реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Государственный арбитраж в СССР

реферат
ельзя не отметить также такого обстоятельства, что, обращаясь к конкретным вопросам, возникающим в деятельности арбитража по разрешению споров, сторонники отнесения арбитража к числу административных органов неизбежно впадают в противоречие с выдвинутыми ими теоретическими положениями о природе арбитража, оперируя применительно к арбитражной практике чисто гражданско-процессуальными понятиями. Так, в частности, П.П. Якимов, с одной стороны, утверждает, что к арбитражному рассмотрению споров не применимы принципы судопроизводства, а с другой стороны, убедительно показывает действие принципов состязательности и оценки доказательств по внутреннему убеждению и в арбитражном процессе.

Из анализа рассмотренных нами точек зрения на природу Госарбитража следует, что каждая из этих двух концепций берет за основу лишь одну какую-либо сторону арбитража как государственного органа. Между тем в действительности Госарбитраж обладает чертами и судебных и административных учреждений одновременно и, следовательно, занимает особое место в системе советского государственного аппарата, значительно отличаясь как от органов управления, так и от органов, осуществляющих правосудие.

Практическое значение характеристики Госарбитража как особого своеобразного органа, сочетающего в себе одновременно существенные черты судебных и административных учреждений, заключается в следующем: в тех случаях, когда иное не установлено прямо законом, при разбирательстве споров арбитражем не исключена возможность использования норм гражданско-процессуальных кодексов, если в правилах арбитражного производства имеется пробел по какому-либо вопросу. Каллистратова Р.Ф. Разрешение споров в государственном арбитраже. М., Государственное издательство юридической литературы. 1961. С.18

В системе советского государственного аппарата важное место принадлежит арбитражу - органу, разрешающему основную массу имущественных споров, возникающих между государственными и общественными организациями, предприятиями, учреждениями.

Госарбитражи состоят при исполнительно-распорядительных органах власти и подчинены, соответственно, Совету Министров СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых (областных) Советов депутатов трудящихся автономных областей

Государственные арбитры, главный арбитр и его заместители назначаются и смещаются теми органами при которых состоят соответствующие арбитражи. Арбитры Госарбитража при Совете Министров СССР, а также некоторых республиканских арбитражей назначаются и смещаются главным арбитром этого арбитража.

Исполнительно-распорядительные органы, при которых состоят арбитражи, рассматривают жалобы на решения главных арбитров арбитражей, а также на решения арбитров, подтвержденные главными арбитрами, и могут изменить или отменять незаконные или необоснованные решения арбитражей (хотя это прямо и не оговорено в Положении о Государственном арбитраже СССР и в положениях о государственных арбитражах при Советах Министров некоторых союзных республик).

3. Место советского арбитража в системе советского права.

Чтобы уяснить значение арбитража необходимо рассмотреть его место в системе советского права.

Арбитраж являлся одной из форм защиты гражданских правоотношений организаций социалистического хозяйства в СССР по поводу их договорных и имущественных отношений, которые регулирует советское гражданское право.

Соотношение арбитража с гражданским правом определяется тем, что предметом разбирательства дел в арбитраже являются споры о праве гражданском, возбужденные путём предъявления иска, что разбирательство и разрешение дел проводится в арбитраже в состязательном порядке в заседании арбитража с вызовом сторон и проверкой доказательств, на основе которых должны быть установлены действительные взаимоотношения сторон. В арбитражном заседании истец и ответчик пользуются равными процессуальными правами, необходимыми им для защиты своих прав и законных интересов. Арбитраж в СССР / Под ред. А.Ф. Клейнмана. М., Изд-во Московского университета. 1960. С.10

Тесные взаимоотношения арбитражного права с административным и гражданско-процессуальным правом объясняется специфическими особенностями органов арбитража, с одной стороны, как учреждений при исполнительно-распорядительных органах государственной власти, а с другой стороны, как органов, осуществляющих свои задачи путём рассмотрения споров о праве арбитражных заседаниях при участии заинтересованных хозяйственных организаций. Там же С.11

Также хотелось бы подчеркнуть связь арбитражного процесса с государственным правом. Связь эта состоит в том, что к предмету государственного права относятся отношения, связанные с устройством, принципами, организацией и деятельностью государственных органов, а арбитраж является одним из государственных органов. Арбитражный процесс в СССР / Под ред. А.А. Добровольского. М., Изд-во Московского университета. 1973. С.16

4. Источники арбитражного процессуального права.

К источникам арбитражного процесса прежде всего следует отнести Конституцию СССР - Основной закон советского государства. Конституция СССР есть юридическая основа всего советского законодательства, в том числе и правовых норм, регулирующих организацию деятельности арбитража. Ст. 4 устанавливает, что экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Согласно Ст. 11 Конституции СССР “хозяйственная жизнь в СССР определяется и направляется народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиление его обороноспособности”.

Из указанных статей Конституции СССР вытекает обязанность органов арбитража во всей своей деятельности всемерно укреплять и охранять от всяких посягательств социалистическую собственность, социалистическую систему хозяйства, государственную плановую дисциплину.

Конституция Союза ССР и Конституции союзных и автономных республик есть юридическая база всего советского законодательства; изданные на их основе законы имеют общеобязательную силу. Таким образом к источникам арбитражного процесса следует отнести также законы СССР, союзных и автономных республик. Арбитражный процесс в СССР / Под ред. А.А. Добровольского. М., Изд-во Московского университета. 1973. С.18

Важнейшее значение имеет постановление ЦИК И СНК СССР от 3 мая 1931 г., которым было утверждено “Положение о Государственном арбитраже”, является одним из звеньев в цепи мероприятий Коммунистической партии и Советского правительства, направленных на усиление плановой, договорной, хозрасчётной дисциплины, на организацию договорных связей между хозяйственными организациями и на усиление контроля рублём. Это положение определило задачи арбитража, его организациооное построение и порядок его деятельности. Постановлением СНК СССР от 19 декабря 1933 г. На рассмотрение арбитража были переданы преддоговорные споры хозяйственных организаций.

К источникам арбитраж относятся также законы союзных республик (например “Положение о Госарбитраже РСФСР”), а также подзаконные акты, принятые на основании и во исполнение закона: постановления и распоряжения Совета Министров СССР, Совета Министров союзных и автономных республик, приказы министров, решения местных органов государственной власти.

Большое значение в качестве источника советского арбитража имеют издаваемые на основании Положения о Государственном арбитраже инструкции и правила Государственного арбитража при Совете Министров СССР. К ним, в частности относятся: “Правила арбитража” от 10 августа 1934 г. В этих правилах содержатся нормы, регулирующие арбитражный процесс (рассмотрение и разрешение имущественных споров). Важнейшими источниками является инструкция Госарбитража при Совете Министров СССР от 24 ноября 1952 г. “О порядке рассмотрение государственными арбитражами имущественных споров, связанных с поставкой недоброкачественной и неукомплектованной продукции”, “Инструктивные указания Государственного арбитража при Совете Министров СССР по вопросам подведомственности от 5 июня 1957 г. № 1-30. Арбитраж в СССР / Под ред. А.Ф. Клейнмана. М., Изд-во Московского университета. 1960. С.12

Важнейшее значение имеет постановление Совета Министров СССР от 17 августа 1960 г., которым было утверждено Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР, явившееся одним из звеньев в цепи мероприятий Коммунистической партии, Советского правительства, направленных на усиление плановой, договорной, хозрасчетной дисциплины, на организацию договорных связей между хозяйственными организациями и на усиление контроля рублём.

Это Положение определяет задачи арбитража, его организационное построение и порядок деятельности.

Важнейшими источником арбитражного процесса является постановление Совета Министров СССР от 7 августа 1970 г. “О повышении роли органов Государственного арбитража и арбитражных министерств и ведомств в народном хозяйстве”, в котором установлены основные задачи арбитража, решаются важные вопросы подведомственности хозяйственных споров арбитражу и ряд других вопросов.

Большое значение в качестве источника советского арбитражного процесса имеют Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, утверждённые постановлением Государственного арбитража при Совете Министров СССР от 1 июля 1963 г. Эти правила регулируют основную совокупность норм, регулирующих арбитражный процесс. Арбитражный процесс в СССР / Под ред. А.А. Добровольского. М., Изд-во Московского университета. 1973. С.18

Таковы основные законодательные акты регламентирующие деятельность арбитража.

5. Принципы арбитражного процесса.

Основные начала арбитражного процесса находятся под воздействием принципов, свойственных государственному управлению и хозяйственному руководству, поскольку деятельность по разрешению хозяйственных споров относится к этой сфере.

Принципы арбитражного процесса отражают его специфику, определяют ту степень демократизма, которая необходима для законного и обоснованного решения конфликтов и споров, возникающих в народном хозяйстве. В конечном итоге принципы арбитражного процесса должны содействовать интенсификации производства, повышению его эффективности, достижению конечных народнохозяйственных результатов. Абова Т.Е. Арбитражный процесс в СССР. М., Изд-во “Наука”. 1985. С.86

Сначала необходимо рассмотреть принципы, определяющие организацию разрешения хозяйственных споров.

На первом месте выступает принцип социалистической законности.

Уже в Положении о Государственном арбитраже 1931 г. говорилось о законности как основе его деятельности. При разрешении споров арбитраж обязан был руководствоваться законами и распоряжениями центральных и местных властей, а также общими началами экономической политики СССР.

Указание на экономическую политику советского государства наряду с законами в годы было необходимо, так как ещё отсутствовало законодательство, всесторонне регулирующее хозяйственные отношения.

На протяжении всей истории Государственного арбитража принцип законности был и остается его ведущим началом.

Содержание принципа законности в арбитражном процессе обладает определённой спецификой, обусловленной, во-первых, тем, что арбитражи, иные органы, разрешающие хозяйственные споры, обеспечивают законность в отношении лиц, чьи права и интересы защищаются; во-вторых, арбитражи обязаны реагировать на отступление от закона не участвовавших в споре организаций, в действиях которых коренится первопричина конфликта участников процесса. Разрешая хозяйственные споры, арбитражи, иные органы выступают гарантом законности в народном хозяйстве; в-третьих, органы разрешающие хозяйственные споры, обязаны действовать в строгом соответствии с законодательством, не допускать нарушение прав участников процесса, соблюдать установленные правила разбирательства дел и ведение предупредительной работы.

Следующим принципом выступает принцип объективной истины.

Принцип объективной истины свойственен любой регулируемой правом организационной деятельности. Этот принцип в арбитражном процессе означает возможность лиц и органов, разрешающих хозяйственные споры, путём применения в ходе разбирательства дела предусмотренных законодательством правовых средств установить факты и обстоятельства из которых вытекают права и обязанности сторон, их действительные взаимоотношения, факты, свидетельствующие об имевших место правонарушениях, восстановить нарушение права, обеспечить охрану законных интересов, выявить причины правонарушений. Там же., С.98

Следующий принцип - это солидарность интересов участников арбитражного процесса.

Идея, отражающая солидарность интересов участников арбитражного процесса, четко выражена в законе “ О Государственном арбитраже в СССР”.

Несомненно одним из принципов является равноправие участников процесса.

Надлежащее регулирование спора возможно только при условии, что его участники обладают равными возможностями и средствами добиваться судебной защиты своих прав и интересов. Принцип равноправия в арбитражном процессе означает, что несмотря на неравное положение в системе управления народным хозяйством организации, став сторонами в споре, обладают абсолютно равными процессуальными возможностями как при разбирательстве дела в арбитраже, так и в претензионной форме. Там же., С.106

Следующий принцип - участие общественности в арбитражном процессе.

К участию в рассмотрении споров допускаются представители общественных организаций и трудовых коллективов предприятия, учреждений и организаций, являющихся стороной по делу, для изменения мнения уполномочивших их организаций и коллективов по поводу рассматриваемого дела.

Теперь необходимо рассмотреть принципы, определяющие развитие арбитражного процесса.

На первый план выходит принцип непосредственного урегулирования разногласия.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.