реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Источники административного права

реферат
p align="left">Чрезвычайные (исключительные) законы принимаются при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, и носят временный характер.

Законодательная деятельность - сложный и многогранный процесс.

Порядок подготовки, рассмотрения и принятия законов опре-деляется Конституцией и регламентами деятельности соответст-вующих представительных органов государственной власти. Эти акты предусматривают следующие основные стадии издания за-конов:

- законодательная инициатива;

- обсуждение законопроекта;

- принятие закона;

- опубликование(обнародование).

Под законодательной инициативой принято понимать предо-ставленное строго определенному кругу лиц или учреждений право на внесение в органы представительной власти предложе-ний по совершенствованию законодательства и конкретных за-конопроектов, которому корреспондирует обязанность законо-дательных органов рассмотреть эти инициативы.

К числу субъектов, наделяемых правом законодательной ини-циативы, статья 104 Конституции РФ относит Президента РФ, Совет Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государ-ственной Думы, Правительство, законодательные органы субъ-ектов РФ, Конституционный, Верховный и Высший Арбитраж-ный суды РФ.

После регистрации законопроекты направляются в рабочие органы палат (комитеты и комиссии) для предварительного рас-смотрения и подготовки предложений о порядке дальнейшей ра-боты над ними. Некоторые из актов, связанных со значительным расходованием денежных средств из федерального бюджета, должны иметь предварительное заключение Правительства.

Обсуждение законопроекта осуществляется, как правило, в нескольких чтениях. Оно проводится на открытом заседании па-латы представительного органа и начинается с доклада инициа-тора законопроекта и содоклада подготовительной комиссии (комитета) по основным положениям проекта. При необходи-мости по особо важным, касающимся всего населения законо-проектам может быть и всенародное обсуждение. Непосредст-венное рассмотрение текста проводится постатейно, по разделам или в целом. При этом каждая предложенная поправка голосует-ся отдельно.

В зависимости от степени готовности законопроекта он может быть либо принят, либо отклонен, либо направлен на доработку и повторное рассмотрение.

Принятие федерального закона осуществляется на заседании Государственной Думы. Закон считается принятым, если за его принятие проголосовало более половины от общего числа этой палаты. Для принятия конституционного закона и для преодоления отлагательного вето Президента или Совета Федерации необходимо не менее двух третей голосов депутатов.

Некоторые законы могут иметь весьма существенное значе-ние для всех субъектов Федерации (ст. 106 Конституции РФ). В этой связи они принимаются к рассмотрению Советом Федера-ции. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или если он в течение четырнадцати дней не был рассмотрен Советом Федерации вообще. При одобрении конституционного закона необхо-димо не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Для преодоления разногласий между двумя палатами Федерального Собрания могут создаваться согласи-тельные комиссии.

Текст принятого закона в течение четырнадцати дней подпи-сывается и обнародуется Президентом. В случае несогласия с некоторыми положениями закона Президент может наложить на него отлагательное вето и направить на повторное рассмотрение в Госдуму.

Законы подлежат обязательному офи-циальному опубликованию. Оно имеет важное юридическое (так как с ним связано вступление закона в силу) и социальное значение (так как является основой презумпции знания закона). В соответст-вии с Конституцией РФ неопубликованные законы не применяются.

Согласно Закону от 25 мая 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, фе-деральных законов, актов палат Федерального Собрания» феде-ральные законы публикуются в течение семи дней после их под-писания Президентом в «Российской газете» или «Собрании за-конодательства Российской Федерации».

В необходимых случаях законы могут быть оглашены и иными, неофициальными способами: опубликованы в органах печати, обнародованы по телевидению, радио, переданы по кана-лам связи, а также разосланы соответствующим государственным органам.

Подзаконные нормативно-правовые акты. Своеобразие указов и распоряжений Президента Российской Федерации связано с его компетенцией. Они не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

В зависимости от характера полномочий Президента все его указы можно классифицировать на:

- указы в границах собственных полномочий;

- указы на основе полномочий, делегированных Парламен-том;

- указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного положения, чрезвычайного положения, пред-ставления о назначении на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генераль-ного прокурора).

По юридической значимости указы делятся на нормативные и правоприменительные.

Нормативные указы содержат нормы права и регулируют раз-нообразные сферы общественной жизни, имеют общеобязатель-ный характер. Особенно много указов принимается для регули-рования отношений в области экономики (о приватизации, рынке ценных бумаг, инвестициях и т.д.). Иногда они сопровож-даются утверждением положений об органах, выполняющих оп-ределенные функции, или о порядке деятельности в конкретной сфере общественных отношений.

Правоприменительные указы носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т.д.).

Распоряжения Президента также ненормативны и принима-ются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из ре-зервного фонда и т.д.). Их отличие от ненормативных указов не-сколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю.

Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, тоже издают правовые акты в форме указов и распоряжений.

Очень важны и многообразны по содержанию нормативно-правовые акты российского Правительства.

Эти акты можно подразделить на акты, издаваемые во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента, и акты по вопросам собственной компетенции. Специфика координирующей, управленческой деятельности Прави-тельства сказывается на содержании и массиве принимаемых актов.

Правительство разрабатывает, утверждает и реализует базо-вые нормативно-правовые акты и целевые комплексные про-граммы, рассчитанные на длительный период действия (феде-ральный бюджет, федеральная программа поддержки малого Предпринимательства и т.д.).

Принимаемые им акты:

во-первых, оперативно регулируют отношения в различных от-раслях общественной и государственной жизни;

во-вторых, устанавливают правовые ориентиры для деятель-ности всех органов исполнительной власти, предприятий и уч-реждений;

в-третьих, вводят нормативно-правовые основы для издания других правовых актов.

Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов

исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 с изменениями от 11 декабря 1997 г., 6 ноября 1998 г.) устанавливают, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (далее именуются - нормативные правовые акты) издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

В соответствии с действующим законодательством Прави-тельство РФ для осуществления своих полномочий по управле-нию обществом принимает постановления и распоряжения. По-становления, как правило, нормативны и общеобязательны, они разрабатываются и принимаются коллегиально. Распоряжения же, будучи разновидностью правоприменительных актов, принимаются и подписываются Председателем или заместителем Председателя Правительства на основе единоначалия и адресуются, как правило, узкому кругу исполнителей. В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполни-тельной власти» указы и распоряжения Президента РФ, поста-новления и распоряжения Правительства РФ подлежат офици-альному опубликованию в «Российской газете» и в «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение десяти дней после их подписания.

Министерства, государственные комитеты и иные федераль-ные ведомства издают правовые акты, именуемые приказами и инструкциями. В них обычно определяется порядок деятельности отраслевых подведомственных предприятий, организаций и уч-реждений по решению задач, стоящих перед отраслью. Иногда, в связи с межотраслевой, функциональной направленностью ми-нистерства (ведомства), эти акты могут быть адресованы не-скольким министерствам и регулировать межотраслевые отно-шения. Например, правовые акты Министерства финансов, Ми-нистерства внутренних дел и др.

Приказы могут быть как нормативными, так и ненорматив-ными. Будучи разновидностью распорядительных актов, они разрабатываются структурными подразделениями министерств и состоят из констатирующей и распорядительной частей. Под-писываются министром или по его поручению заместителем ми-нистра.

Инструкции же, регулируя определенные стороны деятель-ности министерства, всегда имеют нормативное содержание. Они визируются руководителями структурных подразделений (разработчиков) и утверждаются министром (замминистра) путем издания приказа или проставления грифа утверждения.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполни-тельной власти, прошедшие государственную регистрацию в Ми-нистерстве юстиции РФ, подлежат обязательному официальному опубликованию в течение десяти дней после их регистрации в газете «Российские вести» и «Бюллетене нормативных актов фе-деральных органов исполнительной власти» издательства «Юри-дическая литература» или распространяемых центром правовой информации «Система».

В государствах СНГ проблема соотношения ведомственных актов с Конституцией и законами решается более содержательно, чем в России. Так, в ст. 88 гл. 14 Конституции Республики Казахстан установле-но: члены Кабинета Министров ответственны перед Верховным Советом по вопросам исполнения законов. Верховный Совет рес-публики вправе заслушать их отчеты об исполнении законов. А в ст. 94 Конституции Эстонской Республики говорится об образова-нии министерств в целях упорядочения сфер управления на осно-вании закона. Министр издает распоряжения и приказы. Более строго законные рамки деятельности центральных органов опреде-лены в ст. 79 Конституции Чешской Республики: министерства и другие органы могут на основании и в рамках закона издавать пра-вовые предписания, если они уполномочены на то законом.

Несмотря на попытки соизмерения содержания и формы ве-домственных актов, пока строгой их соотносимости добиться не удалось. Если обратиться к перечню нормативных актов минис-терств и ведомств, зарегистрированных в июле-августе 1994 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации, то среди 60 актов можно обнаружить 4 постановления (изданы Министерством труда), 9 писем, 2 распоряжения, 20 приказов, 27 разъяснений, 2 инструкций, указаний, Положений. Лишь 2 акта изданы во испол-нение двух законов и 2 акта - во исполнение законодательства.

Отметим, что акты типа "инструкция", "Положение" довольно схожи по содержа-нию, и еще предстоит точнее определить особенности каждого вида. Не всегда находится верный баланс между распорядительны-ми актами - приказ, указание, распоряжение - и вышеназванны-ми нормативно-методическими документами. Подчас либо методические документы утверждаются как самостоятельные и ме-няются, отменяются любым образом, либо нормативные докумен-ты типа письма изменяют распорядительные акты. Было бы лучше с помощью последних вводить в действие методические докумен-ты, не умаляя их самостоятельного значения для решения опера-тивно-распорядительных задач.

На уровне субъектов Федерации используются те же формы правовых актов, что и на федеральном уровне (законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, другие установления). Однако есть и своя специфика, связанная с различным правовым положением субъектов регионального правотворчества, объемом и характером регулируемых отношений и другими обстоятельст-вами. Если правовые системы республик как субъектов Федера-ции уже сложились и во многом дублируют формы правовых актов федеральных органов, то правовые системы краев, облас-тей, автономных округов и городов федерального значения нахо-дятся еще в стадии становления.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.