p align="left">б) объявление в печати о конкурсе на должность с сообщени-ем основных требований к кандидатам на ее замещение; в) возможность участия в конкурсе нескольких претендентов; г) рекомендацию кандидата на должность конкурсной комис-сией; д) заключение контракта между администрацией и лицом, ре-комендованным конкурсной комиссией или избранным на соответ-ствующую должность; е) издание приказа уполномоченным должностным лицом о назначении на должность. По конкурсу замещаются определенные категории государ-ственных должностей государственной службы. В свою очередь, конкурс может проводиться в форме конкур-са документов или конкурса-испытания. В форме конкурса докумен-тов замещаются вакантные старшие государственные должности государственной службы; конкурса-испытания -- на замещение ва-кантных высших, главных и ведущих государственных должностей государственной службы- Конкурс проводится по установленной процедуре. В частности, при конкурсе документов конкурсная комиссия оценивает участников конкурса на основании документов об образовании, о предше-ствующей трудовой деятельности, а также на основании рекомен-даций, тестирования и т. д. Конкурс-испытание может включать в себя прохождение ис-пытания на соответствующую государственную должность и завер-шается государственным квалификационным экзаменом. Решение конкурсной комиссии является основанием для назна-чения на соответствующую должность государственной службы либо отказа в таком назначении- Замещение вакантных государственных должностей федераль-ной государственной службы по конкурсу регламентируется Поло-жением о проведении конкурса на замещение вакантной государ-ственной должности федеральной государственной службы, утвер-жденным Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 6041- Государственно - служебные отношения. Лицо, принятое на государственную службу, приобретает статус государственного слу-жащего и субъекта государственно-служебных отношений. Особен-ность этих отношений состоит в том, что они складываются между государством в лице его органов и государственным служащим, осуществляющим служебную деятельность в качестве субъекта юридически-властных отношений. Государственно-служебные отно-шения значительной части государственных служащих могут скла-дываться не только внутри, но и вне рамок органа, в котором они занимают должности (между служащими выше- и нижестоящих ор-ганов, контрольно-надзорных органов). Пикулькин А.Б. Система государственного управления. - М., 1997. С. 56 Государственно-служебные отношения, урегулированные нор-мами административного права, представляют собой разновидность административных правоотношений. Государственно-служебные отношения возникают на основе одностороннего решения государственного органа (должностного лица), которое, во-первых, юридически закрепляет поступление гражданина на государственную службу, во-вторых, служит осно-ванием для выполнения им служебных обязанностей по данной, дол-жности, в-третьих, определяет момент возникновения его обязан-ностей перед государством, а также служебных и личных прав. Перемещение служащих сопровождается также изданием админи-стративного акта. Правоограпичения государственные служащих (их надо отли-чать от ограничений поступления на государственную службу) обус-ловлены особенностями государственной службы и имеют целью обеспечение ее эффективного функционирования. Государственная служба неотделима от осуществления государственной власти. По-этому должны быть определенные, в частности, правовые препят-ствия всегда возможному злоупотреблению принадлежностью к этой власти- Установленные правоограничения заключаются в основном в том, что государственный служащий не вправе: а) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме пе-дагогической, научной и иной творческой деятельности; б) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации аналогичных органов, ее субъектов и орга-нов местного самоуправления; в) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; г) состоять членом органа управления коммерческой организа-ции, если иное не предусмотрено федеральным законом или если ему в установленном порядке не поручено участвовать в управле-нии этой организацией; д) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредствен-но подконтролен ему; е) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию; ж) получать гонорары за публикации и выступления в каче-стве государственного служащего; з) получать от физических и юридических лиц вознагражде-ния, связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию (подарки, ссуды, услуги и др.); и) принимать участие в забастовках; к) использовать свое служебное положение в интересах поли-тических партий, общественных, в том числе религиозных, объеди-нений, для пропаганды отношений к ним. Князев С. Д. Административное право. Владивосток. 1997. С. 193 Для федеральных государственных служащих установлен ряд запретов относительно получения ими без должного разрешения иностранных наград и знаков отличия иностранного государства; загранкомандировок за счет юридических лиц и граждан, за исклю-чением служебных поездок в установленных случаях; совершения определенных действий в отношениях с религией. Установленные ограничения не преследуют цели ущемления гражданских прав государственных служащих и направлены на обеспечение независимости их служебной деятельности, против коррупции, на создание нормальных условий для работы государ-ственного аппарата- Вышеназванные ограничения адресованы государственным служащим, занимающим государственные должности государствен-ной службы, и не распространяются на служащих государствен-ных предприятий, учреждений и организаций. Прохождение государственной службы отдельными категори-ями служащих связано с их периодической аттестацией, повыше-нием квалификации в специально созданных учебных заведениях, на курсах и т. д. Аттестации проводится для определения уровня професси-ональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному слу-жащему квалификационного разряда. Она должна проводиться не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года- Огромная значимость для государственных служащих аттестации, в результате которой затрагиваются их служебные и лич-ные интересы, обусловила то, что порядок и условия ее проведе-ния устанавливаются федеральными законами и законами субъек-тов РФ. Оценка деятельности государственного служащего и рекомен-дации по результатам аттестации выносятся создаваемыми аттес-тационными комиссиями. По результатам аттестации руководитель органа принимает решение, учитывающее также рекомендации ат-тестационной комиссии. Повышение квалификации. Государственные служащие повы-шают квалификацию в различных учебных заведениях: Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, институтах повыше-ния квалификации государственных служащих, функционирующих в различных регионах. Командировки, классные чины, ранги, форменная одежда. Ре-жим прохождения государственной службы включает регулирова-ние служебных командировок, введение для некоторых категорий государственных служащих персональных званий, классных чинов, рангов, форменной одежды, знаков различия, закрепление права на табельное оружие, порядка его применения и использования и т. д. В настоящее время классные чины, ранги и т. д. введены для мно-гих категорий государственных служащих органов военизирован-ных и гражданских отраслей и сфер деятельности (обороны, внут-ренних дел, железнодорожного, водного, воздушного транспорта, таможенных органов и др.) Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник. Часть общая. - М.: Изд-во БЕК, 1997. С. 238 Прекращение государственной службы. Государственная служ-ба прекращается в результате увольнения государственного служа-щего на основании и в порядке, установленных правовыми актами. Оно возможно по инициативе самого государственного служащего и компетентного государственного органа или должностного лица-Основания увольнения по инициативе государственного орга-на или должностного лица предусмотрены законодательством о тру-де. Дополнительно ряд специфических оснований, обусловленных особенностями поступления на государственную службу и ее про-хождения, установлен Законом об основах государственной службы. Подавляющее большинство конкретизированных здесь оснований не связано с отношением государственного служащего к выполнению им должностных обязанностей. К ним относятся увольнение в свя-зи с достижением пенсионного возраста, установленного для заме-щения государственной должности государственной службы; пре-кращением гражданства Российской Федерации; несоблюдением ограничений, установленных для государственных служащих; нали-чием заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей. Вместе с тем по закону основаниями увольнения являются несоблюдение обязанностей, установленных для государственных служащих этим законом; разглашение сведений, составляющих го-сударственную или иную охраняемую законом тайну. Как было ска-зано, перечень обязанностей государственных служащих дан в этом законе. Характер этих обязанностей определен здесь таким обра-зом, что их несоблюдение может служить общим основанием для прекращения государственной службы. Предельный возраст нахождения на государственной службе установлен в 60 лет. Затем возможно продление уполномоченным органом или должностным лицом срока нахождения на государ-ственной службе, но каждый раз не более чем на один год. Продле-ние после достижения 65 лет не допускается. В дальнейшем госу-дарственный служащий может работать в государственном органе на условиях срочного трудового контракта. Государственно-служебные отношения прекращаются издани-ем полномочным органом или должностным лицом административ-ного акта об освобождении государственного служащего от долж-ности или его отставке. § 2. Стимулы деятельности государственных служащих Их можно подразделить на три группы: а) льготы; б) меры поощрения; в) меры правовой ответственности. Льготы. Они различны и, как правило, устанавливаются при-менительно к тем или иным категориям государственных служащих. В частности, федеральные государственные служащие имеют право на ежегодную оплату стоимости проезда к месту отдыха и обрат-но; на медицинское обслуживание, в том числе членов семьи, за счет средств бюджета; в установленных случаях льготы по налогообло-жению, на жилую площадь в виде отдельной квартиры или дома, построенных за счет средств республиканского бюджета. Предус-мотрены надбавки к должностным окладам за особые условия служ-бы, выслугу лет, классный чин, а также денежные выплаты по итогам службы за квартал и год, и др. Меры. поощрения. Общие меры поощрения установлены зако-нодательством о труде, специальные -- правовыми актами, предус-матривающими особенности правового статуса конкретных катего-рий государственных служащих- Общими мерами поощрения являются денежная премия, объ-явление благодарности, награждение ценным подарком и др. К служащим могут быть применены также меры поощрения в виде награждения орденами и медалями, присвоения почетных зва-ний, присуждения государственных премий. Государственными наградами РФ являются: звание Героя Рос-сийской Федерации; ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации. Основания и порядок награждения ими регламентируется Положением о госу-дарственных наградах Российской Федерации, утвержденным Ука-зом Президента РФ от 2 марта 1994 г. с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 6 января 1999 г1, положениями о почет-ных званиях, утвержденными Указом Президента РФ от 30 декабря 1995 г. № 1341 Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юридическая литература, 1999. С. 128 . Специальные меры поощрения также разнообразны: досроч-ное присвоение специального звания, классного чина, перевод на государственную должность более высокой категории и др. Меры поощрения, выражая высокую оценку и одобрение дея-тельности государственных служащих, направлены на повышение эффективности государственной деятельности. Ответственность государственных служащих содержит зна-чительный, хотя и своеобразный, потенциал стимулирования дей-ственности служебной деятельности. Она органично связана с пра-вовыми основами этой деятельности государственных служащих, необходимостью строжайшего соблюдения ими государственной и служебной дисциплины, законности. Их нарушения государствен-ными служащими, особенно наделенными юридически-властными полномочиями, затрагивают непосредственно интересы государства, могут ущемлять права и свободы граждан. Указом Президента РФ от б июня 1996 г. "О мерах по укреп-лению дисциплины в системе государственной службы" на руково-дителей федеральных органов исполнительной власти и глав испол-нительной власти субъектов РФ возложена персональная ответ-ственность за состояние исполнительской дисциплины в соответ-ствующих органах. Им предусмотрена возможность применения мер дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам и работникам этих органов за однократное грубое нарушение дис-циплины в системе государственной службы. При этом однократ-ным грубым нарушением дисциплины признаны: а) нарушение федеральных законов; б) неисполнение или ненадлежащее исполне-ние таких актов и вступивших в законную силу решений судов. За такого рода нарушения должностные лица и работники вы-шеназванных органов могут быть, как подчеркнуто в указе, направ-лены на внеочередную переаттестацию, понижены в должности (классном чине, воинском или специальном звании) или лишены ква-лификационного разряда (классного чина, воинского или специаль-ного звания). К ним могут быть применены и другие правоограниче-ния. Они не подлежат в течение года премированию, представле-нию к награждению государственными наградами и т. д. (п. 4 Указа). Однократные грубые нарушения дисциплины в системе госу-дарственной службы, повлекшие последствия в виде нарушения нормального режима функционирования судов и системы государ-ственного управления, иные тяжкие последствия, а также совершен-ные преднамеренно, являются основанием для привлечения винов-ных лиц к административной и уголовной ответственности в соот-ветствии с законодательством РФ. Последнее обстоятельство дол-жно быть подчеркнуто специально и особо. Применение мер видов ответственности, предусмотренных указом, должно соответствовать законам, устанавливающим дисциплинарную, административную и уголовную ответственность, изменения и дополнения в которые не могут быть внесены указами Президента РФ. Например, законода-тельством пока не предусмотрена административная ответствен-ность должностных лиц органов исполнительной власти за неиспол-нение или ненадлежащее исполнение вступивших в законную силу решений судов и т. п. Алехин А.П., Административное право Российской Федера-ции. Учебник. - М.: 2002 С. 302 В зависимости от характера правонарушений, совершенных государственными служащими, они могут привлекаться к дисцип-линарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. Регулирование последних двух видов ответственности выходит за рамки административного права. Воп-росы дисциплинарной, административной и материальной ответ-ственности (в том числе государственных служащих) по админис-тративному праву рассматриваются в IV разделе. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изложенный перечень принципов государственной службы в Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" имеет отношение ко всем видам государственной службы, в том числе и для государственно-служебных отношений органов внутренних дел. Это основополагающие принципы, на которых строится вся система государственно-служебных отношений. Исходя из состояния научных достижений и правоприменительной практики, можно предложить следующее определение принципа государственной службы Российской Федерации. Под принципом государственной службы Российской Федерация следует понимать правовую категорию как основное, руководящее положение, закреплённое непосредственно или косвенно в нормах права, определяющее содержание государственно-служебных отношений, имеющее обязательный характер для участников этих отношений, способствующее осуществлению законных интересов личности, государства и общества в целом. Государственная служба является одной из форм трудовой деятельности людей, специфика которой состоит не в создании непосредственным физическим трудом материальных ценностей или в оказании тех или иных производственно-хозяйственных услуг, а в осуществлении административных (организаторских, управленческих), социально-культурных и воспитательных функций. Не трудно заметить, что в подобном понимании государственная служба как бы противопоставлялась другой основной форме трудовой деятельности людей, т.е. труду рабочих и крестьян. При этом главным признаком, позволяющим отнести того или иного работника к числу государственных служащих, являлся источник его денежного содержания: государственная служба во всех ее проявлениях содержалась за счет государственно-бюджетных средств. В курсовой работе были рассмотренные основные положения прохождения государственной служба, раскрыты понятия государственного служащего, принципы государственной службы. Также мы рассмотрели нормативные акты, которые регулируют прохождения государственной службы в органах внутренних дел. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2. Конституция Российской Федерации. М., 1996. 3. Собрание законодательства Российской Федерации. М., 2000. 4. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 5. Советский энциклопедический словарь. М., 1980. 6. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федера-ции. Учебник. - М.: 2002 - 569 с. 7. Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юридическая литература, 1999. 569 с. 8. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник. Часть общая. - М.: Изд-во БЕК, 1997 - 985 с. 9. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. -М. 1997.- 465 с. 10. Князев С. Д. Административное право. Владивосток. 1997. -135 с. 11. Комментарий к Конституции Российской Федерации - М: Издательство 5ЕК, 2000. 12. Коренев А. П., Богатов Д. Ф. Административное право. Альбом схем. М. 1996. - 79 с. 13. Лазарев Б. М. Компетенция органов управления.- М., 1999. - 569 с. 14. Ноздрачев А. Ф., Тихомиров Ю. А. Исполнительная власть в РФ. Научно-практическое пособие. М. 1996. - 562 с. 15. Пикулькин А.Б. Система государственного управления. - М., 1997. - 856 с. 16. Филиппов Г.Г. Социальная организация и политическая власти. - М., 1996. - 468 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|