p align="left">Правительство ответственно перед парламентом, всеми своими действиями и актами. Конституция закрепляет также принцип коллегиальной ответственности всех членов Совета министров и персональной ответственности министров за возглавляемые ими ведомства. Правительство руководит системой исполнительной власти и оказывает существенное влияние на деятельность органов областного и местного самоуправления; оно прямо и посредством своих представителей на местах в лице правительственных комиссаров, префектов, органов счетной палаты и т. п. оказывает влияние как на нормотворческую деятельность, так и на экономическую политику областей, провинций и коммун. Меняется и система государственного управления на местах. Новым в практике Итальянского государства явился институт правительственного комиссара, в полномочия которого вошли руководство всей гражданской администрацией в области и координация его деятельности с деятельностью органов областного самоуправления. Вместе с тем сохранился институт префекта, который назначается президентом республики по рекомендации министра внутренних дел. При префекте формируется совет префектуры, осуществляющий контроль за административной и финансовой деятельностью в провинциях. В подчинении префекта находятся также провинциальные органы специальных служб, городская и сельская полиция. Из юрисдикции префекта изъяты вопросы правосудия, вооруженные силы и транспорт. Правящие круги были вынуждены пойти на некоторые структурные изменения и в вооруженных силах. В армии вводится институт генерального инспектора вооруженных сил, находящегося в подчинении только верховного главнокомандующего. Были созданы также консультативно-координационные органы -- Высший совет по аэронавтике и Высший совет по обороне. В воинский устав были внесены изменения, направленные на некоторую демократизацию армии: солдаты получили право на создание комиссий, контролировавших питание, выдачу увольнительных и т. п. К началу 50-х годов в Италии практически сформировались пять видов полиции: силы общественной безопасности, корпус карабинеров, финансовая полиция, лесная охрана, провинциальная полиция. Правовой инструмент, используемый правоохранительными органами, сохранился в основном неизменным: это Уголовный кодекс 1931 г. и Уголовно-процессуальный кодекс 1941 г. и другие правовые документы, созданные в дофашистский и фашистский периоды истории Италии. Правовой основой деятельности Конституционного суда явились статьи Конституции, которые к его полномочиям относят контроль за конституционностью правовых норм; разрешение споров между органами государственной власти, а также между государством и областями; защиту основных прав граждан и организаций перед административными органами; рассмотрение обвинений в отношении президента республики и членов правительства. Главной задачей Суда является охрана конституционных гарантий и противодействие различным государственным органам, превышающим свои полномочия, определенные Конституцией. Только Конституционный суд обладает правом окончательного толкования Конституции и соответствия ей других нормативных актов, а следовательно, может объявить недействительным любой нормативный акт, признав его противоречащим Основному Закону. К полномочиям Суда относятся охрана законности в стране в случае проведения референдума и защита республиканской формы правления. Суд формируется из 15 судей, треть из которых назначает президент республики, треть -- парламент и треть -- Высшая общая и административная магистратура (чиновники судов, прокуратуры, ученые-юристы и т. п.). Срок полномочий членов Суда -- 9 лет с постепенной заменой. С целью независимости от других государственных органов Конституционный суд имеет собственный бюджет, его решения защищены Конституцией от какого-либо преследования. В дальнейшем в развитие положений Конституции о Конституционном суде его члены получили право иммунитета, которым обладают члены парламента. Постепенно сформировалась закрепленная Конституцией следующая система органов правосудия: Государственный совет; Счетная палата; военные трибуналы; суды присяжных; апелляционные и кассационные суды и преторы, а также административные джунты. Судебную систему возглавляет Высший совет магистратуры под председательством президента республики. Конституция провозгласила два важных принципа деятельности судебной системы: независимость судей и институт суда присяжных. Согласно Конституции 1947 г., провозгласившей принцип широкой автономии областей и местного самоуправления, Италия -- унитарное децентрализованное государство; страна поделена на 20 областей, 95 провинций и 8068 коммун. Впервые в истории Италии началось решение проблемы областной автономии. Область имеет статут, принимаемый областным советом и утверждаемый парламентом. Область управляется областным советом, исполнительным органом которого является областная джунта. В полномочия областного совета входят: формирование органов и учреждений областного подчинения, в том числе полиции; изменение границ коммун; местная торговля; здравоохранение, социальное обеспечение и профессиональное обучение, вопросы санитарии и гигиены; градостроительство и туризм; музеи, библиотеки и т. п. Областной совет контролирует деятельность провинциальных и коммунальных органов самоуправления. Область обладает и известной финансовой автономией -- в ее распоряжение поступают местные и часть общегосударственных налогов. Областной совет является субъектом законодательной инициативы -- группа из пяти областных советов может потребовать проведения референдума по вопросам законодательства (кроме законов об амнистии, о помиловании, о налогах и бюджете, о полномочиях на ратификацию международных договоров). Области участвуют также в избрании президента республики. Споры между государством и областями, а также между областями решаются в Конституционном суде. Области состоят из провинций и коммун. Провинция управляется провинциальным собранием, которое избирает провинциальную джунту в качестве исполнительного органа. Нижнее звено административно-территориальной системы -- коммуна -- управляется коммунальным советом, который избирает коммунальную джунту, возглавляемую мэром. Наряду с областной автономией и местным самоуправлением действует и система органов управления на местах: правительственные комиссары в областях, префекты в провинциях, мэры как доверенные лица правительственной власти в коммунах. Местные органы могут быть распущены, если по мнению соответствующего представителя центральной власти они совершили действия, противоречащие Основному Закону или действующему законодательству. В таком случае декрет о роспуске областного совета принимается президентом республики по рекомендации совместной комиссии палат парламента. За послевоенное время прогрессивным силам Италии удалось создать демократическую избирательную систему и избирательное право. С 1975 г. активным избирательным правом пользуются граждане с 18 лет, пассивным -- с 25 лет, за исключением выборов в сенат, где возрастной ценз составляет соответственно 25 и 40 лет. Демократизм избирательной системы Италии проявился в развитии института референдума. Конституция предусматривает как одну из форм законодательной инициативы внесение законопроектов от имени не менее 50 тыс. избирателей, а также проведение референдума об изменении границ областей и о праве провинций и коммун переходить в другую область. Становление государственно-правовых институтов. После принятия Конституции 1947 г. потребовалось несколько десятилетий, вплоть до 90-х годов, для претворения в жизнь всех ее положений. Конституционный суд начал работать в 1956 г.; Высший совет магистратуры -- в 1958 г.; в 1970 г. были законодательно оформлены институты народной инициативы и референдума. В 1989 г. был принят Гражданский кодекс. Становление государственно-правовых институтов проходило в обстановке напряженной политической борьбы. Важной ступенью развития положений Основного Закона о правах гражданина стал "статут трудящихся" -- "Положения об охране свободы и достоинства трудящихся, о профсоюзной свободе и профсоюзной деятельности на производстве и положения о трудоустройстве" (Закон 1970 г.). В законе были отражены такие основополагающие принципы, как право по месту работы свободно выражать свои взгляды, запрет собирать сведения о политических и религиозных взглядах работников и их профсоюзной ориентации, право на объединение и профсоюзную деятельность. На основе Конституции 1947 г. совершенствуются полномочия и структура органов государственной власти и управления. Были приняты регламенты о палате депутатов и сенате Республики, которыми определялись структура палат, порядок разработки и принятия законов, повседневная деятельность парламента. Конкретизируются конституционные положения о полномочиях Высшего совета магистратуры и Национального совета экономики и труда. Получил дальнейшее развитие статус членов Конституционного суда, согласно которому члены Суда не могут занимать государственные должности, работать в частных учреждениях, заниматься адвокатской практикой, преподавать. Они не имеют также права выставлять свои кандидатуры в органы представительной власти, участвовать в работе политических партий и других общественных организациях. Законодательно были закреплены существенные гарантии, обеспечивающие (при наличии широкой областной автономии) целостность государства: строгая субординация между центральной и областной властью (любой закон, например принятый областным советом, должен быть завизирован правительственным комиссаром); Областной совет может быть распущен в случае его антиконституционных и противозаконных действий). Изменения в системе избирательного права, происходившие в 50--90-е годы, привели к применению наряду с пропорциональной и мажоритарной системы выборов. Демократизм избирательной системы проявился и в развитии института референдумов, которые стали играть большую роль в общественно-политической жизни Италии. По числу общенациональных референдумов Италия занимает одно из первых мест в Европе. К их числу относятся, например, референдумы о разводе, о финансировании политических партий, о пожизненном заключении. Большую роль в формировании демократического политического решения послевоенной Италии стали играть действующие на основе Конституции 1947 г. политические партии. С конца 40-х годов доминирующее положение прибрела поддерживаемая Ватиканом христианско-демократическая партия, лидеры которой формировали правительство страны. Но с 1962 г. правящие круги Италии были вынуждены перейти к созданию коалиционного правительства, сначала "левого центра" (ХДП, социал-демократы, республиканцы и социалисты), а затем "правого центра", куда входили представители социал-демократов, республиканцев, либералов и христианских демократов. Таким образом, сформировался устойчивый политический центр в лице перечисленных политических партий. По отдельным вопросам внешней и внутренней политики страны его поддерживала итальянская коммунистическая партия, самоликвидировавшаяся в 1991 г. 10 декабря 1947 г. страны антигитлеровской коалиции заключили мирный договор с Италией. Он провозглашал развитие Италии как свободного демократического государства: оккупационный режим прекращался через три месяца; Италия признала суверенитет ранее захваченных территорий, отказалась от своих бывших колоний в Африке (Ливия, Итальянское Сомали, Эритрея); обязалась выплатить репарации странам, которым во время войны ею был нанесен ущерб. Итальянская Республика вступила в мирный период своего развития, характерной чертой которого явилось активное участие католической церкви в общественно-политической жизни страны, членство в НАТО, а также в различных европейских региональных организациях -- Европейском Экономическом Союзе, Евроатоме и др. Правовым основанием участия Итальянской Республики в международных и региональных организациях стали положения Конституции (ст. 10 и 11), провозглашавшие отказ от войны и соответствие правопорядка страны общепринятым нормам международного права. Правящим кругам Италии удалось стабилизировать политическую обстановку, обеспечить рост экономики (Италия на рубеже веков -- это высокоразвитая индустриально-аграрная страна, занимающая шестое место в мире) и направить Италию по пути развития и совершенствования социально-экономической структуры буржуазно-демократического общества. Тенденциями такого развития являются расширение и углубление прав и свобод граждан на основе Конституции 1947 г., развитие областного и местного самоуправления, формирование устойчивого политического центра, что позволяет срывать все попытки государственных переворотов и ликвидации демократических завоеваний итальянского народа, осуществлять успешную борьбу с правым и левым экстремизмом.
Страницы: 1, 2, 3
|