p align="left">Экономическая политика Н. Хрущева разительно отличалась от сталинской и носила ярко выраженный социальный характер. Самым большим достижением явилось жилищное строительство. За 1955 -- 1964 гг. новоселье справил каждый 4 гражданин страны. Телевизоры, холодильники входили в быт советской семьи Была повышена на 35% минимальная пенсия для рабочих и, служащих. Пенсионный возраст снизился до 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Рабочий день сократился с 48 до 46 час. в неделю. Отменялись обязательные государственные займы, а выплата по старым отсрочивалась на 20 лет. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ РЕФОРМА. В начале 60-х годов состоялась научная дискуссия, в ходе которой ее участники предложили новые методы планирования. С целью проверки новых предложений в 1964-- 1965 гг. проведены эксперименты на нескольких промышленных предприятиях (швейные производственные объединения «Большевичка» и «Маяк»), а также на ряде шахт Украины, в некоторых автохозяйствах Москвы и Ленинграда. Вместо многих показателей для оценки деятельности предприятий вводились всего два: результаты выполнения плана реализации готовой продукции и плана прибыли. Новая система хорошо зарекомендовала себя, что положило начало перестройке планирования и управления экономикой. Организатором хозяйственной реформы был Председатель Совмина СССР А. Н. Косыгин. Предприятия имели право сами планировать себе производительность труда, среднюю зарплату и численность рабочих, рациональную структуру управления, использовать часть прибыли на материальное поощрение. В октябре 1965 г. эти права были закреплены в «Положении о социалистическом государственном производственном предприятии». К 1968 г. около 20 тыс. промышленных предприятий переведены на новые условия хозяйствования, в следующем году -- еще 10 тыс. предприятий. Сказывались и недостатки: погоня за объемами реализации приводила к тому, что более дешевые товары были невыгодны для производства; фонд зарплаты устанавливался сверху и пр. Однако ни сама реформа, ни причины отказа от нее в 70-е годы до сих пор не подвергались тщательному анализу. В 1957 г. началась реформа управления промышленностью. Вместо отраслевого принципа (министерства и ведомства) вводился территориальный принцип. С этой целью на территории страны было создано 105 совнархозов (Советы народного хозяйства). Аргументами в пользу такого шага явились трудность осуществления управления промышленностью (200 тыс. предприятий, 100 тыс. строек), а также стремление приблизить управление к производству. Это, по мысли инициаторов, избавляло промышленность от министерской бюрократии, нерациональных перевозок, распыления средств и т. п. Проведенная в короткие сроки реорганизация дала на первых порах положительный результат. В то же время она привела к увеличению местной бюрократии, нарушились экономические связи, усилилось местничество. Реорганизация зашла в тупик. Предприятия в этих условиях остались бесправны, вместо министерств ими командовали местные СНХ. Промышленность в это время продолжала развиваться на экстенсивной основе. Упор был сделан на развитие тяжелой промышленности, объем которой составлял 75% от общего объема промышленного производства. Легкая промышленность хронически отставала. В целом среднегодовые темпы промышленного производства были достаточно высокими, составляли более 10%. На рубеже 50-х -- начала 60-х гг. в нашей стране были построены основы индустриального общества. В 50-е -- начале 60-х гг. СССР лидировал в приоритетных направлениях развития науки и техники. 4 октября 1957 г. в нашей стране был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. Ю.А. Гагарин осуществил первый в мире полет в космос. Это порождало законную гордость за успехи страны, имело большой пропагандистский эффект. В народном хозяйстве новинки техники внедрялись слабо, приоритет был отдан военно-промышленному комплексу, что позволило впоследствии добиться равновесия в этой области с США. Экономическая политика Н. Хрущева разительно отличалась от сталинской и носила ярко выраженный социальный характер. Самым большим достижением явилось жилищное строительство. За 1955 -- 1964 гг. новоселье справил каждый 4 гражданин страны. Телевизоры, холодильники входили в быт советской семьи. Была повышена на 35% минимальная пенсия для рабочих и, служащих. Пенсионный возраст снизился до 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Рабочий день сократился с 48 до 46 час. в неделю. Отменялись обязательные государственные займы, а выплата по старым отсрочивалась на 20 лет 40. Правовая политика Советского государства во второй половине 1950 - первой половине 1960-х годов К середине 1950-х гг. стало очевидно, что советская экономика не справляется с бременем военных расходов. Вооруженные силы СССР в 1953 г. насчитывали 5,4 млн. человек. Спустя восемь лет после Победы страна фактически содержала армию военного времени. К тому же во второй половине 1940-х гг. было возобновлено прерванное в 1941 г. строительство крупных военно-морских кораблей. Великая Отечественная продемонстрировала, что в оборонительной войне для СССР, страны континентальной, флот играет второстепенную роль. Но Сталин полагал, что великой державе необходим мощный океанский военный флот, способный решать любые задачи в самых отдаленных районах мира. С середины 1950-х гг., когда стало ясно, что главную роль в сдерживании противника будет играть ядерное оружие, советское руководство постепенно начало ограничивать обычные вооружения пределами оборонной достаточности. Уже в 1954--1955 гг. произошли первые решительные столкновения Хрущева с военными. Президиум ЦК рассматривал программу строительства военно-морского флота, рассчитанную на 10 лет. Она включала обширное строительство авианосцев, линкоров, крейсеров, транспортных судов, на которое требовалось 150 млрд. руб. Но даже это не обеспечило бы Советскому Союзу равенство с американским флотом. Чтобы преодолеть отставание от США на море, нужно было израсходовать в десятки раз больше средств, что было абсолютно непосильно для советской экономики. Хрущев счел предложенные затраты бессмысленными и недопустимыми. Его поразило сообщение о том, что за один выход в море Черноморский флот сжигал столько же мазута, сколько выделялось на год всей Украине. А строительство новых кораблей многократно увеличило бы эти расходы. К тому же, по мнению Хрущева, в ядерную эпоху надводные корабли в таком количестве были нужны лишь для высадки крупных десантов, то есть для наступательной войны, которую лидер КПСС в принципе отвергал. В связи с этим, вопреки возражениям адмиралов, Хрущев настоял на отказе от дорогостоящей программы модернизации надводного флота. Приоритет в развитии военно-морских сил был отдан ракетоносным подводным лодкам. Многие крейсеры и линкоры, только что построенные или еще строившиеся, были пущены на слом. (Лишь однажды Хрущев вернулся к вопросу о строительстве надводного флота. Согласно воспоминаниям его сына, во время конфликта в Конго в 1961 г. Хрущев поинтересовался, во что обойдется, и в течение какого времени может быть построена эскадра быстрого реагирования, способная «в любом районе своей силой и флагом Советского Союза поддержать наших друзей». Узнав, что для строительства такой эскадры требуется пять лет и пять миллиардов рублей, он сказал: «Дороговато. Таким деньгам найдем применение получше».) Для моряков уничтожение кораблей стало настоящей трагедией. Однако отказ от концепции ударного надводного флота и развернутое в эти же годы сокращение армии означали переход к оборонительной военно-политической доктрине. Общая численность Вооруженных сил СССР в 1955--1958 гг. сократилась на 2,1 млн. человек и составила около 3,3 млн. военнослужащих. США в 1955 г. сократили армию с 1,4 млн. до 1 млн. человек, а флот -- с 920 тыс. до 870 тыс. человек. Во второй половине 1950-х гг. гонка вооружений между СССР и США приобрела невиданный размах. Первая попытка ограничить ее, предпринятая на Женевской конференции 1955 г., не удалась. Осенью 1957 г. СССР предложил ввести мораторий на испытания ядерного оружия, а весной 1958 г. объявил об одностороннем прекращении испытаний. В советском заявлении говорилось, что если США и Англия не прекратят испытаний, то «Советский Союз будет, разумеется, действовать свободно в вопросе испытания атомного и водородного оружия». Американская сторона сочла этот шаг пропагандистским, поскольку СССР только что завершил большую серию испытаний, а США лишь готовились начать свою серию. Тем не менее, обе сверхдержавы начали переговоры по вопросу о запрещении ядерных испытаний. В сентябре 1959 г. Хрущев прибыл в США с визитом. Это был первый официальный визит главы советского правительства и лидера КПСС в крупнейшую страну западного мира. 41. Гражданское право в СССР во второй половине 1950 - первой половине 1960-х годов Трудовое право в СССР во второй половине 1950 - первой половине 1960-х годов Уголовное право в СССР во второй половине 1950 - первой половине 1960-х годов Гражданское право 2. Гражданско-процессуальное право 3. Трудовое право 4. Земельное и колхозное право 5. Уголовное право 6. Уголовно-процессуальное право 1. Определяющее влияние на развитие имущественных и других общественных отношений, регулируемых гражданско-правовыми нормами, оказывало превращение социалистической собственности в главный фактор экономической жизни страны. 8 декабря 1961 г. Верховный Совет СССР принял Основы гражданского законодательства Союза ССР-и союзных республик. В рамках союзных республик гражданское законодательство было кодифицировано в виде гражданских кодексов. Основы закрепляли государственную и кооперативно-колхозную собственность, собственность профсоюзных и иных общественных организаций. В Основах гражданского законодательства Союза ССР 1961 г. давалась классификация оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, а также классификация форм защиты гражданских прав. В сфере обязательственного права в Основах ведущее место занимали нормы, регулировавшие договоры и другие обязательства между государственными и общественными организациями. Договорная форма использовалась как инструмент выполнения планов и обеспечения ответственности организаций за ассортимент, качество, комплектность и своевременной поставки продукции. 2. 8 декабря 1961 г. Верховным Советом СССР были утверждены Основы гражданского судопроизводства Союза СССР и союзных республик. Основы устанавливали единые для всего Союза ССР общие положения гражданского процессуального права. Основы определяли задачи гражданского судопроизводства, заключавшиеся в правильном и быстром рассмотрении и разрешении гражданских дел. Предусматривалось расширение участия организаций и коллективов трудящихся в судебном рассмотрении гражданских дел. В целях защиты прав и законных интересов граждан профсоюзы и другие общественные организации через своих представителей могли предъявлять иски в суд, участвовать в судебном разбирательстве и сообщать суду мнение коллектива по рассматриваемому делу Гражданские дела в установленных законом случаях могли рассматриваться товарищескими судами. В соответствии с Основами гражданского судопроизводства Союза СССР и союзных республик в 1964 г. были приняты гражданско-процессуальные кодексы в рамках союзных республик. 3. Трудовое право развивалось в направлении повышения материального положения граждан и обеспечения их социальных прав. В 1955--1958 гг. повышается заработная плата низкооплачиваемым трудящимся. В 1964г. была повышена заработная плата работникам, занятым в сфере просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и некоторых других отраслях народного хозяйства. В соответствии с принятыми решениями XX съезда КПСС проводились меры по переходу на сокращенный рабочий день. В предпраздничные и предвыходные дни продолжительность рабочего дня сокращалась на два часа. С 77 до 112 календарных дней увеличивалась продолжительность отпуска женщинам по беременности и родам. Рабочие и служащие получили право одностороннего расторжения трудового договора с предварительным предупреждением администрации предприятия или учреждения за две недели. Новое Положение о порядке рассмотрения трудовых споров было утверждено в 1957 г. Президиумом Верховного Совета СССР. В соответствии с Положением на предприятиях, в учреждениях и организациях из равного числа постоянных представителей фабричных, заводских, местных комитетов профсоюзов и администрации образовывались комиссии по трудовым спорам. Комиссии рассматривали трудовые споры, возникавшие между рабочими (служащими) и администрацией. Обжалование решения комиссии осуществлялось в 7-дневный срок в комитете профсоюза. В случае несогласия с решением комитета профсоюза оно в 10-дневный срок могло быть обжаловано в народном суде. 4. Изменения в земельном и колхозном праве, происходившие в рассматриваемый период, представляли собой составную часть мер, принимавшихся руководством КПСС и Советского государства по преодолению отставания сельского хозяйства. В этих целях были расширены права колхозов. Колхозникам предоставлено право дополнять и изменять отдельные положения Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 г. с учетом местных условий. Колхозы могли
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|