p align="left"> Приоритеты государственной региональной политики представляют собой обоснованные и наиболее значимые для регионального развития, общие для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации главные направления их совместной деятельности по реализации целей и задач государственной региональной политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Выбор приоритетов основывается на проведении в соответствии с целями и задачами государственной региональной политики комплексной оценки текущей ситуации, прогнозе её развития на 5 и 10 лет, исходя из ресурсных, включая бюджетные, возможностей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Приоритеты государственной региональной политики взаимоувязываются с направлениями внутренней и внешней политики Российской Федерации и учитываются в программах социально-экономического развития в сфере регионального развития. Приоритеты государственной региональной политики устанавливаются Правительством Российской Федерации на период 5 и 10 лет с ежегодным их уточнением.[1, ст. 6] Принципы разработки и реализации государственной региональной политики: |
конституционность и законность | | | централизация и децентрализация государственного управления | позволяет обеспечить участие всех соответствующих федеральных органов государственной власти в достижении целей и в решении задач ГРП. | | согласование общегосударственных и региональных интересов | федеральные программы и проекты реализуемые на территории одних суб. Российской Федерации, а также иные меры по федеральной поддержке функционирования и развития одних суб. Российской Федерации не должны ухудшать социально-экономическую и демографическую ситуацию на территории других суб. Российской Федерации | | обоснованность действий соответствующих федеральных органов государственной власти | этот принцип реализуется в целях эффективного использования федеральных ресурсов и результативности предлагаемых решений в процессе выбора объектов федеральной поддержки (конкретных суб. Российской Федерации) | | открытость разработки и реализации государственной региональной политики. | действия по разработке и реализации должны быть доступны для анализа и обсуждения всеми заинтересованными субъектами разработки и реализации государственной региональной политики. | | Опора на самоорганизацию общества | Сутью региональной политики является не дирижирование, а координация усилий общества. Главное это развитие инфраструктуры, чтобы импульсы самоорганизации проходили по территориальной структуре общества как можно быстрее. | | Субсидиарность. | По мере возможности, надо решать проблему на самом низшем уровне власти, как можно ближе к гражданам. | | Адекватность методов. | В России должны быть три ветви региональной политики: экономическая, политическая, культурная. У каждой свои задачи, иногда противоречащие другим ветвям, поэтому надо тщательно следить, чтобы не было взаимоуничтожения этих видов политики. | | |
Задачи экономической политики: |
обеспечение жителям региона достаточного числа мест приложения своего труда | препятствование чрезмерной концентрации «дешёвых» рабочих мест, насыщение региональной экономики передовыми видами труда, с хорошей оплатой. | разнообразие отраслевого и профессионального состава региональной экономики. | всемерное способствование развитию внутристранового территориального разделения труда между районами, субъектами федерации, городами и т.п. | Всемерное развитие инфраструктуры | | |
Задачи «политической» политики |
целостность государства подавление сепаратистских тенденций в политической жизни регионов. | открытость административных границ недопущение превращения их в государственные границы | развитие федерализма как формы государственности, особенно эффективно способствующей территориальной самоорганизации общества | | |
Задачи культурной политики |
выравнивание культурных услуг прежде всего образования, но также и уровня культуры в широком смысле, стимулирование развития сети культурных центров по всех территории страны | социокультурное сотрудничество регионов информирование о жизни в разных частях страны, развитие туризма, снятие межрегиональных фобий. | «многоэтажный» патриотизм гармоничное сочетание местного, регионального и общенационального патриотизма. | равенство культурных нужд наций и этносов, если структура населения страны полиэтнична. | | |
2. Основы и принципы региональной политики на примере Новосибирской области При организации и реализации региональной политики в России наблюдаются особые трудности, которые должны быть упомянуты и учтены: 1. Громадные контрасты, накопленные за прошлое время. Контрасты во всём и в расселении, и в экономике, и в менталитете. 2. Низкая плотность населения, которое к тому же сокращается (и будет сокращаться). Надо развивать инфраструктуру, компенсируя этим спад в «заселенности». Огромный размах региональных социально-экономических диспропорций (как между субъектами, так и внутри их), и его увеличение, недостаточная инвестиционная активность в кризисных регионах и ареалах очевидные свидетельства необходимости для страны выравнивающей региональную политику. При этом речь не идет о выделении дополнительных средств. Необходимо установить четкие правила перераспределения уже затрачиваемых средств, обеспечить их поступление в кризисные регионы. [5, C. 521] Теперь, более подробно рассмотрим региональную политику Новосибирской области. Город Новосибирск - административный центр Новосибирской области, центр Сибирского федерального округа, самое крупное (по численности населения) муниципальное образование в Российской Федерации. Будущее экономики Новосибирской области связано с определением региональных приоритетов и формированием конкурентоспособных территориально-отраслевых групп. Сюда и должны направляться основные долгосрочные инвестиции. Представители регионального бизнеса считают, что для повышения конкурентоспособности экономики региона необходимо обеспечить отраслевые программы адекватными финансовыми ресурсами, добиться опережающего роста инвестиций по сравнению с ростом ВРП, создать систему внедрения перспективных разработок и изобретений в серийное производство и коммерциализации результатов научно-технических исследований. Необходимо также принять программы перспективного развития каждому крупному и среднему предприятию. В отношении ряда проектов Новосибирская область имеет конкурентов в лице соседних регионов. Так, практически все сибирские территории (особенно Кемеровская область и Красноярский край) намерены развивать электроэнергетику. В Томской области и Красноярском крае реализуются проекты по развитию инновационных и образовательных центров (в частности, в Красноярске создается Cибирский федеральный университет, а в Томской области - особая экономическая зона технико-внедренческого типа). Омская область и Красноярский край настроены на создание мультимодальных транспортных узлов. Акцентированные вложения в родственные отрасли соседних регионов могут негативно отразиться на привлечении финансовых и трудовых ресурсов. Одним из важнейших приоритетов Новосибирской области является обеспечение качественно нового уровня социального и экономического развития Новосибирской области. Необходимо добиться более значительного роста доходов населения, прежде всего, сельского, обеспечить улучшение демографической ситуации, реальную поддержку семей с детьми, развитие семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, доступность и высокое качество образовательных, медицинских, социальных услуг, развитие массовых форм занятий физической культурой и спортом, повысить доступность жилья и качество коммунальных услуг, обеспечить рост духовности, приоритет культурных ценностей, прежде всего, в среде молодежи. [2, п. 2] Улучшение демографической ситуации на территории области предусматривается за счет системы мер, направленной на снижение смертности, стимулирование рождаемости, эффективную миграционную политику. В экономической сфере важно создать условия для развития инновационного сектора экономики, высокотехнологичных производств, ускоренной модернизации действующих производств, формирования многоукладной экономики села, высокоиндустриальных агропромышленных предприятий и крестьянско-фермерских хозяйств, развития значительно более высокими темпами транспортно-дорожного комплекса, логистической инфраструктуры, развития жилищно-строительного комплекса с использованием современных строительных технологий. Особое внимание следует обратить на поддержку и стимулирование развития экономического потенциала сельских поселений, повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления. Направления и задачи плана социально-экономического развития Новосибирской области на 2007-2009 гг. |
Направления | Задачи | | Повышение уровня благосостояния и качества трудовой жизни населения Новосибирской области | создание условий для роста доходов населения на основе развития эффективной занятости, совершенствование оплаты труда в бюджетной сфере, государственной поддержки социально незащищенных слоев населения, легализации теневых доходов, обеспечение безопасных условий труда, повышение уровня трудовых и социальных гарантий работников предприятий и организаций. | | Повышение качества и доступности услуг социальной сферы | улучшение динамики физического здоровья населения, снижение уровня заболеваемости, первичной инвалидности на основе повышения доступности и высокого качества медицинской помощи, обеспечивающей равные права и возможности граждан в получении медицинских услуг, путем укрепления первичного звена здравоохранения, развития системы профилактики и диспансеризации населения; формирование эффективной системы территориального здравоохранения; повышение технической оснащенности амбулаторно-поликлинической службы. [2, п. 3.2.1.] | | Социальная политика | повышение эффективности функционирования системы социальной защиты и социального обслуживания населения, в первую очередь, пожилых граждан и инвалидов за счет оптимизации системы оказания социальных услуг и внедрения новых механизмов социального обслуживания, укрепление материально-технической базы учреждений социальной защиты. | | Повышение доступности жилья и улучшение качества жилищно-коммунальных условий проживания населения на территории Новосибирской области | формирование рынка доступного жилья, создание условий для значительного увеличения объемов жилищного строительства, для роста эффективности управления сектором коммунальных услуг и улучшение жилищно-коммунальных условий проживания жителей области. [2, п. 3.3.] | | Повышение эффективности формирования и использования бюджетных средств | четкое исполнение Закона Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2007 год». | | |
Усилия администрации Новосибирской области в сфере занятости населения планируется направить на оказание качественных государственных услуг в сфере содействия занятости населения и поддержку в создании эффективных рабочих мест, обеспечение транспортно-дорожных условий мобильности рабочей силы. Продолжится работа по заключению региональных тарифных соглашений между областными объединениями профсоюзов, работодателями и администрацией области, координации действий налоговых, правоохранительных органов и органов местного самоуправления по контролю за своевременностью и уровнем оплаты труда во внебюджетной сфере.[2, ст. 3.1.]
Страницы: 1, 2, 3
|