p align="left">Присвоение классных чинов производится в порядке очеред-ности и по истечении следующих сроков пребывания на долж-ностях: младшего юриста -- 1 год, юриста 3-го класса -- 2 года, юриста 2-го класса -- 3 года, юриста 1-го класса -- 3 года, младше-го советник юстиции -- 4 года, советника юстиции -- 5 лет. Сроки пребывания в классных чинах старшего советника юстиции и выше не устанавливаются. Классный чин «юрист 3-го класса» присваивается после стажировки лицами, окончившим высшие учебные заведения по юридической специальности со сроком обучения четыре года и более. Срок пребывания в классном чине «юрист 3-го класса» устанавливается в один год. Воинские звания прокурорам и следователям военных прокуратур присваиваются в соответствии с Положением о прохождении военной службы офицерским составом Вооруженных Сил Республики Беларусь по согласованию с Генеральным прокурором Республики Беларусь. Прокурорские работники, которым присвоены классные чины, состоят в них пожизненно. Лицам, проходящим дипломатическую службу, с учетом занимаемых должностей и квалификацией присваиваются дипломатические ранги. Порядок и условия присвоения дипломатических рангов предусмотрены Положением «О дипломатической службе Республики Беларусь». Согласно этому нормативному акту существуют следующие дипломатические ранги: атташе, третий секретарь, второй секретарь второго класса, второй секретарь первого класса, первый секретарь второго класса, первый секре-тарь первого класса, советник второго класса, советник первого класса, Чрезвычайный и Полномочный Посланник второго клас-са, Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого класса, Чрезвычайный и Полномочный Посол. Работникам органов финансовых расследований присваива-ются специальные звания рядового состава, младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава финансовой милиции с учетом их квалификации, образования, занимаемой должности и других условий, предусмотренных Положением «О прохождении службы в органах финансовых расследований Комитета Государственного контроля Республики Беларусь». Первые специальные звания рядового и младшего началь-ствующего состава присваиваются лицам, имеющим возраст не более 30 лет, а первые специальные звания среднего и старшего начальствующего состава, как правило,-- лицам не старше 35 лет. Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и военной службе» и установлены для офицеров воинские звания по группам войскового и корабельного состава, включающие подгруппы младших, старших и высших офицеров. Для войскового состава предусмотрены следующие звания: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник; для корабельного состава -- младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан-лейтенант, капитан 3-го ранга, капитан 2-го ранга, капитан 1-го ранга. Воинские звания офицерского состава подразделяются на первые (младший лейтенант и лейтенант) и очередные. Воинские звания офицерского состава присваиваются после-довательно в персональном порядке с учетом военной или иной специальной подготовки, занимаемой должности и условий, пре-дусмотренных Положением. В органах внутренних дел также устанавливаются специаль-ные звания для рядового, младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава. Так же, как и в Вооруженных Силах, в зависимости от последовательности присвоения специальные зва-ния подразделяются на первые и очередные. Для судей судов Республики Беларусь в соответствии с По-ложением «Об аттестации и квалификацион-ных классах судей судов Республики Беларусь» предусмотрены специальные квалификационные классы: высший, первый, второй, третий, четвертый и пятый. Высший, первый и второй квалификационные классы при-сваивается Председателям Верховного Суда и Высшего Хозяй-ственного Суда, их заместителям и судьям этих судов; первый, второй, третий и четвертый квалификационные классы -- предсе-дателям, заместителям председателей областных, Минского го-родского, районных (городских), Белорусского военного судов, межгарнизонных военных судов и хозяйственных судов областей, а также судьям областных, Минского городского, Белорусского военного судов и хозяйственных судов областей. Судьям район-ных (городских) судов и межгарнизонных военных судов присва-ивается первый, второй, третий, четвертый и пятый квалифика-ционные классы. Судьи по административным делам и исполни-тельным производствам могут иметь третий, четвертый и пятый квалификационные классы. Сроки пребывания в каждом квалификационном классе предусматриваются следующие: в пятом квалификационном классе -- 2 года; в четвертом квалификационном классе -- 3 года; в третьем квалификационном классе -- 4 года; во втором квалификационном классе -- 5 лет. Срок пребывания в первом квалификационном классе не ограничен. За судьей, пребывающим в отставке, присвоенный ему ква-лификационный класс сохраняется пожизненно. 4. Поступление на государственную службу В основе поступления на государственную службу лежит принцип равенства всех перед законом. Устанавливаемые ограничения для занятия должностей государственной службы связаны с предъявлением особых, повышенных, требований к ней. Таким образом, один из основных принципов, применяемых при формировании государственной службы - привлечение на нее наиболее достойных. Главными критериями отбора являются деловые, профессиональные и моральные качества претендентов. Право на поступление на государственную службу имеют граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям. При поступлении на государственную службу гражданин представляет: 1. личное заявление; 2. личный листок по учету кадров; 3. паспорт, документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу); 4. трудовую книжку, за исключением впервые поступающих на работу; 5. диплом или иной документ о соответствующем образовании, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности наличие определенного образования не требуется; 6. декларацию о доходах и имуществе; 7. медицинское заключение о состоянии здоровья (для занятия отдельных государственных должностей, перечень которых определяется законодательными актами). Указом Президента Республики Беларусь от 17.03.2005 N 139 установлено, что для лиц, впервые поступающих на государственную службу, проводится квалификационный экзамен. Положение о квалификационном экзамене для лиц, впервые поступающих на государственную службу, утверждено Указом. Квалификационными требованиями, предъявляемыми при поступлении на государственную службу, являются: · соответствующее образование, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности наличие определенного образования не требуется; · необходимый стаж и опыт работы по специальности, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности они не установлены; · владение государственными языками Республики Беларусь; · знание Конституции Республики Беларусь, законов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей. Поступление на государственную службу осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами путем назначения, утверждения либо избрания и оформляются решением, приказом, распоряжением, иным актом соответствующего государственного органа, должностного лица с внесением в установленном порядке соответствующих записей в трудовую книжку. Поступлению на государственную службу может предшествовать проведение конкурса на занятие государственной должности, а также устанавливаться предварительное испытание. С гражданами, поступающими на государственную службу, заключается контракт на срок не менее одного года руководителем соответствующего государственного органа. К кандидатам на должность судьи согласно статье 62 Закона «О судоустройстве и статусе судей» предъявляются следующие требования: -- наличие гражданства Республики Беларусь; -- достижение возраста 25 лет; -- наличие высшего юридического образования (за исключе-нием судей судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь, которые могут иметь как высшее юри-дическое, так и высшее техническое или естественнонаучное обра-зование); -- не совершение порочащих его поступков; -- наличие стажа работы по юридической специальности не менее двух лет или прохождение в установленном порядке ста-жировки на протяжении двух лет и сдача при этом квалификаци-онного экзамена. Требования к кандидату на должность судьи, касающиеся стажа работы по юридической специальности или прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена, не распространяются на судей судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь, которые имеют высшее техническое или естественнонаучное образование. Для судей военных судов Республики Беларусь и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь устанавливает-ся дополнительное требование. Они назначаются на должность из числа военнослужащих, имеющих воинские звания офицер-ского состава. В органы внутренних дел принимаются дееспособные граждане Республи-ки Беларусь старше восемнадцати лет, способные по своим личным, моральным, деловым качествам, состоянию здоровья и уровню образования выполнять возложенные на органы внутренних дел обязанности, не совершившие умышленное преступление. При приеме на службу в органы внутренних дел граждане обязаны представить декларации о доходах и имуществе в отношении себя и членов своей семьи, совместно с ними проживающих и ведущих совместное хозяйство. Обязательным условием при приеме в органы внутренних дел является проведение специальной проверки в отношении претендента. Кандидаты, впервые поступающие на службу в органы внут-ренних дел, проходят испытательный срок до одного года, в про-цессе которого оценивается их пригодность для работы в органах. Также они проходят начальную правовую, физическую, техничес-кую и боевую подготовку. 5. Ограничения, связанные с государственной службой Государственный служащий не вправе: заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему; принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами; принимать участие в забастовках; заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемой в порядке и на условиях, установленных законодательством; выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде; использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы; принимать от физических и юридических лиц любые, не предусмотренные законодательством вознаграждения, включая подарки, в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров. Полученные в связи с исполнением служебных обязанностей сувениры, стоимость которых превышает установленный Правительством Республики Беларусь размер, передаются в доход государства или используются в установленном законодательством порядке; пользоваться в личных целях бесплатными услугами физических и юридических лиц; использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну; иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев; принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств. 6. Прекращение государственной службы Прохождение государственной службы завершается ее прекращением. Она может прекращаться по основаниям, предусмот-ренным Трудовым кодексом (ст. 35), а также по основаниям, пре-дусмотренным в специальном законодательстве. Так, например, основанием для прекращения службы в государственном аппара-те может быть отставка служащего госу-дарственного аппарата. Право на отставку возникает при наличии совокупности определенных условий: достижение опреде-ленного возраста, наличие установленного общего и специально-го (в качестве служащего государственного аппарата) стажа рабо-ты. Таким образом, выход в отставку с назначением пенсии в определенном размере возможен до достижения служащим пенсионного возраста.
Страницы: 1, 2, 3
|