реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Гражданство Российской Федерации

реферат
p align="left">7. Граждане России, находящиеся за пределами РФ находятся под защитой и покровительством российского государства. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства.

8. Впервые вводится такой институт как почетное гражданство, которое может быть предоставлено лицу, не являющемуся гражданином России, но имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировыми сообществом. Почетное гражданство предоставляется Президентом России с согласия этого лица. Почетные граждане Российской Федерации пользуются правами граждан Российской Федерации в соответствии с Положением о почетном гражданстве Российской Федерации.

Относительно международных договоров определено, что при решении вопросов гражданства наряду с законом подлежат применению международные договоры Российской Федерации, регулирующие эти вопросы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законе, применяются правила этого договора.

Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются удостоверение личности гражданина Российской Федерации или паспорт гражданина Российской Федерации, а до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица.

В юридической науке понятие «гражданство» имеет различные значения:

1. Гражданство как субъективное право гражданина принадлежать к определенному государству;

2. Гражданство как правоотношение, то есть взаимные права и обязанности государства и гражданина;

3. Гражданство как правовой институт, нормы которого закрепляют отношения гражданства.

2.2 Принципы гражданства

Конституция РФ от 12.12.1993 и Закон №62-ФЗ от 31.05.2002 устанавливают те общие начала, которые определяют главные сущностные черты отношений гражданства, то есть принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства См.: Ст. 6 Конституции РФ от 12.12.1993 и ст. 4 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002..

Принципы гражданства Российской Федерации закреплены в статье 4 Закона №62-ФЗ от 31.05.2002.

К принципам гражданства относят следующие:

1. Принципы единого и равного гражданства.

То есть гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения.

В прежних конституциях и законах, которые наряду с гражданством СССР закрепляли и наличие гражданства союзных и автономных республик, принцип единого гражданства трактовался как их единство. То есть нельзя было быть гражданином республики, не являясь гражданином соответственно СССР или РСФСР и наоборот. Действующие Конституция РФ от 12.12.1993 и Закон №62-ФЗ от 31.05.2002 по-иному раскрывают принцип единого гражданства. Не предусматривается наличие гражданства республик, и есть единый институт гражданства Российской Федерации См.: Конституционное право России/Под ред. Е.И.Козловой и О.Е.Кутафина, М., 2010. С. 202.

Принцип равного гражданство означает отсутствие каких-либо различий в правовом положении лица в зависимости от оснований его принадлежности к гражданству. Не имеет значения, является ли лицо гражданином по рождению или стало им в результате натурализации, то есть было принято в гражданство. Для всех граждан установлен единый статус российского гражданина. Принцип равного гражданства подразумевает и недопустимость ограничений прав граждан относительно вопросов гражданства по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности См.: ч. 1 ст. 4 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002..

2. Принцип свободы и добровольности выбора гражданства

В его основе лежит субъективное право лица на гражданство, выступающее в качестве предпосылки для свободной реализация каждым человеком своего естественного желания иметь гражданство и в силу этого пользоваться защитой со стороны государства, а также конституционными правами и свободами. «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» Ч. 3 ст. 6 Конституции РФ от 12.12.1993 и ч. 4 ст. 4 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002..

3. Принцип недопустимости лишения гражданства

Основания прекращения гражданства Российской Федерации, за исключением отмены решения о приеме в гражданство (глава IV Закона №62-ФЗ от 31.05.2002), предусматривают добровольное волеизъявление гражданина, то есть исключают возможность произвольного лишения гражданства. Согласно ч. 4 ст. 4 Закона №62-ФЗ от 31.05.2002, в Российской Федерации никто не может быть лишен гражданства Российской Федерации.

4. Принцип недопустимости выдачи гражданина Российской Федерации другому государству

«Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству» Ч. 5 ст. 4 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002..

Однако, развитие международных связей порождает проблему международной, транснациональной преступности, представляющую серьезную угрозу как для отдельных государств, так и для всего человечества. Лица, совершившие преступления в одной стране, скрываются на территории другой, часто меняя место проживания. В условиях необходимости объединения разных стран в борьбе с преступностью проблема выдачи преступников (экстрадиции) становится весьма актуальной.

В международном праве закреплен принцип двойной криминализации, заключающейся в том, что совершенное деяние должно считаться преступлением как в государстве, запрашивающем о выдаче, так и в запрашиваемом государстве. В Конституции РФ от 12.12.1993 он зафиксирован в ч. 2 ст. 63 наряду с положением о невыдаче лиц, преследуемых за политические убеждения, что также соответствует международным нормам.

5. Принцип допустимости двойного гражданства

В Конституции РФ от 12.12.1993 закреплено, что гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации См.: ч.1 ст. 62 Конституции РФ от 12.12.1993..

Признание двойного гражданства конституционной нормой всецело обусловлено распадом Советского Союза и большим числом оставшихся проживать в его бывших республиках российских этнических соотечественников.

Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации См.: ст. 6 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002..

Случаи двойного гражданства возникают из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести гражданство, например, при различном гражданстве родителей или в результате усыновления иностранным гражданином, женщина - при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна «следовать гражданству своего мужа».

До последнего времени российское гражданство стояло на позиции непризнания за гражданами Российской Федерации гражданства в случаях, когда российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства и фактически становился лицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало его только как российского гражданина. Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве от 28 ноября 1991 года.

Российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства, но допускается это только в одном из следующих случаев:

- если такую возможность предусматривает федеральный закон;

- если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопросов двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо. Российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор. Как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию - наличие международного договора - Закон о гражданстве других возможностей признания гражданства не допускает.

Международный договор, о котором упоминается в части первой статьи 62, должен прямо предусматривать права граждан договаривающихся государств иметь одновременно гражданство обоих этих государств.

Признание в соответствии с Конституцией двойного гражданства российских граждан лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий принцип, по которому за лицом, состоящим в гражданстве, не признается принадлежность к гражданству другого государства, продолжает действовать.

Отсюда практически вытекает, что гражданин иностранного государства при приобретении российского гражданства может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного гражданства, как это предписывалось в прежнем законе о гражданстве, при приеме в российское гражданство не требуется). Но в России, в соответствии с нашим законодательством, он будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним признано в России лишь в том случае, если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется на этот счет международный договор.

Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумя государствами и должен подчиняться законам обоих. Это касается, например, военной службы.

Факт двойного гражданства не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства. Однако допускается, что федеральным законом или международным договором Российской Федерации может быть предусмотрено то или иное ограничение в правах или освобождение от обязанностей, вытекающих из факта двойного гражданства.

Всё это соответствует международной практике, и согласно Конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 года, лицо, обладающее двумя гражданствами, может рассматриваться каждым из государств, гражданином которого он является, как его гражданин.

Двойное гражданство проверяется компетентными органами. Распоряжения о двойном гражданстве принимает Президент Российской Федерации, и если разрешение получено, то гражданин Российской Федерации, имеющий так же иное гражданство, не может быть на этом основании быть ограничен в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.

При решении вопросов гражданства наряду с законами нашей страны подлежат применению международные договоры Российской Федерации, регулирующие вопросы гражданства.

А если же международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те которые содержатся в Законе о гражданстве, применяются правила, этого договора.

6. Принцип сокращения безгражданства

Безгражданство - правовое состояние, характеризующееся отсутствием у лица гражданства какого-либо государства.

«Лицо без гражданства - это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства» Ст. 3 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002..

Безгражданство, как и многогражданство, как правило, порождается вследствие несовпадения принципов приобретения и прекращения гражданства в различных странах.

Безгражданство может быть абсолютным и относительным: абсолютное - возникает с момента рождения; относительное - с момента утраты гражданства.

Ни в одном международном договоре, касающемся лиц без гражданства, Россия не принимает участия, ограничиваясь внутренними мерами.

«Российская Федерация поощряет приобретение ее гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации» Ч. 6 ст. 4 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002..

Лица без гражданства (апатриды) не должны быть бесправными. Их правовое положение определяется внутренним законодательством государства, в котором они проживают. Государства обязаны обеспечить для лиц без гражданства пользование основными правами человека и обеспечить для них соответствующий режим. В России статус лиц без гражданства по существу приравнивается к статусу иностранных граждан, за исключением того, что иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им защит. Лица без гражданства не несут воинской обязанности и не обладают правами граждан, на них распространяются те же ограничения, что и на иностранцев.

7. Принцип защиты и покровительства граждан Российской Федерации, находящихся за ее пределами

Существо этого принципа заключается в установлении обязательства государства оказывать всемерную защиту своим гражданам, находящимся за пределами его территории, покровительствовать им. В своей сущности данный принцип связан с суверенитетом государства и наличием взаимных обязанностей между последним и гражданином, что отражает природу гражданства.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.