реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Интеллектуальная собственность

реферат
p align="left">Всемирная конвенция в редакции 1971 г. в самой общей фор-ме закрепляет исключительное право автора «разрешать воспроиз-ведение независимо от его способа» (ст. IV bis).

Право на передачу в эфир. Данное имущественное право авто-ра закреплено в ст. 11 bis Бернской конвенции. В соответствии с ней авторы пользуются исключительным правом разрешать:

- передачу своих произведений в эфир или публичное сооб-щение этих произведений любым другим способом беспроволоч-ной передачи знаков, звуков или изображений;

- всякое публичное сообщение, будь то по проводам или средствам беспроволочной связи, повторно передаваемое в эфир произведение, если такое сообщение осуществляется иной орга-низацией, нежели первоначальная. (Имеется в виду право разре-шать ретрансляцию. Так что если автор разрешил одной радиове-щательной организации использование своего произведения, это не означает, что оно может потом бесконтрольно использоваться остальными организациями для передачи в эфир.);

- публичное сообщение переданного в эфир произведения с помощью громкоговорителя или любого другого аппарата, пере-дающего звуки, знаки или изображения.

Пункт 3 ст. 11 bis специально подчеркивает, что разрешение на передачу произведения в эфир не включает в себя разрешение на запись передаваемого произведения. Такая запись представляет собой воспроизведение, и потому для ее осуществления нужно отдельное разрешение правообладателя (по правилам о праве на воспроизведение). Законодательство стран Союза может разре-шать радиовещательным организациям осуществлять без согласия автора лишь так называемые записи краткосрочного пользования и их хранение в архивных целях (ст. 24 Закона РФ об авторском праве).

Что касается Всемирной конвенции в редакции 1971 г., то она также предоставляет автору это право, но в самой общей форме - «исключительное право разрешать... передачу в эфир» (ст. IV bis). Таким образом, по Всемирной конвенции гораздо шире круг во-просов, которые оставлены для решения в национальном законо-дательстве.

Право долевого участия на оригиналы произведений искусства и рукописей (ст. 14 ter Бернской конвенции). Данное право за-ключается в том, что в отношении оригиналов произведений ис-кусства и оригиналов рукописей (в том числе музыкальных про-изведений) автор, а после его смерти правопреемники, имеют не-отчуждаемое право на долю от цены при каждой последующей продаже произведения, следующей за его первой уступкой. Дан-ное право может быть реализовано, только если законодательство страны, к которой принадлежит автор (если он не является граж-данином страны - участницы Бернской конвенции), предусматри-вает такое право, и в объеме, допускаемом законодательством страны, в которой истребуется эта охрана. Порядок взимания и суммы, причитающиеся автору, устанавливаются национальным законодательством.

Право ни переделку произведений. В соответствии со ст. 12 Бернской конвенции авторы пользуются исключительным правом разрешать переделки, аранжировки и иные изменения своих про-изведений. Такие произведения охраняются как оригинальные при условии соблюдения прав автора первоначального произведения.

Статья 14 Бернской конвенции специально закрепляет одну из разновидностей права на переделку: исключительное право разрешать, во-первых, кинематографическую переделку и воспро-изведение своих произведений, а также распространение переде-ланных или воспроизведенных таким образом произведений и, во-вторых, публичное представление и исполнение переделанных и воспроизведенных таким образом произведений и сообщение их по проводам для всеобщего сведения. Как следствие, на каж-дое из перечисленных действий нужно специальное разрешение автора оригинального произведения. Например, при создании фильма на основе книги нужны отдельные разрешения автора книги на ее переделку в сценарий, на создание фильма на основе сценария, на его воспроизведение, на публичное представление (прокат в кинотеатрах), на передачу в эфир или сообщение по кабелю.

Наконец, переделка в любую другую художественную форму кинематографической постановки, производной от литературного или художественного произведения, требует разрешения не только ее автора, но и автора оригинального произведения (п. 2 ст. 14).

Выше были перечислены права, которыми обладают авторы любых литературных и художественных произведений. Кроме них Бернская конвенция выделяет группу прав, которыми наделены авторы отдельных категорий произведений.

Авторы драматических и музыкально-драматических произведений в соответствии со ст. 11 Бернской конвенции имеют исключитель-ное право разрешить публичное представление или исполнение своих произведений и их переводов любыми средствами или способами, а также передачу любым способом их постановок и исполнений для всеобщего сведения. Аналогичные права предоставляются авто-рам литературных произведений (ст. 11 ter Бернской конвенции в отношении публичного чтения их произведений и переводов их произведений). Что касается Всемирной конвенции в редакции 1971 г., то она в самой общей форме закрепила исключительное право автора разрешать публичное исполнение произведения (не-зависимо от вида произведения). Дальнейшая конкретизация ос-тавлена на усмотрение национального законодательства.

Соглашение ТРИПС и Договор ВОИС по авторскому праву расширили перечень исключительных прав автора по сравнению с Бернской конвенцией, закрепив право на распространение про-изведений, право проката и право на публичное сообщение про-изведения. Право на распространение (right of distribution) закреп-лено в ст. 6 Договора ВОИС. Оно определено как исключитель-ное право автора разрешать действия по продаже или иной передаче права собственности на оригинал или копии произведе-ния, которые делают произведение доступным для всеобщего све-дения. Данное право может быть ограничено законодательством договаривающихся государств первой продажей оригинала или копии произведения с согласия автора - «исчерпание прав».

Право проката (право разрешать прокат) закреплено в ст. 11 Соглашения ТРИПС и в ст. 7 Договора ВОИС. Оно принадлежит авторам компьютерных программ и кинематографических произ-ведений. Договор ВОИС добавляет к ним «произведения, вопло-щенные в фонограммах (works embodied in phonograms), как это определено национальным законодательством сторон». Данное право не применяется в отношении компьютерных программ в том случае, если программа сама по себе не является основным объектом проката (т.е. арендуется, например, компьютер). В от-ношении же кинематографических работ право проката применя-ется только при условии, что их коммерческий прокат привел к широкому копированию таких произведений, и это нанесло су-щественный вред праву автора на воспроизведение.

Наконец, право на публичное сообщение произведений (ст. 8 До-говора ВОИС) означает право разрешать любое сообщение произ-ведения для всеобщего сведения по проводам или средствам бес-проволочной связи, включая такой способ, при котором публика имеет доступ к произведению из любого места и в любое время по своему выбору. Таким образом, право, закрепленное в ст. 8 Договора, шире по своему содержанию, чем право на передачу произведения в эфир, предусмотренное Бернской конвенцией.

Кроме вышеназванных прав Бернская конвенция содержит ряд положений относительно защиты охраняемых прав. Общее правило заключается в том, что правообладатель имеет право возбу-ждать судебное преследование против контрафакторов (п. 1 ст. 15). Статья 16 устанавливает, что контрафактные экземпляры подле-жат аресту в любой стране Союза, в которой это произведение пользуется правовой охраной. То же относится и к воспроизведе-ниям охраняемого произведения, происходящим из страны, в ко-торой данное произведение не охраняется или перестало пользо-ваться охраной.

Соглашение ТРИПС в ст. 41-66 содержит в отличие от Берн-ской конвенции очень подробный перечень средств правовой за-щиты авторских прав, а также основные требования к процедуре их применения. Прочие международные договоры почти целиком оставляют этот вопрос на усмотрение национального законодателя.

Статья 41 Соглашения ТРИПС устанавливает общую обязан-ность государств-участников обеспечить в своем национальном законодательстве эффективное применение против любых нару-шений прав интеллектуальной собственности установленных Со-глашением мер правовой защиты. Такие меры должны включать эффективные средства для предотвращения нарушений и для пресечения длящихся нарушений. Процедуры их применения должны быть такими, чтобы не создавать препятствий законной торговле и обеспечивать гарантии от злоупотребления ими. Под-черкивается также, что процедуры, связанные с защитой прав на интеллектуальную собственность, не должны быть излишне ус-ложненными или дорогостоящими, влечь необоснованные за-держки (что особенно важно для российского правосудия).

Далее устанавливаются общие требования к судебной и адми-нистративной процедуре по данной категории дел. Кроме того, вводятся специфические таможенные меры защиты, заключаю-щиеся во временном задержании (до выяснения обстоятельств) предположительно контрафактных экземпляров на таможенной границе с целью предотвращения введения их в оборот (ст. 51-60 ТРИПС).

1.3. Патентное право

Охрана изобретений во всем мире осуществляется на основе норм патентного права. В отношении изобретений территориальный характер соответствующих прав проявляется еще более ярко, чем в отношении произведений литературы и искусства. Технические до-стижения признаются в качестве изобретений только в результате принятия решения соответствующим государственным органом (патентным ведомством; в России - Федеральным органом исполни-тельной власти по интеллектуальной собственности, функции которо-го осуществляет Роспатент), и права на изобретения возникают у ка-кого-либо лица лишь в случае выдачи ему охранного документа (па-тента). Такой документ действует только на территории государства, в котором он был выдан. Поэтому для приобретения права на это изо-бретение в другом государстве требуются подача заявки и самостоя-тельная выдача патента или иного охранного документа в этом ино-странном государстве. Богуславский М.М. Международное частное право. - М., 2006. С. 375.

Признание предложения изобретением и выдача патента осущест-вляются в каждом государстве на основе норм его внутреннего законода-тельства. К изобретению предъявляется требование новизны, а в ряде стран - также требование полезности. Предложенное решение должно быть новым, т.е. не известным ранее во всем мире (так называемая миро-вая новизна) или в данной стране (локальная новизна). Новизна уста-навливается путем проведения специальной экспертизы на новизну (прежде всего по патентной и научно-технической литературе).

Охрана осуществляется путем выдачи патента на изобретение (имеются различные виды патентов).

Обычно в случае выдачи патента исключительное право на изо-бретение предоставляется патентообладателю, в качестве которого чаще всего выступают крупные фирмы. Имея патент, патентообла-датель может разрешить кому-либо использовать это изобретение, Использовать его сам или вообще никому его не предоставлять для Использования. Без согласия патентообладателя изобретение не может быть использовано. Если кто-либо сделает это, т.е. нарушит патент, то по решению суда с нарушителя можно будет взыскать Убытки, связанные с нарушением патента, и наложить арест на изделие, созданное с использованием патента, например при ввозе его в страну.

Лицо, нарушившее исключительное право патентовладельца, обя-зано прекратить нарушение и возместить причиненный ущерб в по-рядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Основным международным соглашением, регулирующим во-просы охраны прав на изобретения и товарные знаки, является Па-рижская конвенция по охране промышленной собственности. Главная цель Конвенции состоит в создании более льготных условий для па-тентования изобретений организациями и гражданами одних госу-дарств в других.

Парижская конвенция не предусматривает создания международ-ного патента, который, будучи выдан в одной стране - участнице Конвенции, действовал бы во всех других странах. В любой другой стране изобретение может свободно использоваться без выплаты воз-награждения, если оно там не запатентовано.

Одним из основных принципов Парижской конвенции является принцип национального режима. Конвенция предусматривает предо-ставление гражданам и фирмам любой страны - ее участницы такой же охраны промышленной собственности, какая предоставляется или будет предоставляться в будущем своим гражданам законодательст-вом данного государства (ст. 2).

Практически наиболее важным правилом Парижской конвенции яв-ляется правило о конвенционном приоритете. Введение правила о приоритете в Конвенцию объясняется следующим: патент получает тот, кто первым подал заявку на изобретение. Первенство в подаче заявки обеспечивает новизну изобретения, которая является необхо-димым условием выдачи патента.

Заключение

Правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесе-но Конституцией РФ (п. «о» ст. 71) к ведению Российской Федерации. В ст. 138 ГК РФ интеллектуальная собственность определяется как ис-ключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства Индиви-дуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выпол-няемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Это право признается в случаях и порядке, уста-новленных Гражданским кодексом РФ, иными федеральными законами и международными договорами РФ. Общим для результатов интел-лектуальной деятельности и средств индивидуализации, относящихся к объектам исключительных прав, является то, что их использование может осуществляться третьими лицами только с согласия правообла-дателя. Следует заметить, что в доктрине обращается внимание на тенденцию к расширению сферы действия исключительных Прав за счет включения в нее таких нематериальных объектов, как неотчуж-даемые от личности права, не имеющие имущественной ценности. Звеков В.П. Международное частное право. - М., 2004. С. 471.

В Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллекту-альной собственности, 1967 г. (ВОИС), указывается, что понятие «ин-теллектуальная собственность» включает в себя права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям; исполни-тельской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в произ-водственной, научной, литературной и художественной областях.

В Бернской конвенции об охране литературных и художествен-ных произведений, государства-участники которой образовали Бернский союз (административные функции Союза выполняет ВОИС), термин «литературные и художественные произведения» охватывает все произведения в области литературы, науки и искусст-ва, каким бы способом и в какой бы форме они ни были выражены, как-то: книги, брошюры и другие письменные произведения; лек-ции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; хо-реографические произведения и пантомимы; музыкальные сочине-ния с текстом или без текста; кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики и литографии; фотографичес-кие произведения, к которым приравниваются произведения, выра-женные способом, аналогичным фотографии; произведения при-кладного искусства; иллюстрации, географические карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, то-пографии, архитектуре или наукам. Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г. со-держат положения об охране авторских и смежных прав в цифро-вых сетях.

В число многосторонних международных договоров, охватываю-щих широкий круг объектов интеллектуальной собственности, вклю-чая компьютерные программы, входит Соглашение об относящихся к торговле аспектах прав интеллектуальной собственности 1993 г., за-ключенное в рамках Уругвайского раунда ГАТТ. «Частью» интеллек-туальной собственности является промышленная собственность, под объектами охраны которой в Парижской конвенции по охране про-мышленной собственности 1883 г. понимаются патенты на изобрете-ния, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания проис-хождения или наименования места происхождения товаров, а равно пресечение недобросовестной конкуренции.

Еще нельзя считать преодоленным заблуждение относительно отождествления объектов творческой деятельности и объектов права собственности, что в определенной мере объясняется обращением к слову «собственность» для обозначения указанных прав (интеллектуальная собственность, промышленная собственность). Но объектами права собственности могут быть лишь материальные носители реше-ний, образов, идей Суханов Е.Л. Российский закон о собственности. Комментарий. - М., 1993. С. 19.. Права на результаты творческой деятельности носят исключительный, а не вещный характер, и регулируются зако-нодательством об авторском праве и смежных правах, о патентах, по-лезных моделях, промышленных образцах и др. В.А. Дозорцев пишет: «Исключительное право - это абсолютное право на нематериальный объект. Исключительные права выполняют для нематериальных объ-ектов ту же функцию, что и право собственности для материальных объектов, хотя этим не исчерпываются. Поэтому можно констатиро-вать существование в гражданском праве двух видов соответствую-щих этим объектам исходных прав - права собственности и исключи-тельных прав. Разумеется, в рамках исключительных прав существует достаточное число разновидностей» Дозорцев В.Л. Вступительная статья // Права на результаты интеллектуальной деятельности. Сб. нормативных актов. - М., 1994. С. 42..

Список литературы

1. Бендевский Т. Международное частное право. - М., 2005.

2. Богуславский М.М. Международное частное право. - М., 2006.

3. Бужигаева Т.Е. Международное частное право. - М., 2005.

4. Гаврилов В.В. Международное частное право. - М., 2001.

5. Ерпылева Н.Ю. Международное частное право. - М., 2005.

6. Звеков В.П. Международное частное право. - М., 2004.

7. Канашевский В.А. Международное частное право. - М., 2006.

8. Международное частное право. / Под ред. Г.К. Дмитриевой. - М., 2004.

9. Нешатаева Т.Н. Международное частное право и международный гражданский процесс. - М., 2004.

10. Федосеева Г.Ю. Международное частное право. - М., 2005.

11. Суханов Е.Л. Российский закон о собственности. Комментарий. - М., 1993

12. Дозорцев В.Л. Вступительная статья // Права на результаты интеллектуальной деятельности. Сб. нормативных актов. - М., 1994.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.