езгражданство (апатризм) - это такое положение лица, когда оно не состоит в гражданстве какого-либо государства. В Конвенции о статусе апатридов от 28 сентября 1954 года апатридом именуется лицо, которое не рассматривается гражданином какого-либо государства в силу его закона.Состояние безгражданства может возникнуть по разным причинам, например, при:а) утрате гражданства, если данное лицо вышло добровольно или лишилось гражданства своего государства и не приобрело гражданства в другом государстве;б) выходе из гражданства с целью получения гражданства другого государства, которое предоставляется через пять-десять лет;в) вступлении женщины в брак с иностранцем, государство которого не предоставляет женщине автоматически граждан-ства мужа (США, Франция), а сама женщина имеет граждан-ство страны, законодательство которой руководствуется прин-ципом «жена следует гражданству мужа» (Испания);г) в результате рождения от родителей, утративших граж-данство;д) лишении гражданства и т.д.Обычно полагают, что статус апатридов приближен или соответствует статусу иностранцев в данном государстве. Конвенция о статусе апатридов от 28 сентября 1954 года в ряде случаев даже призывает государства представлять апатридам такой же статус, как и собственным гражданам. Это касается, в частности, положения в области свободы религии и свободы религиозного воспитания своих детей (статья 4), права на судебную защиту (п.2 статьи 16), права работы по найму (п.2 статьи 17) и др.Следует иметь в виду, что лица без гражданства (апатриды) полностью подчиняются законодательству того государства, на территории которого они проживают.Ситуации двойного гражданства или безгражданства аномальны и ущербны не только применительно к соответству-ющим лицам, но и потому, что они могут порождать и действительно порождают конфликтные ситуации и споры между государствами. На уровне общего международного права их невозможно разрешить, хотя в отдельных случаях некоторые меры к тому предпринимаются. Так, согласно обычным нормам международного права о внешних сношениях государств, кодифицированным ныне в ряде универсальных конвенций, дети дипломатических агентов и других соответствующих им лиц, родившиеся на территории государства их пребывания, не приобретают гражданства в силу исключительно законодательства этого государства. Поэтому основной способ смягчения или недопущения ситуации двойного гражданства или безгражданства, состоит в заключении договоров о гражданстве между заинтересованными государствами, что и имеет место на практике. 5. Международное регулирование по вопросам гражданства замужней женщины.Во избежание коллизии норм о гражданстве (приобретении гражданства женщиной после вступления в брак) Международному праву присущи определенные правила, закрепленные в Конвенции о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г. Согласно положенням Конвенции: “Договаривающиеся Государства, имея в виду, что коллизии в праве и практике, относящиеся к гражданству, возникают как результат постановлений об утрате или приобретении гражданства женщинами вследствии вступления в брак, расторжения брака или перемены гражданства мужем во время существования брачного союза, имея в виду, что в статье 15 Всеобщей декларации прав человека Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций указала, что "каждый человек имеет право на гражданство" и что "никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство", желая сотрудничать с Организацией Объединенных Наций, чтобы способствовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех без различия пола, настоящим соглашаются о нижеследующем:· Каждое Договаривающееся Государство соглашается, что ни заключение, ни расторжение брака между кем-либо из его граждан и иностранцем, ни перемена гражданства мужем во время существования брачного союза не будут отражаться автоматически на гражданстве жены. · Каждое Договаривающееся Государство соглашается, что ни добровольное приобретение кем-либо из его граждан гражданства какого-либо другого государства, ни отказ кого-либо из его граждан от своего гражданства не будут препятствовать сохранению своего гражданства женой этого гражданина.· Каждое Договаривающееся Государство соглашается, что иностранка, состоящая замужем за кем-либо из его граждан, может приобрести по своей просьбе гражданство своего мужа в специальном упрощенном порядке натурализации. Дарование такого гражданства может быть объектом ограничений, устанавливаемых в интересах государственной безопасности или публичного порядка.· Каждое Договаривающееся Государство соглашается, чтонастоящая Конвенция не будет толковаться как затрагивающая какие-либо законодательства или судебную практику, согласно которым иностранка, состоящая замужем за кем-либо из его граждан,может по праву приобрести по своей просьбе гражданство своего мужа.”**Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г.6. Правовое положение иностранцев, международное регулирование.В принципе, правовое положение иностранцев, как и право-вое положение собственных граждан и апатридов, устанавли-вается государством, на территории которого они находятся, но с учетом соответствующих общепризнанных норм общего меж-дународного права, в частности, касающихся возможности за-щиты их прав, и государством их национальной принадлеж-ности.Иностранцами называются лица, которые, проживая на тер-ритории определенного государства, не являются его гражда-нами и имеют гражданство другого государства либо не име-ют такового вообще. Как отмечалось, понятие «иностранец» носит комплексный характер и охватывает иностранных граж-дан и лиц без гражданства (апатридов). Такое понятие соот-ветствует Закону Украины «О правовом статусе иностранцев» от 4 февраля 1994 года.Однако в разных государствах наблюдается неодинаковое отношение к понятию «иностранец», от которого напрямую за-висит определение правового положения иностранцев. Неко-торые государства, как отмечалось, относят к таковым лиц имеющих гражданство иностранного государства, и лиц без гражданства. Хотя в действующем законодательстве Украи-ны это понятие носит комплексный характер, Конституция Ук-раины, Закон Украины «Об иммиграции» от 7 июня 2001 г., закрепляют понятия «иностранец» и «лицо без гражданства» отдельно. Другие государства считают иностранцами лишь лиц имеющих гражданство другого государства. Так, согласно за-конодательству бывшего СССР, иностранными гражданами в СССР признавались лица, не являвшиеся гражданами СССР и имевшие доказательство своей принадлежности к гражданству иностранного государства. В отсутствие такого доказательства они рассматривались как лица без гражданства.“Иностранцы- лица, являющиеся гражданами одного государства и проживающие на территории другого государства, в гражданстве которого они не состоят. Правовое положение иностранцев характеризуется:· временным характером правовой связи иностранца с государством своего пребывания и возможностью по желанию расторгнуть эту связь путем оставления пределов этого государства;· отсутствием обязанности военной службы;· отсутствием избирательного права;· некоторыми незначительными ограничениями в гражданских правах в целях охраны государственной безопасности страны пребывания.”**Юридический словарь под ред. Н.Д.Казанцева-М., 1953 г.Каждое государство устанавливает свой правовой режим пребывания иностранцев. Однако современное международное право крайне негативно относится к любым формам дискриминации иностранцев, и государства немедленно предпринимают ответные меры к тем, кто ущемляет права их граждан.Достаточно вспомнить бурную реакцию властей Российской Федерации в начале 1998 года в ответ на обращение граждан России и русскоязычных лиц, проживающих в Латвии, и пред-принятые ими репрессалии в отношении этого государства, где ограничивались права такого населения. Такие действия яви-лись проявлением дипломатической защиты.Дипломатическая защита является важным институтом в обеспечении прав и законных интересов иностранных граж-дан государством их гражданства.Под дипломатической защитой понимается обычно заявле-ние протеста соответствующему государству, требования восста-новить нарушенные права данных иностранцев и компенсиро-вать нанесенный им материальный и иной ущерб. При этом следует помнить, что дипломатическая защита должна осуще-ствляться в пределах норм законодательства государства пре-бывания и его международных обязательств. Ведь ее цель со-стоит в обеспечении правового режима иностранцев в отношении своих граждан на территории определенного государства.В случаях нарушения гражданином законодательства государства пребывания, диплома-тическая защита сводится к выяснению истинных фактов пра-вонарушения и оказанию ему необходимой правовой помощи (подбор адвокатов, представление его интересов в суде и т.д.).Дипломатическая защита выступает в качестве института как международного, так и внутригосударственного права. По международному праву какое-либо государство имеет право, но же обязано оказывать дипломатическую защиту своим граж-данам на территории других государств. Государства в своих взаимоотношениях должны уважать это право.Условия возникновения права на дипломатическую защиту содержатся в настоящее время в статье 22, разрабатываемого Комиссией международного права ООН Проекта статей об ответственности государств. Она гласит: «Если поведение государства создало ситуацию, не соответствующую результату, предусмотренному международным обязательством о соответствующем обращении с иностранными физическими или юридическими лицами, но из указанного обязательства следует что данный или эквивалентный результат может тем не менее быть обеспечен последующим поведением государства, нарушение этого обязательства налицо лишь в том случае, если данные физические или юридические лица безуспешно исчерпали доступные им эффективные внутренние возможности в целях достижения предусмотренного этим обязательством соответствующего обращения, или, если это было недостижимо, эквивалентного обращения».*Отсюда, обращение государства к дипломатической защите физических лиц его национальной принадлежности возмож-но лишь при условии исчерпания ими внутренних возможно-стей, предусмотренных законодательством государства, на тер-ритории которого они находятся, т.е. после безуспешного об-ращения к компетентным органам государства пребывания.По внутригосударственному праву большинства государств оказание дипломатической помощи своим гражданам за ру-бежом -- их обязанность. В статье 25 Конституции Украины провозглашается: «Украина гарантирует заботу и защиту своим гражданам, находящимся за ее пределами».** В этом случае граждане имеют право требовать от своей державы оказания им дипломатической защиты при нахождении в другом государстве, а государство гражданства обязано оказывать им эту защиту.Если дипломатическая защита не привела к желаемому ре-зультату, то налицо правонарушение соответствующего госу-дарства и возникновение его международной ответственности со всеми вытекающими из этого последствиями.Таким образом, применительно к индивидам, право защиты их нарушенных прав возникает не только у государства их национальной принадлежности, но и у всех других государств и у международного сообщества государств в целом, когда в частности, речь идет о их дискриминации по любым признакам или в случаях серьезных нарушений международных обязательств, касающихся защиты человеческой личности как таковой, таких, как международные обязательства, запрещающие рабство, геноцид, апартеид и другие аналогичные бесчеловечны действия.Поэтому следует иметь в виду, что режим иностранцев определяется не только внутренним законодательством, но и нормами международного права, в том числе и двусторонними договорами государств, в которых стороны устанавливают положение своих граждан в другом договаривающемся государстве.Государство пребывания устанавливает правовой режим иностранцев, который не должен противоречить общепризнан-ным принципам и нормам международного права, междуна-родным обязательствам государства, взятым в рамках двусто-ронних и многосторонних договоров.* М.А.Баймуратов «Международное публичное право» Х. «Одиссей» 2003г.** Конституция Украины принята 28 июня 1996 г.Правовой режим иностранцев представляет собой совокуп-ность их прав и обязанностей на территории данного госу-дарства.Эволюционное развитие взглядов и практики на определение правового положения иностранцев от минимального между-народного стандарта до существующих ныне правовых режи-мов происходило в 20 веке. Оно напрямую было связано, преж-де всего, с бурным развитием всеобщих и разносторонних свя-зей между людьми. Доминировали здесь, безусловно же, эко-номические связи, но свою роль сыграл и факт прогрессирую-щего роста численности человечества, которому становится тесно в рамках одного государства. Бурное развитие транспорт-ных средств дало людям возможность стремительно передви-гаться из одного конца земного шара в другой. Поэтому от практики минимального международного стандарта для ино-странцев государствами был сделан достаточно быстрый пе-реход к правовому режиму, устанавливаемому конкретным го-сударством.Минимальный международный стандарт определялся как совокупность определенных прав, которыми должен обладать иностранец в данном государстве. На практике определение этой совокупности оказывалось достаточно сложным в силу того, что нередко возникала коллизия между вопросом о содержании стандарта и метода его реализации, например, пло-хо работающее правосудие сводило на нет предоставленный иностранцу объем судебной защиты. Недостатком также оказывалось отсутствие единого стандарта, что затрудняло при-менение государствами принципов взаимности. Попытки уточнения стандарта путем введения дополнительных опреде-лений («разумная забота» или «должная заботливость» об иностранце затем «основные права человека») хотя и помог-ли определенным образом продвинуть решение проблемы, но оставались недостаточными и требовали качественно иного решения, которое и было найдено посредством введения на-ционального режима.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|