p align="left">Право на приобретение фамильного имени усыновителя. При этом такая передача была возможна только по желанию усыновителя и не допускалась, если усыновленный пользуется большими правами состояния, чем усыновитель. Кроме того, как отмечалось ранее, передача усыновленным фамилий, потомственными дворянами допускалась только с Высочайшего разрешения (т.е. с разрешения императора) (ст. 152 С.З.Г.). Право на получение содержания и воспитания от усыновителя (ст.156-1, 172 С.З.Г.). При этом усыновление не прерывает юридической связи усыновленного с родителями, он имеет право на получение содержания и воспитание от своих родителей, если усыновитель не в состоянии нести эти обязанности (ст. 156-7 С.З.Г.). Право на получение наследства после смерти усыновителя на правах законных детей и наряду с ними, если они родились после усыновления (ст. 156, 1105, 1112 С.З.Г.). Однако здесь необходимо отметить, что имущество усыновителя, прежде всего дворян, различалось на родовое и благоприобретенное. Первое имело наследственную преемственность исключительно среди кровных родственников, и усыновленным не наследовалось. Второе же наследовалось им на правах родных детей усыновителя. Наследственные права усыновленного после усыновителя имели личный характер и на его потомство и прочих родственников не распространялись. Усыновитель, в свою очередь, приобретал родительскую власть над усыновленным. Так он имел право на получение содержания от усыновленного (ст.156-1, 194 С.З.Г.) и мог наследовать благоприобретенное им имущество (ст.156-5, 1141, 1142 С.З.Г.). Вместе с тем, действие усыновления не распространялось на родственников усыновителя. Усыновленный, приравниваясь в правах с детьми усыновителя, не прерывал связи со своими кровными родственниками: он нуждался в согласии родителей на брак, имел право на получение содержания от родителей, если его не мог дать усыновитель, сохранял все наследственные права, принадлежащие ему по кровному родству (ст. 156-7 С.З.Г.). Таким образом, в результате усыновления возникали отношения только приближенные к родительским, что не дает нам оснований говорить о полном правовом равенстве усыновленного с законнорожденным ребенком усыновителя. Подводя итог анализу дореволюционного законодательства об усыновлении можно сделать вывод, что оно применялось, прежде всего, для охраны имущественных интересов усыновителя: передача наследства и фамильного имени, приобретение дополнительных рабочих рук, желание иметь в преклонном возрасте помощника и кормильца. В результате Великой Октябрьской социалистической революции законодательство царской России было существенно изменено, включая и нормы об усыновлении. Первый семейный кодекс новой России - Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, принятый 22 октября 1918 года (далее - КЗАГС) содержал две статьи - 182 и 183, посвященные усыновлению. В ст. 182 отмечалось, что усыновленные, приемыши, примаки и их потомство по отношению к усыновителям и усыновители по отношению к усыновленным, приемышам и примакам и их потомству приравниваются к родственникам по происхождению. Статья 183, в свою очередь, запрещала усыновление, как своих родных, так и чужих детей с момента вступления в силу КЗАГС. Таким образом, первый семейный закон Советской России не предусматривал юридической возможности усыновления, хотя на практике имели случаи фактического усыновления, которое не порождало никаких прав и обязанностей для усыновителя и усыновленного. Причины отказа от усыновления лежали в экономической, имущественной плоскости. Во-первых, отпала необходимость в передаче имущества от усыновителя к усыновленному по наследству, так как по Декрету «Об отмене наследования» от 1 мая 1918г. перестал существовать институт наследования. Во-вторых, власть «опасалась эксплуатации малолетних, которые под покровом мнимого усыновления попадали бы в даровые рабочие, не защищенные ни трудовыми законами, ни трудовым надзором». Однако необходимость в усыновлении не исчезла, а стала еще более настоятельной и вызванной как по экономическим, так и социальным причинам: «во-первых, потребностью крестьян иметь в семье еще одного работника; и во-вторых, ростом числа бездомных детей, потерявших свою семью». [32 С.260]. Первым шагом на пути узаконения усыновления стал предусмотренный Земельным кодексом 1922г, институт примачества, который в определенной степени мог решить проблемы крестьян в рабочей силе, но существенно отличался от усыновления. «Основу примачества составил договор между совершеннолетним примаком и крестьянским двором с целью сугубо трудовой. А при усыновлении труд не имеет никакого значения. Усыновить можно только малолетнего и несовершеннолетнего, а примачество возможно в отношении взрослого человека. Усыновляемый наследует личное имущество усыновителя, а примак не имеет этого права». Кроме того, институт примачества не мог спасти от бродяжничества огромное количество осиротевших и бездомных детей, а тем более заменить им родителей. Проблему беспризорности пытались разрешить с помощью опеки, но она часто не устраивала опекуна, так как сохранялась юридическая связь между ребенком и его родителями. Таким образом, необходимость в возрождении института усыновления стала очевидной, что привело к принятию Декрета ВНИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926 г. «Об изменении Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве», которым вводилась новая глава, посвященная усыновлению. В этой главе допускалось усыновление в отношении малолетних и несовершеннолетних детей и исключительно в их интересах. 19 ноября 1926 года был принят Кодекс законов о браке, семье и опеке (далее - КЗоБСО), который вступал в силу с 1 января 1927 года вместо КЗАГС 1918 года. Новый кодекс содержал специальную главу «Усыновление», состоящую из 11 статей (57-67), включая положения о целях и условиях усыновления, запрете на усыновление, процедуре усыновления. Усыновление допускалось только в отношении несовершеннолетних детей и рассматривалось как мера, направленная на обеспечение интересов малолетних и несовершеннолетних детей-сирот и детей, родители которых не способны обеспечить им надлежащее воспитание. Оно могло иметь место только с согласия родителей ребенка, не лишенных родительских прав, либо опекунов или попечителей. Требовалось также получить согласие на усыновление от ребенка, достигшего 10 лет, и супруга усыновителя, если он состоял в браке. Запрещалось усыновление лицам, лишенным родительским прав в судебном порядке, лицам, лишенным избирательных прав, лицам, интересы которых противоположны интересам подлежащих опеке или попечительству, а равно лицам, находящимся во враждебных отношениях с ними, и несовершеннолетним. Таким образом, несмотря на то, что в отличие от дореволюционного законодательства прямо провозглашается цель усыновления, направленная на защиту интересов ребенка, оно само в определенной степени сохраняет принцип сословности, так как лицами, лишенными избирательных прав и не допускавшимися к усыновлению, являлись классовые враги, в частности кулаки, нэпманы, бывшие дворяне и др. По мере накопления опыта усыновления становились очевидными некоторые проблемы, в частности, необходимость получения согласия родителей на усыновление, которое зачастую являлось непреодолимым препятствием для усыновления и не было в интересах ребенка. Поэтому циркуляром Наркомпроса РСФСР 1934г. стало разрешаться усыновление без согласия родителей, если более года не было известно их местопребывания, а также когда они жили отдельно и не участвовали в воспитании и содержании ребенка. Важным фактором, повлекшим за собой изменения в законодательстве об усыновлении, стала Великая Отечественная война. «Усыновление детей, находящихся в эвакуации, потерявших свою семью, приняло массовый характер безотносительно к национальной принадлежности усыновителя и усыновляемого». Учитывая массовость усыновлений, а также несовершенство законодательства о нем, 8 сентября 1943 года издается указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении», а также ряд подзаконных нормативно-правовых актов, в частности. Постановление СНК СССР №75 от 23 января 1942г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». [31 С.43], Инструкция СНК РСФСР №325 от 8 апреля 1943г. «О патронировании, опеке и усыновлении детей, оставшихся без родителей» и др. Дальнейшее совершенствование законодательства об усыновлении, и соответственно, развитие этого правового института имело место с принятием в 1968 году Основ законодательства о браке и семье Союза ССР и союзных республик, и 30 июля 1969 года Кодекса о браке и семье РСФСР (далее КоБС). Коренные преобразования, произошедшие в экономике, политике, идеологии, социальной жизни России в начале 90-х годов XX века, повлекли за собой и изменение правовых норм, в том числе и семейного законодательства. 8 декабря 1995 года был принят новый Семейный кодекс Российской Федерации, который вступил в силу (за исключением отдельных положений) с 1 марта 1996 года и содержит существенные изменения по сравнению с прежним КоБС РСФСР, в том числе и в вопросах усыновления. Нововведения Семейного кодекса РФ по сравнению с КоБС РСФСР затрагивают вопросы выявления детей, оставшихся без попечения родителей, повышают требования, которые предъявляются к будущим усыновителям, устанавливают судебный порядок усыновления и недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей. Усыновление при этом рассматривается не как форма воспитания, а как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью (Семейный кодекс РФ). С постатейным приложением нормативных актов и документов. Помимо СК, нормы об усыновлении закреплены в большом количестве федеральных законодательных и подзаконных актов. К их числу, в частности, можно отнести Гражданский процессуальный кодекс РФ, вступивший в действие с 1 февраля 2003 года; Федеральный закон от 21 августа 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Федеральный закон от 16 апреля 2001г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей); Федеральный закон от 15 ноября 1997г. №143-Ф3 «Об актах гражданского состояния»; Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000г. №275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществлении контроля за условиями их жизни, и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ, и Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства». Таким образом, институт усыновления претерпел существенные изменения, что связано, прежде всего, с эволюцией самого общества и государства. Анализируя этапы развития законодательства об усыновлении, мы видим, как определенные исторические события влияли на нормы об усыновлении, а также природу правовых отношений, порождаемых им, что свидетельствует о тесной связи усыновления как правового и социального института. 1.2 Понятие усыновления В результате усыновления возникают семейно-правовые последствия, заключающиеся в том, что усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям, а усыновители и их потомство по отношению к усыновленным детям и их потомству, приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. То есть, актом усыновления, ребенок приобретает родителей (родителя) и других родственников. При этом между усыновителями и усыновленным ребенком возникают не родительские, а «квазиродительские» отношения, которые не идентичны, а аналогичны первым. В то же время усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям (своим родственникам). Это происходит в случае усыновления ребенка, как супругами, так и одним из них, либо лицом, не состоящим в браке. Причем указанные выше последствия наступают независимо от записи усыновителей в качестве родителей в актовой записи о рождении ребенка (п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997г. №9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления»). Вместе с тем, законодательство РФ предусматривает ряд исключений из общего правила о прекращении личных и имущественных отношений между усыновленными детьми и их кровными родственниками. Во-первых, согласно п. 3 ст. 137 СК РФ при усыновлении ребенка одним лицом личные неимущественные и имущественные права и обязанности могут быть сохранены по желанию матери, если усыновитель - мужчина, или по желанию отца, если усыновитель - женщина. Например, при усыновлении ребенка мачехой отец имеет право дать согласие на усыновление сына (дочери), при условии сохранения за ним в полном объеме родительских прав и обязанностей. Указанное правило должно соблюдаться и в других случаях усыновления ребенка одним лицом, причем независимо от состояния усыновителя в браке с родителем ребенка. Реализация данной нормы целиком и полностью отдается на откуп родителя ребенка, мнение усыновителя, а также самого ребенка, к сожалению, судом не учитывается. Норма ст. 138 СК РФ тесно связана с положениями ст.9 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона от 15 декабря 2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», согласно которым несовершеннолетние дети, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|