одители по-прежнему могли использовать и публично-правовые меры против непокорных детей. Так, Уложение о наказаниях (ст.1953) разрешало по требованию родителей заключать детей в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев за неповиновение родителям. (19, с.59) Для рассмотрения жалоб родителей на детей был создан специальный совестный суд, который не только вел разбирательство, но и примирял стороны. При этом родители не должны были представлять никаких доказательств вины детей. Исследование этого вопроса считалось неуместным. У детей спрашивалось, что они могут сказать в свое оправдание. Но если в их ответах содержалось что-либо, что могло квалифицироваться как "наветы на родителей" или "выражение непочтения", это только усугубляло вину детей. Лишения родительских прав российское законодательство того времени не знало, за исключением одного случая: православные родители могли быть лишены родительских прав, если они воспитывали своих детей в иной вере. (19, с. 62) Формальное существование столь сильной родительской власти постепенно перестает соответствовать общественным представлениям. Родители не только имели право, но и обязаны были воспитывать своих детей. Воспитание состояло в приготовлении детей к определенной деятельности: определение сыновей на службу, а дочерей - замуж. Родители также должны были предоставлять содержание несовершеннолетним детям в соответствии со своими возможностями. После совершения Октябрьской революции 1917 года семейное законодательство в целом и, касающееся прав детей в частности притерпело значительные изменения и в 1926 году был принят Кодекс законов о браке, семье и опеке. Законодательство о браке, семье и не смотря на все негативные моменты было прогрессивным для своего времени. Однако в условиях все усиливающейся реакции так не могло продолжаться долго. Так 8 июля 1944 года был принят Указ, мгновенно отбросивший наше законодательство на столетие назад. По этому Указу запрещалось установление отцовства в отношении детей, рожденных вне брака. Ни добровольное признание отцовства, ни отыскание его в судебном порядке более не допускалось. Не возникало и права на получение алиментов от фактического отца. Соответственно ущемлялись права детей, рожденных вне брака. Эти меры прикрывались лишенными всякого основания заверениями, что права внебрачных детей не нарушаются, так как заботу о них берет на себя социалистическое государство. Однако, во-первых: мизерные пособия, установленные для одиноких матерей, не могли заменить алименты. Во-вторых, дети лишались права знать своего отца, а отец не мог узаконить отношения с родными детьми. Права детей нарушались и тем, что в свидетельство о рождении ребенка в графе "отец" ставился прочерк, что сразу указывало на внебрачное происхождение ребенка, и, хотя формально права внебрачных детей и детей, рожденных в браке, признавались равными, на практике это нередко приводило к дискриминации. К 60-м годам в теории гражданского и семейного права произошли серьезные изменения и в 1968 году были приняты Основы законодательства о браке и семье Союза ССР, на основании которых были разработаны семейные кодексы союзных республик. 30 июля 1969 года был принят Кодекс о семье и браке РСФСР. Современное правовое регулирование положения несовершеннолетних в России будет рассмотрено в параграфе 3 данной главы. 1.2. Международное и российское правовое регулирование положения детей.Конвенция ООН о Правах ребенка. Считается, что в XX веке возникло принципиально иное отношение к несовершеннолетним детям, кото-рые достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны любого государ-ства. Однако действительность не оправдала этих на-дежд, особенно в России. Первая мировая война, война гражданская, социальные потрясения, голод, разруха -- таковы главные вехи на пути становления социалистического государства, повлекшие за собой сиротство детей в огромных масштабах, массовую беспризорность и безнадзорность, когда ни о каких правах ребенка не могло быть и речи. И все это про-исходило на фоне принципиально новых идеологи-ческих установок на бесполезность семьи, ее скорую гибель. Между тем в 1924 году Лига наций приняла так называемую Женевскую декларацию, призываю-щую мужчин и женщин всего мира создавать для ре-бенка условия для его нормального духовного, физи-ческого развития. Сразу после окончания второй мировой войны, в 1945 году Генеральная Ассамблея ООН создает Дет-ский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ). В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи, естествен-ной и основной ячейки общества, со стороны обще-ства и государства. Кроме того, п. 5 ст. 25 этой Декла-рации посвящался праву на особое попечение и по-мощь материнству и младенчеству. Здесь же было сказано: "Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой". (3,с.38) В 1966 году был принят Международный пакт о гражданских и политических правах, где по-вторялось положение о праве семьи на защиту со стороны общества и государства. А ст. 24 этого Пакта предназначалась специально для всех детей, имеющих право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом также в 1966 году, не только повторялись ранее зафиксированные положения, но и в более ши-роком плане рассматривалась забота о "несамостоя-тельных детях и их воспитании". Здесь же обраща-лось внимание на мероприятия, необходимые для здорового развития ребенка. Но все это лишь отдельные фрагменты из между-народных документов, в центре внимания которых находились права человека, в том числе и ребенка, чья охрана несомненно имела свои особенности. Вот почему еще в 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, которая посвящалась только несовер-шеннолетним детям. При всей своей краткости эта Декларация предусматривала наиболее важные, имеющие принципиальный характер правила. Одно из них -- равенство прав всех без исключения детей без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рожде-ния или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. Причем здесь не только переч-ислялись права ребенка как гражданина (на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование, первоочередную помощь и защиту -- особенно от всех форм небрежного отношения, жестокости и экс-плуатации), но и выделялись в качестве самостоятель-ных положения, касающиеся его воспитания в семье. В тексте принципа шестого Декларации говорилось: "Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он дол-жен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности". Кроме того, малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключи-тельные обстоятельства, быть разлучаем со своей ма-терью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществить особую за-боту о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Каждая фраза из текста этой Декларации -- прообраз буду-щей Конвенции о правах ребенка в части, касающей-ся его воспитания в семье, а также главы 11 совре-менного Семейного кодекса Российской федерации, посвященной правам несовершеннолетних детей. После многолетней подготовки в 1989 году на свет появилась Конвенция ООН "О правах ребенка" (12, с.955) Свое продол-жение она нашла во Всемирной Декларации об обес-печении выживания, защиты и развития детей и в Плане действий по осуществлению Всемирной Декла-рации об обеспечении выживания, защиты и разви-тия детей в 90-е годы. Если оценивать Конвенцию "О правах ребенка" с точки зрения ее значения для пра-вового положения ребенка, следует отметить, что она содержит значительное число положений об-щего, принципиального порядка, имеющих прямое отношение к семейному воспитанию, и, кроме того, посвящает правам ребенка в семье ряд специальных статей, предопределяющих правовой статус несовершеннолетнего. Общие положения Конвенции "О правах ребенка" в свою очередь можно разделить на сугубо деклара-тивные, составляющие ее преамбулу. Эти положения еще раз повторяют сформулированные ранее в части, касающейся семейного воспитания. Их духом прони-заны правила, имеющие конкретное содержание. (24, с.38) Вместе с тем эта Конвенция предлагает ряд прин-ципиально важных формулировок. Сюда входит, на-пример, определение понятия "ребенок", которым считается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимо-му к данному ребенку, он не достигает совершенно-летия ранее. Теперь это легальный термин семейного законодательства, тождественный понятию, употреб-ляемому, например, в Гражданском, Уголовном кодек-сах -- несовершеннолетний. Конвенция дает перечень всех прав ребенка, не выделяя в качестве главенствующего ни одно из них, идет ли речь об общегражданских правах и свободах или правах в семье. При этом не существует никакой зависимости между правовым статусом ребенка и уровнем его материального, семейного благополучия. Не отдавая предпочтения какому-либо одному праву ребенка, документ делает акцент на необходи-мости уделять внимание наилучшему обеспечению его интересов, что имеет особое значение при защите прав, связанных с семейным воспитанием, определяет общий характер защиты прав ребенка, ее направлен-ность, обозначает круг лиц, обязанных защищать права ребенка (причем на первом месте в их перечне родители, опекуны, а также те, кто несет по закону ответственность за несовершеннолетнего). В нем обращается внимание на ответственность родителей, а в соответствующих случаях и других членов семьи за ненадлежащее осуществление пред-усмотренных законом прав и обязанностей по отно-шению к ребенку, предлагается организованная сис-тема контроля за соблюдением всех прав детей, пред-усматривается контроль за выполнением государст-вом-участником своих обязательств по обеспечению прав ребенка в своей стране, предлагается государст-вам-участникам принимать необходимые законода-тельные, административные меры для осуществления предусмотренных ею прав ребенка. Таков перечень общих, но уже не декларируемых, целенаправленных положений Конвенции "О правах ребенка", имеющих прямое отношение к его правам в семье. Данный перечень определяет характер, содер-жание законопроектной работы, правоприменительной практики, когда приходится иметь дело с правами ребенка, предусмотренными семейным законодатель-ством. И, наконец, давая общую характеристику Кон-венции "О правах ребенка", следует обратить внима-ние на форму выражения государствами -- ее участ-никами своей воли путем использования глаголов: уважают, обеспечивают, принимают все необходимые (возможные) меры, обязуются, признают, добиваются, стремятся содействовать. Другими словами, при обес-печении прав ребенка Конвенция не обезличивает га-ранта любых прав несовершеннолетнего, а прямо его называет -- государство. Степень и форма его учас-тия определяется характером охраняемого права.(24, ст.39) При этом имеются в виду предусмотренные Конвенцией права на: выживание и здоровое развитие; пользова-ние наиболее совершенными услугами здравоохране-ния и средствами лечения болезней и восстановления здоровья; пользование благами социального обеспече-ния, включая социальное страхование; уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития; образование, в том числе на бесплатное и обязатель-ное начальное образование; защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья или слу-жить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью и физическому, умствен-ному, духовному, моральному и социальному разви-тию несовершеннолетнего; защиту от всех форм сек-суальной эксплуатации и сексуального совращения и от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка. Богатство содержания Конвен-ции, разнообразие предусмотренных ею прав позво-ляет лишний раз убедиться в их комплексном харак-тере, требующем применения мер защиты с помощью не только семейного, но и других отраслей права. В то же время Конвенция формулирует свои требования в такой гибкой форме, которая позволяет государству любого уровня развития, учитывая свои особенности и возможности, обеспечивать права любого ребенка. А это важно еще и потому, что ее ратифицировали 180 стран, т.е. примерно 90% всех государств (по со-стоянию на 1999 год). Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы были приняты резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года. Система правосудия в отношении несовершеннолетних должна защищать их права и безопасность и содействовать их хорошему физическому и умственному состоянию. Тюремное заключение должно применяться лишь как крайняя мера. Несовершеннолетние должны лишаться своей свободы в соответствии с принципами и процедурами, установленными в настоящих Правилах и в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правилах). Лишение несовершеннолетнего свободы должно применяться в качестве крайней меры воздействия и в течение минимального необходимого периода времени. Оно должно ограничиваться исключительными случаями для выполнения приговора суда после осуждения за наиболее опасные виды правонарушений и с должным учетом сопутствующих условий и обстоятельств. Срок наказания должен определяться судебным органом, не исключая возможности его или ее досрочного освобождения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|