определения количественных показателей латентной преступности. При этом применяются различные социологические, статистические, аналитические методики: 1) сравнительный анализ взаимосвязанных показателей уголовной статистики; 2) изучение сведений, содержащихся в различных документах. Это данные уголовного учета, учета различных правонарушений (административных, дисциплинарных), жалобы граждан, данные о поступлении в медицинские учреждения лиц с травмами различной степени тяжести, имеющие, возможно, криминальный характер (огнестрельные раны и т.д.) и др.; 3) опросы граждан, осужденных и заключенных. Достоверность этих сведений еще необходимо проверить (особенно это касается осужденных, заключенных, потерпевших); 4) экспертные оценки специалистов. 3. Источники информации о преступности Общими задачами анализа преступности в криминологии является выявление ее закономерностей с тем, чтобы перейти к анализу закономерностей ее детерминации, причинности, определить закономерности ее подверженности различным воздействиям и соответственно правильно построить борьбу с преступностью в конкретных условиях места (государства, региона государства) и времени. При криминологическом изучении преступности выявляются: - степень ее общей распространенности и общественной опасности в конкретных условиях места и времени в целях оценки ее состояния и тенденций, определения направлений борьбы с преступностью; - социальные характеристики преступности, указывающие на особенности ее порождения и функционирования (мотивация, социальная направленность, социально-групповая, социально-отраслевая, социально-территориальная распространенность), в целях разработки конкретных предупредительных мер; - собственные, внутренние характеристики преступности (устойчивость, активность, организованность) в целях совершенствования правоохранительной деятельности и мер предупреждения рецидива преступлений, усиления организованных начал в преступности. Преступность изучается в динамике. Различаются: а) текущий анализ - сопоставление данных о преступности за год с данными за предыдущие годы; б) систематический анализ, при котором преступность анализируется последовательно по годам, при этом выделяются временные периоды (пятилетние, десятилетние) или периоды, соответствующие определенным этапам развития общества, - перестройки, реформ и т.п.; в) анализ сезонных колебаний преступности, если в нем есть необходимость. Он бывает актуален, например, для курортных мест, туристических центров, поселений с притоком сезонных работников. При изучении преступности в динамике вычисляются темпы прироста. Это общий термин, применяемый в случаях и роста, и снижения преступности. Если, например, число преступлений снизилось на 10%, перед указанием процентов ставится знак «-». Темп прироста выражается в процентах и показывает, на сколько процентов увеличилось или уменьшилось число зарегистрированных преступлений или иное число по сравнению с базовым. Практикуются следующие приемы: а) использование базисных показателей динамики, когда данные за ряд лет все время сопоставляются с постоянным базисом - данными в начальном периоде анализа, в первом году анализируемого периода. Тогда указывается: «Прирост к… г., %»); б) использование цепных показателей динамики, когда производится сравнение данных каждого года с предыдущим. В этом случае указывается: «Прирост к предыдущему году, %». Таким образом, при анализе динамики преступности и разных ее проявлений важно одновременно исследовать изменения законодательства о борьбе с преступностью, а также их влияние на регистрацию преступных проявлений и на более широкие аспекты реагирования на данные изменения. Одна из важных задач изучения - это выявление не статистической преступности (статистической ее картины), а преступности фактической. Анализ преступности должен быть подчинен выявлению ее реальных качественных и количественных характеристик в их диалектической взаимосвязи. Основанием оценки положения дел с преступностью при сравнении разных регионов или преступности разных периодов служит комплекс характеристик преступности, а не только данные о ее распространенности. Преступность анализируется одновременно с ее последствиями. Конечной целью анализа преступности является совершенствование борьбы с ней на основе выделения основных ее направлений, четкого формулирования целей тех или иных акций, составления программ их обеспечения, совершенствования предупредительной и правоохранительной деятельности. Соответственно и изучение преступности в этом случае носит многоаспектный характер. Нельзя отождествлять оценку преступности и оценку деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Состояние и изменение преступности определяются в значительной мере общими социальными условиями, не зависящими от правоохранительных органов. Поэтому увеличение преступности нельзя автоматически оценивать как ослабление деятельности правоохранительных органов по борьбе с ней. Соответственно и снижение преступности - это далеко не всегда успех только правоохранительных органов. Требуется всесторонний углубленный анализ причин изменений криминальной ситуации. При изучении преступности важно находить не только наиболее распространенные характеристики, не только сходное в преступности разных регионов, представителей разных социальных групп, разных видов преступности, но учитывать и различия, особенности, для того чтобы дифференцированно, с учетом этих особенностей обеспечивать практическую деятельность. Источниками информации о преступности являются: а) статистические отчеты: - МВД, прокуратуры, других правоохранительных органов, в том числе о зарегистрированных преступлениях (форма №1 МВД РФ); - отчет о лицах, совершивших преступления (форма №2 МВД РФ), а также форма №1г МВД РФ, содержащая сведения о зарегистрированных преступлениях и выявленных преступниках в разрезе всех статей УК; - формы №1а, №1 р, №3, №5 МВД РФ, а также ряд иных; - судов и органов юстиции, в том числе отчет о работе судов (форма №1 МЮ РФ); - отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания (форма №10 МЮ); - отчет о составе осужденных, месте совершения преступления (форма №11 МЮ); - отчет об осужденных, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте (форма №12 МЮ), при необходимости - другие формы судебной статистики; б) статистические карточки первичного учета, в том числе отражающие сведения о преступлении, о совершившем его лице, о подсудимом. В этих карточках содержится гораздо больше данных, чем в статистических отчетах. Хотя эти отчеты составляются на основании карточек первичного учета, в некоторых статистических формах содержится примерно 30% информации карточек. Все данные карточек первичного учета вводятся в банк данных информационных центров министерств и управлений внутренних дел субъектов Федерации. Соответственно при изучении преступности можно по специальным программам анализировать непосредственные данные карточек. Это дает возможность сопоставлять разные показатели одной или нескольких карточек применительно к выделяемому конкретному объекту исследования. Учет преступности основывается на регистрации конкретных ее проявлений: фактов совершенных преступлений; лиц, совершивших эти преступления; жертв преступлений и сумм материального ущерба, причиненного преступлениями организованных преступных формирований. Однако современная статистика эти данные отражает крайне неполно. Первый показатель - число совершенных преступлений - в принципе не может быть полностью отражен в статистике хотя бы уже потому, что многие преступления совершаются в условиях неочевидности и немало преступников разрабатывают специальные меры по сокрытию следов преступлений, не все потерпевшие сообщают о посягательствах на них, существуют просчеты в оперативно-розыскной и контрразведывательной, контролирующей деятельности. Таким образом, число зарегистрированных преступлений (форма №1 МВД РФ) - это число далеко не всех совершенных преступлений. Снижение числа преступлений (в форме №1) может отражать и фактическое снижение преступности, и изменение нормы закона, практики борьбы с ней, практики ее регистрации. Второй показатель - число лиц, совершивших преступления. В статистике отражается только число выявленных лиц, т.е. установленных преступников, вина которых доказана. Общее число выявленных лиц, совершивших преступления (форма №2), подразделяется на две категории: 1) лица, которые освобождаются от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям в связи с направлением материалов в комиссию по делам несовершеннолетних и т.п.; 2) лица, дела о которых направлены в суд. Вторая категория включает как осужденных, так и оправданных, а также лиц, дела о которых прекращены судом либо направлены на дополнительное расследование. Поэтому одновременно с данными формы №2 МВД РФ следует анализировать и судебную статистику, в том числе о количестве осужденных. Данные о лицах, ранее совершавших преступления (повторно совершивших преступления), учитываются в форме №1-р МВД РФ.
Страницы: 1, 2, 3
|