p align="left">1. Расчетные срочные сделки - сделки, исполнение которых осуществляется исключительно путем взаиморасчета между контрагентами. По таким сделкам сторона договора обязуется выплатить разницу между договорной ценой и котировочной биржевой, сформированной к сроку исполнения договора. К примеру, на одесской бирже большую часть сделок на поставку хлеба составляли сделки на разность. 2. Поставочные срочные сделки - сделки, исполнение которых осуществляется путем реальной поставки биржевого актива через определенный срок, установленный биржей, по цене, определенной в момент заключения договора. Круг предметов такой сделки уже, чем у сделки на разницу, т. к. реальная поставка финансовых, погодных и президентских индексов невозможна, и они не могут выступать предметом поставочных срочных сделок. 3. Комбинированные срочные сделки - это сочетание двух предыдущих срочных сделок. Такую возможность дает действующее российское законодательство. Так, пункт 2.4 Постановления ФКЦБ №9 говорит о возможности заключения расчетного фьючерсного контракта, сторона по которому может изменить условия поставки и превратить расчетный фьючерсный контракт в поставочный, и наоборот - изменить поставочный фьючерсный контракт на расчетный. Комбинированная группа сделок сочетает в себе элементы кассовых и срочных. Примером такой сделки могут выступать сделки РЕПО и СВОП. Понятие сделки РЕПО дается в правилах ММВБ, где в п. 1.1.28 указывается: «Сделка РЕПО - сделка с ценными бумагами, состоящая из двух частей, даты исполнения которых определяются кодом расчетов. По первой части сделки РЕПО в дату ее заключения продавец ценных бумаг обязан поставить ценные бумаги, а покупатель обязан уплатить денежные средства; в дату исполнения второй части сделки РЕПО покупатель ценных бумаг по первой части сделки РЕПО обязан поставить ценные бумаги, а продавец по первой части сделки РЕПО обязан уплатить денежные средства в соответствии с условиями заключенной сделки РЕПО». Таким образом, в данной конструкции реализуются элементы и кассовых, и срочных сделок, в первой части осуществляется немедленная поставка, во второй - поставка осуществляется через определенный промежуток времени в будущем. Биржа и биржевые сделки представляют собой часть финансового рынка государства, постоянно развивающегося, где появляются новые и современные договорные формы, требующие тщательного анализа. В свою очередь, понимание феномена указанных договоров позволяет выработать единообразный подход к их регулированию. Развитый финансовый рынок - показатель экономического роста государства, где превалируют рыночные отношения. Россия выбрала путь рыночных отношений, но законодательный пробел, существующий в биржевой сфере, является существенной преградой к экономическому росту государства. Законодатель должен своевременно отреагировать на современные тенденции и новшества в биржевой сфере, что позволит создать адекватное правовое пространство, вовлечь в биржевые отношения все больше и больше участников, экономически активизировать население, привлекать инвестиции, остановить вывоз капитала из государства и т.д. Все это позволит России выйти из финансового кризиса и стать экономически развитым государством с мощной финансовой инфраструктурой. 2. Некоторые аспекты организационно-правовых форм бирж2.1 Особенности правового регулирования деятельности товарной биржиБиржа как юридическое лицо представляет собой организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. Учредители товарной биржи, в зависимости от организационно-правовой формы в которой она создается, могут иметь в отношении ее обязательственные права (организационно-правовая форма хозяйственных обществ) или не иметь в отношении ее имущественных прав (некоммерческое партнерство). Биржа как юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в ее учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Поскольку деятельность товарных бирж подлежит лицензированию, то такой деятельностью товарная биржа может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Правоспособность товарной биржи как юридического лица возникает в момент ее создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц. Право товарной биржи как юридического лица осуществлять биржевую деятельность возникает с момента получения соответствующей лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия. В зависимости от того, в какой организационно-правовой форме учреждается товарная биржа, она может быть признана организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (т.е. коммерческой организацией) либо не имеющей извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющей полученную прибыль между участниками (некоммерческой организацией). Товарная биржа, учреждаемая как коммерческая организация, может создаваться в форме хозяйственных обществ (акционерных и с ограниченной ответственностью). Товарная биржа, являющаяся некоммерческой организацией, может иметь организационно-правовую форму некоммерческого партнерства Сойфер Т.В. Сделки в биржевой торговле [Текст]: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996. - С. 15.. Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческое партнерство, как и другие некоммерческие организации, не должно иметь извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не вправе распределять полученную прибыль между его участниками (членами). Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано. Члены некоммерческого партнерства вправе: - участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства; - получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке; - по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства; - если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства; - получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства. Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства. Член некоммерческого партнерства, исключенный из него, имеет право на получение части имущества некоммерческого партнерства или стоимости этого имущества. Члены некоммерческого партнерства могут иметь и другие права, предусмотренные его учредительными документами и не противоречащие законодательству. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов. Согласно ст. ст. 2, 3 комментируемого Закона целью создания биржи является формирование оптового рынка путем организации и регулирования биржевой торговли, а также осуществления деятельности, непосредственно связанной с организацией и регулированием биржевой торговли. В соответствии п. 3 ст. 14 комментируемого Закона члены товарной биржи имеют право на получение дивидендов (т.е. доли в распределяемой прибыли от деятельности товарной биржи). Учитывая эти положения, сложно согласиться с мнением о том, что именно некоммерческое партнерство является единственно возможным вариантом организационно-правовой формы товарной биржи как юридического лица. Можно, конечно, признавать, что «наиболее приемлемым вариантом создания биржи является именно некоммерческая организационно-правовая форма» Белых В.С., Винниченко С.И. Биржевое право [Текст]. М.: Норма, 2001.- С. 11., но правильнее будет согласиться с тем, что выбор организационно-правовой формы является прерогативой ее учредителей. В учреждении товарной биржи могут принимать участие как юридические, так и физические лица. Каких-либо иных ограничений, кроме предусмотренных п. 2 комментируемой статьи специальных ограничений для учредителей товарной биржи, не предусмотрено. Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ в ред. от 02.07.2005 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон «О государственной регистрации юридических лиц») О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Текст]: [федер. закон № 129-ФЗ, принят 08.08.2001 г., по состоянию на 30.04.2008 г.]// Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 33 (ч. I). - Ст. 3431.. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц». Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе [Текст]: [Пост. Правительства РФ № 506, принят 30.09.2004 г., по состоянию на 22.02. 2008 г.]// Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 40. -Ст. 3961.. За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Согласно ст. 333.33 Налогового кодекса РФ за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|