p align="left">Другой признак, который отличает государство от родовой организации общества, состоит в разделении жителей не по родовому, а по территориальному принципу. Он возникает под влиянием второй стороны материального производства - воспроизводства самого человека. В числе других организаций общества государство характеризуется рядом признаков, отличающих его от любой из них: Государство является всеохватывающей организацией данного общества. Ни одна другая организация общества не отличается признаком универсальности, свойственной государству. Универсальность государственной организации состоит в предельном (для данных исторических условий) объединении общества в рамках государства-ассоциации и подчиненности этой организации всех остальных общественных структур. Для государства характерно наличие специального аппарата власти, который не совпадает со всем обществом. Аппарат власти - это тот самый государственный механизм, который обладает государственно-властными полномочиями и в котором концентрируется принудительная сила государства. Такого аппарата нет у иных организации. Причем государство применяет в первую очередь так называемые «легализованное принуждение», т.е. предусмотренные законом принудительные меры в целях наказания или предотвращения нарушений со стороны отдельных лиц, групп или организации. Такие меры применяются через суд или другие органы, наделенные правом использовать юридические санкции. Правда, принуждение может носить и нелегализованный характер, но обусловливаться общественной справедливостью и целесообразностью, скажем, в целях предотвращения государственного переворота, ликвидации хаоса и распада общества, когда могут быть использованы не только правоохранительные органы, но и вооруженные силы государства. В зависимости от цели такого принуждения (в интересах общества или вопреки им) оно может быть вполне оправдано в глазах общественного мнения (легитимировано) Чиркин В.Е. Три ипостаси государства // государство и право.1993. № 8.стр. 113.. Государственный аппарат, который выделяется из общества, состоит из особого слоя людей, специально предназначенных для политического управления другими людьми. Такое политическое управление является их профессией. Это профессионалы в сфере государственного управления. Для государства характерна организация взаимоотношений в процессе построения своего аппарата в соответствии с иерархией служебных должностей и на основе особой служебной дисциплины входящих в него должностных лиц. Государство обладает особыми материальными предпосылками, «вещественными придатками» властвования, составляющими специфические средства для осуществления политического принуждения. Такими придатками являются тюрьмы, карательные органы, полиция, армия и т.д., которые специально предназначены для осуществления систематического государственного принуждения. Любая иная организация общества лишена подобных специфических средств властвования. Однако характер и роль названных институтов неодинаковы в условиях существования различных государств. В обществах с неразвитой демократией они приобретают самодовлеющее значение и выступают в роли «силовых» структур, используемых в политической борьбе, например для обеспечения политических репрессий. В условиях демократического общества они играют вспомогательную роль в отношении институтов народного представительства, правосудия, защиты прав и свобод человека. В этих случаях «вещественные придатки» властвования обеспечивают именно легализованное принуждение. Государство обладает монополией противотворческой деятельности. Только оно может издавать такие предписания, которые общеобязательны для исполнения всеми членами общества, и обеспечены принудительной силой государственного аппарата. Эти предписания содержатся в правовых актах и выражают волю господствующего класса, правящей группировки или всего народа. В системе правовых актов выделяются законы, которые, в силу своей всеобщности, не только являются средством осуществления государственной власти, но и устанавливают рамки ее осуществления путем упорядочения и ограничения деятельности органов государства. Связанность государства велением закона составляет один из признаков правового государства. Говоря наиболее обобщенно, государство является именно правовой организацией, т.е. оно действует авторитетом права и выполняет служебную роль по охране права, обеспечению его обязательности и проведению в жизнь. Из всех организаций общества только государство обладает таким свойством, как государственный суверенитет. Данное свойство обеспечивает государству верховенство и полновластие внутри его границ и независимость на международной арене в процессе проведения в жизнь соответствующей господствующей воли. Государство представляет собой верховную организацию властвующего слоя, веления которой общеобязательны для всех остальных государственных и общественных организаций, органов, должностных лиц и граждан. Все остальные организации действуют в сфере государственной власти, которая в целом обладает верховенством, является единственно суверенной. Таковы наиболее важные, можно сказать, классические признаки государства, которые наиболее полно выражают его сущность. К ним могут быть добавлены и иные признаки, характеризующие государство со стороны его этнической организации (например, единый язык общения), создания информационной и энергетических систем и т.д. Основы государства и права: Учебное пособие / под ред. О.Е. Кутафина. 2-е изд., перераб. и доп. -М., 1994. Стр. 8., но они не в равной степени присущи каждому данному государству и могут по-разному проявляться применительно к конкретным условиям государственной организации. Государство в политической системе общества. Статья 3 Конституции РФ гласит, что государственная власть в Российской Федерации принадлежит народу. Народ осуществляет ее путем представительной (через выборные государственные законодательные органы) так и путем непосредственной демократии. К формам последней относятся право на участие в референдуме, на петиции, на манифесты, а также право на объединение. Эти права граждане могут реализовывать, объединяясь в самые разнообразные общественные организации. К ним относятся политические партии, профессиональные союзы, молодежные организации, трудовые коллективы и самые разнообразные иные творческие союзы. Исходя из смысла главы I Конституции РФ, можно определить, что политическая система - это совокупность организационных форм политической деятельности народа Российской Федерации. При этом и само государство рассматривается как форма организации политической деятельности народа, причем форма основная, все остальные формы по отношению к государству имеют вспомогательный характер. Они как бы помогают негосударственными средствами в решении задач, стоящих перед государством, и создают возможность участия для всех граждан в управлении делами общества и государства, способствуют дальнейшему расширению демократических начал в государственной жизни. Основное место и роль государства в политической системе общества определяется рядом особенностей, позволяющих говорить о том, что государство - основной элемент системы. Во-первых, именно государство является организацией всего многонационального народа РФ, т.е. организацией всех без исключения членов общества, вне зависимости от их социального, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, рода и характера занятий и т.п. Таким образом, государство, будучи организацией всего народа, обладает гораздо более широкими социальными возможностями, чем каждый их других структурных элементов системы, взятых в отдельности. Во-вторых, государство как официальный выразитель воли народа создает предпосылки для развития всех форм собственности. В-третьих, государство располагает особым государственным аппаратом, органы которого, в отличие от остальных структурных элементов, наделяются государственно-властными полномочиями. Такими полномочиями обладает система правоохранительных органов, в которую входят органы внутренних дел, прокуратуры, безопасности, которые выполняют функции принуждения. В-четвертых, в отличие от других элементов политической системы, государство располагает системой издания органами государства, в пределах своих компетенций, нормативно-правовых актов, а также системой контроля за их исполнением. Хотя общественные организации также наделены правом издания нормативных актов, однако последние не носят общеобязательного характера и распространяются только на членов данной общественной организации. В-пятых, государство является единственной организацией, обладающей суверенитетом, т.е. верховенством государственной власти по отношению ко всем гражданам, по всем негосударственным организациям. Обладая суверенитетом, государство организует само себя и издает общеобязательные правила поведения (законы). Таким образом, государство занимает особое место в политической системе общества и играет в ней основную роль. Государство и гражданское общество. Социальное государство. Государство - важнейший орган политической власти в любом обществе, если в отношении господствующих классов государство выступает как особый орган, управляющий общими делами этих классов, то в отношении к их противникам ( в эксплуататорском обществе - в отношении к большинству населения) - как орудие управления и подавления. Характер и цели государства определяются в конечном счете экономическим строем общества; как политическая настройка над базисом государство играет важную роль в жизни общества, оказывая, в частности, обратное воздействие и на ход экономического развития. Государство - важнейшее, но не единственное звено в системе политических организации классового общества: в нее входят также партии и другие организации. Однако именно государству принадлежит высшая власть в обществе (суверенность государственной власти). Верховенство государственной власти конкретно выражается в универсальности (ее властная сила распространяется на все население и общественные организации данной страны), прерогативах (государственная власть может отменить любое проявление всякой другой общественной власти), а также в наличии таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (например монополия законодательства, правосудия). Как ни различные исторические формы государства, его сущность, природа его отношений с обществом это государство политических сил, находящихся у власти. В ходе истории государства приобретает по отношению к базису значительную, хотя и относительную самостоятельность. Его самостоятельное воздействие на основанные сферы жизни общества (в том числе на экономику), исторические и социальные процессы весьма существенно осуществляется в разных направлениях, т.е. государство может способствовать развитию общественным отношением или, наоборот, тормозить его. По мере усложнения государственно-организованного общества роль этого воздействия возрастает. Последовательное становление демократического гражданского общества требует цивилизованности взаимоотношений личности и государства, гармонизации отношений в обществе. В сфере политических отношений государства по праву занимает ведущее место, при этом оно обусловлено гражданским обществом, т.к. его деятельность определяется выполнением общих дел, вытекающих из природы всякого общества. В последнее время можно услышать множество суждений о том, что такое гражданское общество. Надо полагать, что есть способ организации экономических, производственных отношений и соответствующих производственных сил, совокупность отношений возникающих в процессе пользования, владения и распоряжения собственностью, функционирования общественных объединений, средств массовой информации, воспитательных, образовательных, научных, культурных предприятий и учреждений. Гражданское общество в лице самодеятельных ассоциаций людей (религиозных, общественных, политических партий, профессиональных союзов, кооперативов и т.п.), призванных выражать и защищать их групповые и индивидуальные интересы и права, становиться в особые политические отношения с государством Теория государства и права. Курс лекций // под ред. М.Н. Марченко. М.,- Зерцало. Стр. 228.. . Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для функционирования демократических форм государства. И, наоборот, чем меньше развито гражданское общество, тем больше оснований для наличия авторитарных и тоталитарных режимов власти. Развитость гражданского общества определяется не столько степенью охвата слоев населения, а, сколько уровнем развития свободы личности, признаваемой в этом обществе. В гражданском обществе государство обеспечивает равную правовую защиту всем собственникам, объявляет ее неприкосновенной, при возможном отчуждении собственности в случае общественной необходимости гарантируется ее возмещение, национализация собственности не допускается. Труд свободен и поощряется как государством, так и обществом, принудительный труд запрещается, гарантируется свобода индивидуального и коллективного труда. Государство создает условия для полной трудовой занятости населения, осуществляет программу профессионального обучения и переквалификации, выплачивает пособия по трудовой подготовке и по безработице. Социальное государство. Наиболее важной, качественно постоянной чертой государства является то, что оно во всех своих разновидностях всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющее всем обществом. В научном и практическом смысле всякая власть есть управление. Государственная же власть - это особый вид управления, характеризующийся тем, что обладает наряду с колоссальными организационными возможностями еще и правом применения насильственного принуждения для исполнения государственных велений.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|