реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Государство и право Древнего Рима

реферат
p align="left">Государственный строй республики формировался на протяжении трехсот лет и II - III веков до н.э. представлял собой сложную систему:

1. три вида народных собраний (трибутные комиции), считавшихся высшим государственным органом в республике (куриатные, центуриатные, трибутные);

2. Сенат;

3. выборные должностные лица - магистраты;

4. провинциальная администрация.

Демократизм и широкие полномочия народных собраний сочетались с наличием у нобилитета широких возможностей влиять на их ход.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. В их компетенцию входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни. Тем не менее, решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утверждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было отменено, сенат получил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически направлять деятельность собрания.

Второй вид народных собраний представляли трибутные собрания, которые в зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна.

Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и, в конце концов, были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.

Можно видеть, что у куриатных и трибутных собраний не было никакого права законодательной инициативы. Господствовавшее долгое время открытое голосование лишь к концу периода республики было заменено тайным. В отличие от древнеафинской демократии в Риме существовало аристократическая, олигархическая республика. Оплотом римской олигархии был Сенат. Членов его - сенаторов - не избирали, а назначали: сначала преемники Рексов - консулы, а с 443 года до н.э.- особые магистраты - цензоры. Цензоры раз в пять лет составляли списки сенаторов из отслуживших свой срок магистров. Реально сенаторами становились выходцы из самых знатных и богатых семей. Такая система сделала Сенат независимым от воли основной массы свободных римлян. Сенат контролировал казну страны, сметы расходов, налоги, решал вопросы общественной безопасности, заключение мира и военных союзов, проблемы религиозных культов, наборов в армию, распределения силы между командующим. В особых обстоятельствах Сенат мог представлять магистрам чрезвычайные полномочия вплоть до введения диктатуры. После свержения власти Рексов была введена должность консула.

В Риме были частыми чрезвычайные ситуации. Резкий рост числа рабов и усиление жестокости их эксплуатации привели к росту числа восстаний рабов, некоторые из них (восстание на острове Сицилия, восстание Спартака, 74 -70 г. до н.э.) даже приобретали характер настоящих тяжелых войн, расшатывавших устои Римских республик. Дешевизна рабского труда привела к разорению свободных мелких производителей. Слой мелких собственников - аппарат Римской республики и ее армии открыто выражал свое недовольство. Плебс требовал передела земель, ликвидации крупного землевладения и реальной демократизации государственного строя. Попытками реализации этих требований стали аграрные реформы народных трибунов братьев Гракхов (Тиберия и Гая) и другие мероприятия сторонников беднеющего плебса, сопровождавшиеся кровопролитными столкновениями. Среди римских граждан отчетливо формировались два полюса. На одном - быстро богатеющий, немногочисленный рабовладельческий нобилитет с примыкающий к нему торгово-финансовой знатью (всадниками). Ради собственной наживы они готовы были даже на замену республиканских структур диктатуры. На другом - растущая (до 300 тыс.) прослойка люмпен-пролетариата, свободного, но не имеющего своего хозяйства. Существовавшие за счет временных приработков «люмпены» превратились в мощную политическую силу, беспринципную и продажную, готовую пойти за любым лидером, обещающим им «хлеба и зрелища». Рост их доли в народном собрании обесценивал роль комиций, ухудшались отношения Рима и его союзников - свободных представителей других племен, населявших Аппенинский полуостров, которые оставались неполноправными. Вопрос о представлении союзникам прав римских граждан вылился в 91-88 годах до н.э. в ожесточенную союзническую войну, итогом которой стало предоставление союзникам прав римлян, но ситуация в провинциях резко обострились, так как рост территории римского государства не сопровождался изменениями в структуре управления.

Усиление произвола наместников вынудило даже Сенат провести множество судебных процессов против них. Более того, практиковавшаяся система откупов, когда сбор налогов в провинциях передавался всадникам, сразу вносившим общую сумму, а потом произвольно и безжалостно грабившим местное население, усиливала ненависть провинциалов к римлянам. Этим пользовались правители соседних государств, активизировавшие ведение войн против Рима и использовавшие лозунг: «Освобождение угнетенным!»

Социально-классовые противоречия к концу второго века до н.э. разрешались не мирными, а военно-принудительными методами. Многочисленная римская армия состояла на 2/3 из частей союзников, занятость мелких собственников на службе отвлекала их от своих хозяйств, приходящих в упадок, потому вызывала резкое недовольство. Старая милиционная армия стала ненадежной. Попыткой выхода из этой ситуации была военная реформа, проведенная в 107 г. до н.э. консулом Гаем Марием: легионы набирались в основном из неимущих добровольцев, обеспечиваемых государством. В итоге, численность и боеспособность в армии возросли, возникла новая политическая сила - профессиональная армия.

В руках честолюбивых политиков она стала силой, сокрушившей республику через рост полномочий диктаторов. Начало этому было положено в 88 году до н.э., когда армия под руководством Мария и Суллы штурмовала свою столицу и свергла существующую власть. Были организованы первые в истории массовые политические репрессии, ликвидирована должность цензора, расширена компетенция Сената, урезаны полномочия народных трибунов и комиссий. Обострившая политическая борьба привела к захвату власти в Риме первым триумвиратом (Красс, Помпей, Цезарь). Цезарь стал пожизненным диктаторам, а к 45 годам - императором. Убийство его повлекло за собой создание второго триумвирата (Антоний, Липид, Октавиан). После жестокой борьбы Октавиан в 27 г. до н.э. получил не только пожизненные права народного трибуна и титул императора, но также полномочия на управление страной и, до этого употреблявшийся лишь в отношении богов, титул Августа. Рим вступил в новую эпоху своего развития - период Империи.

Таким образом, обобщим причины падения Римской республики.

Упадок Римского народовластия, каким бы оно ни было, вызван был главным образом развитием рабовладения и возникновением частной собственности на землю. Резкие различия состояний находились в противоречии с институтами, возникшими и созревшими в эпоху относительного равенства. Наконец, римские республиканские учреждения сложились как органы управления городом. Выполнять же функции в отношении своей огромной державы, в которую превратился Рим, они уже не могли. Эта задача была по силам лишь Римской империи

Монархический режим, опирающийся на сильную армию, и разветвленный государственный аппарат оказался той исторически неизбежной формой государственной власти в Риме, с помощью которой рабовладельческий класс стал способен удерживать свое государство в условиях резко обострившегося антагонизма между рабами и свободными, бедными и богатыми, полноправными и неполноправными.

В новых условиях оказалось невозможным дальнейшее отстранение рабовладельческих классов завоеванных Римом провинций от политической власти. Пожертвовав исключительным положением «римского народа», то есть практически небольшой группы крупнейших римских рабовладельцев, империя способствовала консолидации рабовладельческого класса, всех ее земель в единый господствующий класс, тем самым создала более прочную социальную базу нового политического строя Рима.

2. РИМСКАЯ ИПЕРИЯ В ПЕРИОД ПРИНЦИПАТА

РЕФОРМЫ ОКТАВИАНА АВГУСТА

Октавиану Августу и его ближайшим преемникам удалось ликвидировать кризис. Период Принципата стал пиком могущества Рима. Он ознаменовался переходом от полисной системы к мировой державе. Включение новых территорий способствовало исчезновению первобытно-общинных и раннеклассовых отношений, распространялись рабовладельческое хозяйства античного типа. Развитие рабовладения и товарной экономики достигло кульминации. Сам Рим превратился в пышную столицу империи с населением свыше одного миллиона человек. В свою очередь широко развивались крупные землевладения - латифундии. Большое развитие получили ремесло и торговля. Возникли ориентированные на внешние рынки, огромные по размеру мастерские. Начала зарождаться ремесленная деятельность в латифундиях. Численность римских граждан быстро возросла за счет предоставления прав гражданства неиталийскому населению. В составе рабовладельцев выделились два слоя: сенаторский (высшие чиновники, крупнейшие латифундисты, аристократы) и всаднический (служивое сословие среднего уровня). Имущественный ценз первых - до 1000000 сестерциев, вторых - 400000 сестерциев (на эту сумму можно было приобрести средней величины имение - около 100 гектар пахотной земли)

По-прежнему мощным был слой мелких свободных земледельцев, проигрывавших в конкуренции крупным латифундиям. Попыткой государства замедлить обнищание и разорение средних и мелких землевладельцев и горожан было введение императором Траяном в 98 г. н.э. системы алиментации (системы государственная помощи детям малоимущих родителей и сиротам). Разорение мелких собственников привело к развитию арендных отношений и пожизненной зависимости от господина. Обнищание свободного населения привело к концентрации в городах многочисленного люмпен-пролетариата, существовавшего на регулярные государственные субсидии. Основным эксплуатируемым классом оставались рабы, но юридическое и бытовое отношение к ним изменилось. Законодательством запрещалось их беспричинно убивать, мучить, поощрялось создание ими семей. Хозяева стали переводить рабов на участки земли с небольшим имуществом. Тем самым началось сближение рабов и мелких собственников. Опирающаяся на староримские органы и пронизанная республиканскими традициями, монархия Октавиана вошла в историю как система принципата. Принципат прошел в своем развитии три этапа:

1. ранний, сформированный реформами Октавиана;

2. развитый, результат реформ династии Антонинов (96 - 192 г.г. н.э.);

3. бюрократизированный, созданный в ходе проведенных в третьем веке реформ императора Септимия Севера.

Сохранившиеся элементы республиканского строя были модифицированы. Из всех комиций оставались только трибутные, которые фактически утратили самостоятельность. Усложнились отношения с Сенатом. Внешне казалось, что права расширились. Реально же полномочия Сената контролировал император, он же рекомендовал Сенату кандидатов в магистраты, отстранил Сенат от военных и внешнеполитических дел. При императоре действовал узкий совет принципса, объединявший его ближайших сторонников. При Антонинах он резко расширился за счет включения руководителей главных ведомств и превратился в высший государственный совет, оттеснивший Сенат. Реформы Севера окончательно привели к потере Сенатом права издавать законы. Центральное управление также осуществляла канцелярия принципса. Высшими чиновниками, имевшими штат сотрудников, были:

- префект претории, командовавший императорской гвардией;

- префект Рима, возглавлявший полицию;

- префект снабжения;

- префект вод, отвечавший за водоснабжения и канализацию;

- префект Египта

и так далее.

Со временем исчезли различия между бюрократическими должностями, расширился чиновничий аппарат, высшие чиновники получили судебные права.

Сенатскими провинциями управляли проконсулы и пропреторы, военную власть осуществляли прокуратура, провинциальную администрацию контролировали кураторы. Постепенно ряд крупнейших провинций и все крупные города получили права самоуправления, вновь реформировалась армия, делившаяся на три части:

1. преторианская гвардия - личная охрана императора;

2. основная армия;

3. вспомогательные войска, не имевшие прав римских граждан, служившие 25 лет.

Эдикт Каракаллы (от 212 г.н.э., по которому права римских граждан были предоставлены всему населению провинций) свел на нет социальные различия регионов и вспомогательных войск. Реформы Севера позволили легионерам дослужится до статуса всадника, иметь семью и свой дом в поселках рядом с лагерем.

Все это еще более усиливало корпоративность профессиональной армии, превращавшейся в особую социально-политическую силу, непосредственно влиявшую на передачу высшей власти в Риме. Римская империя раскололась на ряд территорий.

Выправить критическую ситуацию удалось пришедшему к власти в 284 г. н.э. императору Диоклетиану, вновь объединившему страну. Его энергичные реформы, продолженные императором Константином, ознаменовали вступление Рима в новый период своего существования - период доминанта.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.