ельзя не отметить также такого обстоятельства, что, обращаясь к конкретным вопросам, возникающим в деятельности арбитража по разрешению споров, сторонники отнесения арбитража к числу административных органов неизбежно впадают в противоречие с выдвинутыми ими теоретическими положениями о природе арбитража, оперируя применительно к арбитражной практике чисто гражданско-процессуальными понятиями. Так, в частности, П.П. Якимов, с одной стороны, утверждает, что к арбитражному рассмотрению споров не применимы принципы судопроизводства, а с другой стороны, убедительно показывает действие принципов состязательности и оценки доказательств по внутреннему убеждению и в арбитражном процессе.Из анализа рассмотренных нами точек зрения на природу Госарбитража следует, что каждая из этих двух концепций берет за основу лишь одну какую-либо сторону арбитража как государственного органа. Между тем в действительности Госарбитраж обладает чертами и судебных и административных учреждений одновременно и, следовательно, занимает особое место в системе советского государственного аппарата, значительно отличаясь как от органов управления, так и от органов, осуществляющих правосудие. Практическое значение характеристики Госарбитража как особого своеобразного органа, сочетающего в себе одновременно существенные черты судебных и административных учреждений, заключается в следующем: в тех случаях, когда иное не установлено прямо законом, при разбирательстве споров арбитражем не исключена возможность использования норм гражданско-процессуальных кодексов, если в правилах арбитражного производства имеется пробел по какому-либо вопросу. Каллистратова Р.Ф. Разрешение споров в государственном арбитраже. М., Государственное издательство юридической литературы. 1961. С.18 В системе советского государственного аппарата важное место принадлежит арбитражу - органу, разрешающему основную массу имущественных споров, возникающих между государственными и общественными организациями, предприятиями, учреждениями.Госарбитражи состоят при исполнительно-распорядительных органах власти и подчинены, соответственно, Совету Министров СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых (областных) Советов депутатов трудящихся автономных областейГосударственные арбитры, главный арбитр и его заместители назначаются и смещаются теми органами при которых состоят соответствующие арбитражи. Арбитры Госарбитража при Совете Министров СССР, а также некоторых республиканских арбитражей назначаются и смещаются главным арбитром этого арбитража.Исполнительно-распорядительные органы, при которых состоят арбитражи, рассматривают жалобы на решения главных арбитров арбитражей, а также на решения арбитров, подтвержденные главными арбитрами, и могут изменить или отменять незаконные или необоснованные решения арбитражей (хотя это прямо и не оговорено в Положении о Государственном арбитраже СССР и в положениях о государственных арбитражах при Советах Министров некоторых союзных республик).3. Место советского арбитража в системе советского права.Чтобы уяснить значение арбитража необходимо рассмотреть его место в системе советского права.Арбитраж являлся одной из форм защиты гражданских правоотношений организаций социалистического хозяйства в СССР по поводу их договорных и имущественных отношений, которые регулирует советское гражданское право.Соотношение арбитража с гражданским правом определяется тем, что предметом разбирательства дел в арбитраже являются споры о праве гражданском, возбужденные путём предъявления иска, что разбирательство и разрешение дел проводится в арбитраже в состязательном порядке в заседании арбитража с вызовом сторон и проверкой доказательств, на основе которых должны быть установлены действительные взаимоотношения сторон. В арбитражном заседании истец и ответчик пользуются равными процессуальными правами, необходимыми им для защиты своих прав и законных интересов. Арбитраж в СССР / Под ред. А.Ф. Клейнмана. М., Изд-во Московского университета. 1960. С.10Тесные взаимоотношения арбитражного права с административным и гражданско-процессуальным правом объясняется специфическими особенностями органов арбитража, с одной стороны, как учреждений при исполнительно-распорядительных органах государственной власти, а с другой стороны, как органов, осуществляющих свои задачи путём рассмотрения споров о праве арбитражных заседаниях при участии заинтересованных хозяйственных организаций. Там же С.11Также хотелось бы подчеркнуть связь арбитражного процесса с государственным правом. Связь эта состоит в том, что к предмету государственного права относятся отношения, связанные с устройством, принципами, организацией и деятельностью государственных органов, а арбитраж является одним из государственных органов. Арбитражный процесс в СССР / Под ред. А.А. Добровольского. М., Изд-во Московского университета. 1973. С.164. Источники арбитражного процессуального права.К источникам арбитражного процесса прежде всего следует отнести Конституцию СССР - Основной закон советского государства. Конституция СССР есть юридическая основа всего советского законодательства, в том числе и правовых норм, регулирующих организацию деятельности арбитража. Ст. 4 устанавливает, что экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Согласно Ст. 11 Конституции СССР “хозяйственная жизнь в СССР определяется и направляется народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиление его обороноспособности”.Из указанных статей Конституции СССР вытекает обязанность органов арбитража во всей своей деятельности всемерно укреплять и охранять от всяких посягательств социалистическую собственность, социалистическую систему хозяйства, государственную плановую дисциплину.Конституция Союза ССР и Конституции союзных и автономных республик есть юридическая база всего советского законодательства; изданные на их основе законы имеют общеобязательную силу. Таким образом к источникам арбитражного процесса следует отнести также законы СССР, союзных и автономных республик. Арбитражный процесс в СССР / Под ред. А.А. Добровольского. М., Изд-во Московского университета. 1973. С.18 Важнейшее значение имеет постановление ЦИК И СНК СССР от 3 мая 1931 г., которым было утверждено “Положение о Государственном арбитраже”, является одним из звеньев в цепи мероприятий Коммунистической партии и Советского правительства, направленных на усиление плановой, договорной, хозрасчётной дисциплины, на организацию договорных связей между хозяйственными организациями и на усиление контроля рублём. Это положение определило задачи арбитража, его организациооное построение и порядок его деятельности. Постановлением СНК СССР от 19 декабря 1933 г. На рассмотрение арбитража были переданы преддоговорные споры хозяйственных организаций.К источникам арбитраж относятся также законы союзных республик (например “Положение о Госарбитраже РСФСР”), а также подзаконные акты, принятые на основании и во исполнение закона: постановления и распоряжения Совета Министров СССР, Совета Министров союзных и автономных республик, приказы министров, решения местных органов государственной власти.Большое значение в качестве источника советского арбитража имеют издаваемые на основании Положения о Государственном арбитраже инструкции и правила Государственного арбитража при Совете Министров СССР. К ним, в частности относятся: “Правила арбитража” от 10 августа 1934 г. В этих правилах содержатся нормы, регулирующие арбитражный процесс (рассмотрение и разрешение имущественных споров). Важнейшими источниками является инструкция Госарбитража при Совете Министров СССР от 24 ноября 1952 г. “О порядке рассмотрение государственными арбитражами имущественных споров, связанных с поставкой недоброкачественной и неукомплектованной продукции”, “Инструктивные указания Государственного арбитража при Совете Министров СССР по вопросам подведомственности от 5 июня 1957 г. № 1-30. Арбитраж в СССР / Под ред. А.Ф. Клейнмана. М., Изд-во Московского университета. 1960. С.12Важнейшее значение имеет постановление Совета Министров СССР от 17 августа 1960 г., которым было утверждено Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР, явившееся одним из звеньев в цепи мероприятий Коммунистической партии, Советского правительства, направленных на усиление плановой, договорной, хозрасчетной дисциплины, на организацию договорных связей между хозяйственными организациями и на усиление контроля рублём. Это Положение определяет задачи арбитража, его организационное построение и порядок деятельности.Важнейшими источником арбитражного процесса является постановление Совета Министров СССР от 7 августа 1970 г. “О повышении роли органов Государственного арбитража и арбитражных министерств и ведомств в народном хозяйстве”, в котором установлены основные задачи арбитража, решаются важные вопросы подведомственности хозяйственных споров арбитражу и ряд других вопросов.Большое значение в качестве источника советского арбитражного процесса имеют Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, утверждённые постановлением Государственного арбитража при Совете Министров СССР от 1 июля 1963 г. Эти правила регулируют основную совокупность норм, регулирующих арбитражный процесс. Арбитражный процесс в СССР / Под ред. А.А. Добровольского. М., Изд-во Московского университета. 1973. С.18 Таковы основные законодательные акты регламентирующие деятельность арбитража.5. Принципы арбитражного процесса.Основные начала арбитражного процесса находятся под воздействием принципов, свойственных государственному управлению и хозяйственному руководству, поскольку деятельность по разрешению хозяйственных споров относится к этой сфере.Принципы арбитражного процесса отражают его специфику, определяют ту степень демократизма, которая необходима для законного и обоснованного решения конфликтов и споров, возникающих в народном хозяйстве. В конечном итоге принципы арбитражного процесса должны содействовать интенсификации производства, повышению его эффективности, достижению конечных народнохозяйственных результатов. Абова Т.Е. Арбитражный процесс в СССР. М., Изд-во “Наука”. 1985. С.86Сначала необходимо рассмотреть принципы, определяющие организацию разрешения хозяйственных споров.На первом месте выступает принцип социалистической законности.Уже в Положении о Государственном арбитраже 1931 г. говорилось о законности как основе его деятельности. При разрешении споров арбитраж обязан был руководствоваться законами и распоряжениями центральных и местных властей, а также общими началами экономической политики СССР. Указание на экономическую политику советского государства наряду с законами в годы было необходимо, так как ещё отсутствовало законодательство, всесторонне регулирующее хозяйственные отношения.На протяжении всей истории Государственного арбитража принцип законности был и остается его ведущим началом.Содержание принципа законности в арбитражном процессе обладает определённой спецификой, обусловленной, во-первых, тем, что арбитражи, иные органы, разрешающие хозяйственные споры, обеспечивают законность в отношении лиц, чьи права и интересы защищаются; во-вторых, арбитражи обязаны реагировать на отступление от закона не участвовавших в споре организаций, в действиях которых коренится первопричина конфликта участников процесса. Разрешая хозяйственные споры, арбитражи, иные органы выступают гарантом законности в народном хозяйстве; в-третьих, органы разрешающие хозяйственные споры, обязаны действовать в строгом соответствии с законодательством, не допускать нарушение прав участников процесса, соблюдать установленные правила разбирательства дел и ведение предупредительной работы.Следующим принципом выступает принцип объективной истины. Принцип объективной истины свойственен любой регулируемой правом организационной деятельности. Этот принцип в арбитражном процессе означает возможность лиц и органов, разрешающих хозяйственные споры, путём применения в ходе разбирательства дела предусмотренных законодательством правовых средств установить факты и обстоятельства из которых вытекают права и обязанности сторон, их действительные взаимоотношения, факты, свидетельствующие об имевших место правонарушениях, восстановить нарушение права, обеспечить охрану законных интересов, выявить причины правонарушений. Там же., С.98Следующий принцип - это солидарность интересов участников арбитражного процесса.Идея, отражающая солидарность интересов участников арбитражного процесса, четко выражена в законе “ О Государственном арбитраже в СССР”.Несомненно одним из принципов является равноправие участников процесса. Надлежащее регулирование спора возможно только при условии, что его участники обладают равными возможностями и средствами добиваться судебной защиты своих прав и интересов. Принцип равноправия в арбитражном процессе означает, что несмотря на неравное положение в системе управления народным хозяйством организации, став сторонами в споре, обладают абсолютно равными процессуальными возможностями как при разбирательстве дела в арбитраже, так и в претензионной форме. Там же., С.106Следующий принцип - участие общественности в арбитражном процессе.К участию в рассмотрении споров допускаются представители общественных организаций и трудовых коллективов предприятия, учреждений и организаций, являющихся стороной по делу, для изменения мнения уполномочивших их организаций и коллективов по поводу рассматриваемого дела.Теперь необходимо рассмотреть принципы, определяющие развитие арбитражного процесса.На первый план выходит принцип непосредственного урегулирования разногласия.
Страницы: 1, 2, 3
|