/b>Коммерциализация технологий немыслима без инвестиций, а вместе они выстраиваются в схему, обязательными компонентами которой должны быть: перспективные технологии, рынок перспективного труда, кадры, финансы, а также инфраструктура, базовыми элементами которой являются организации, удовлетворяющие определенному набору требований. Не требуется специально обосновывать тезис о том, что именно территориальные административно-хозяйственные комплексы должны являться активными субъектами реализации общегосударственной хозяйственной (в т.ч. инновационной). Регионы, в силу их близости к непосредственной хозяйственной деятельности, должны двигаться не в фарватере, а в авангарде формируемой государством политики, предлагая и даже навязывая центру конкретные формы и механизмы реформирования и стимулирования хозяйственной деятельности. Именно так давно обстоит дело в стабильно развивающихся странах. Имеющаяся и формируемая в регионах инфраструктура научно-технической и инновационной деятельности очень неэффективна именно в части влияния на региональную инновационную политику. Представительства центральных органов управления, занимаясь исполнением соответствующих их профилю функций, практически не координируют свою деятельность друг с другом и лишь эпизодически взаимодействуют с местной властью. То же характерно и для различных центров содействия бизнесу, бизнес-инкубаторов и подобных им структур, созданных инициативно или за счет средств международных фондов. Их деятельность также разобщена, их влияние на общерегиональную инновационную обстановку минимально, да и занимаются они не столько инновационной, сколько хозяйственной деятельностью вообще, что позволяет им как-то сводить концы с концами. [6.82]Эффективная политика базируется на объективном анализе хозяйственной ситуации, трезвой оценке имеющихся ресурсов и возможностей, ориентируется на достижимые, а не фантастические цели, свободна от идеологов и мифов. Учитывая тяжелейшую экономическую ситуацию в стране вообще и в научно-производственном секторе в частности, при разработке региональной инновационной политики необходимо использовать максимально прагматичные подходы. Необходимо жестко определить первоочередные цели региона в инновационной сфере, соразмерные с наличными возможностямиПриходится констатировать, что ни региональные власти, ни крупный бизнес - потенциальные субъекты «большой» инновационной политики - сыграть свои роли локомотивов инновационной сферы в настоящее время объективно не могут. Первые - по причинам реальной перегрузки от перманентного латания дыр в социальной и коммунальной сферах регионов и отсутствия свободных ресурсов, вторые - из-за естественной ориентации на другие виды деятельности, экономически заметно более привлекательные сегодня, чем инвестиции в технологические проекты и наукоемкое производство. Очевидно, что интересы и возможности активно влиять на инновационные процессы у названных региональных субъектов могут возникнуть не ранее, чем начнутся реальные процессы стабилизации и роста в производственных секторах хозяйства. Другими словами, объективных условий для полнокровного развертывания инновационных процессов в регионах сегодня еще нет. Единственным реальным движением в региональной инновационной сфере могут быть лишь локальные шаги, осуществляемые в пределах имеющихся возможностей отдельными субъектами инновационного предпринимательства, бизнес-центрами, малыми фирмами, научными организациями или учебными институтами, осознающими необходимость создания интеллектуальной базы и организационных основ для будущего оформления полноценной региональной инновационной политики. С этой точки зрения, безусловно, полезным могло бы быть инициирование в регионах аналитической и проектной работы, направленной на обследование реального инновационного потенциала территориальных комплексов, выявление и вовлечение активных субъектов инновационного предпринимательства, определение истинных проблем в нормативном, организационном, ресурсном, кадровом его обеспечении, разработку механизмов и вариантов их решения.Такая деятельность, конечно, еще не начало регионального инновационного развития, но одно из важнейших условий его обеспечения в будущем. И поэтому, а также ввиду относительно небольших затрат, требуемых для осуществления такого аналитического этапа, именно региональная власть должна была бы выступить в качестве его заказчика и организатора. Но для этого в административных структурах должна быть преодолена традиционная их ориентации на взаимодействие лишь с крупными «базовыми» предприятиями регионов и недооценка значимости инфраструктуры. Альтернативой такому варианту может быть инициатива имеющихся инновационных структур, объединяющих собственные ресурсы и возможности. Однако реализация такого сценария требует преодоления другого негативного фактора - инерции дезинтеграционных процессов, преобладавших в хозяйственной среде все последние годы и породивших у ее субъектов стремление к индивидуальным формам деятельности.[2.75]3. Состояние инновационного процесса в РФ3.1 Перспективы развитияВ передовых странах разработка и внедрение технологических инноваций является решающим фактором социального и экономического развития, залогом экономической и национальной безопасности.Производственный потенциал многих развивающихся стран сосредоточен на начальных стадиях цикла: в ресурсодобывающей и перерабатывающей промышленности. Если развитые страны имеют избыточные мощности в обрабатывающей промышленности и производстве конечной продукции, значительная доля которых экспортируется, то развивающиеся страны экспортируют первичные ресурсы, энергоносители и продукты их переработки, импортируя конечную продукцию перерабатывающей и обрабатывающей промышленности. Такой тип технологической структуры в мировой практике принято называть колониальным.Вместе с тем некоторые промышленно развитые страны имеют достаточно развитую добывающую промышленность, а ряд развивающихся стран обладает вполне современными технологиями в обрабатывающей промышленности и производстве конечной продукции.В настоящее время скорость, объём и глубина инновационного процесса во многом определяют экономический и политический вес страны на мировой арене. Так в недавнем выступлении Николя Саркози, нового- президента Франции, он особо отметил, что видит главную роль в наращивании национальной мощи Франции в глубоких социальных и экономических изменениях. Он в частности сказал - «21 век - век изменений. Те, кто не смогут успеть за постоянно растущими темпами глобальных изменений в мире останутся на обочине истории». Не больше, не меньше!»И в нашей стране, благодаря удачной конъюнктуре сырьевых мировых рынков, оказалось возможным включиться в мировой инновационный процесс. В России наблюдаются рост темпа внедрения инноваций в общественной, духовной, экономической и политической сферах. И самое главное с приходом нового поколения людей на руководящие должности, существенно снизился уровень «страха пред нововведениями». [7.23]3.2 Состояние инновационной базы РФНе смотря на то что, в настоящей исторической перспективе, наблюдаются положительные макроэкономические тенденции, общий уровень экономики страны похож, всё ещё, на колониальную экономику развивающихся стран, имеющих ресурсную ориентацию. Правда в отличие от этих стран Россия располагает весьма значительными мощностями в обрабатывающей промышленности и в сфере обороны.После изменения государственного строя в 1991 году и ускоренного перехода России к рынку состояние и изменения технологической структуры экономики страны практически не интересовали государственную власть. Неудивительно, что промышленно развитые государства, стали воспринимать нас как развивающуюся страну. [20,57]В результате замедлилось обновление производственных мощностей, нарушились кооперационные связи. Если принять во внимание, что переход к рынку сопровождался практически насильственной приватизацией, то становится ясно, почему в России в два раза сократился ВВП, резко снизились объемы промышленного производства. Целесообразно оценить деятельность хозяйствующих субъектов, направленную на выполнение задач, сформулированных президентом России в Послании Федеральному Собранию, с учетом их научно-технического потенциала. Показатели в основном неутешительные: численность специалистов, занятых научно-техническими исследованиями и разработками составляет 895 тысяч человек, по данным на 2008 год. [11.41]4.Иновационная стратегия 4. 1.Роль предприятия в инновационной стратегииОдной из основных характеристик современного экономического развития является его неравномерный характер, обусловленный процессом периодического замещения технологий, созданных на основе передовых на определенном этапе времени научно-технических разработок. Стратегия направлена на наращивание научно-технического, инновационного и производственного потенциала в перспективных направлениях постиндустриального развития, что должно способствовать получению в будущем принципиальных конкурентных преимуществ.4.2 КлассификацияСегодня в условиях второго этапа НТР решающее значение в обеспечении конкурентоспособности фирмы играют инновации. В термин «инновация» вкладывают два понятия. Инновация - это, во-первых, новшество, т.е. новый или усовершенствованный продукт, услуга, технология, внедренные на рынке, в производственно-хозяйственной деятельности, потреблении, общественной жизни; во-вторых, это процесс осуществления изменений, внедрения новшеств. [14,78]Инновация создается в результате исследований и открытий, материализует научные и практические решения. Ее основное свойство - новизна, которая оценивается как по техническим параметрам, применимости, так и с рыночных позиций по коммерческой результативности.1) Классификация инноваций.Можно дать следующую классификацию инноваций.По масштабам распространения инновации могут быть мировыми, национальными, отраслевыми, локальными, связанными с предприятием или его отдельным подразделением.По сфере применения различают инновации в производство, управление, рынок, потребление и пр.По видам инновации бывают научными, техническими, технологическими, экологическими, экономическими. В последнем случае, например, речь может идти об освоении нового рынка сбыта, источника ресурсов, метода стимулирования.По характеру генерирования и внедрения различают быстрые, замедленные, затухающие, равномерные, скачкообразные, нарастающие инновации.По степени прогрессивности инновации можно разделить на делающие прорыв в теории и практике (например, микропроцессор); модифицирующие, улучшающие что-то внутри существующих систем, обеспечивающие адаптацию базовых нововведений к изменяющейся среде и их поддержку; комбинированные.По характеру связи с предшествующими образцами инновации могут быть открывающими новые направления в человеческой деятельности (например, самолет); заменяющими (электровоз и тепловоз вместо паровоза); отменяющими (бумага вместо пергамента); возвратными (современные парусные суда, дирижабли); имитирующими, в том числе ретроспективными, возвращающими к исходным идеям, модулям, конструкциям (образцы моды).По целям выделяются следующие виды инноваций: для восстановления и сохранения функций существующей системы и ее основных свойств; для временного приспособления системы к количественным изменениям среды; для коренной перестройки системы и создания ее нового варианта (с изменением всех или большинства первоначальных свойств) при сохранении прежнего функционального принципа, позволяющего приспособить ее к качественным изменениям среды; для создания системы нового вида, что предполагает ее качественные изменения, но при сохранении прежнего принципа функционирования; для создания системы нового рода путем коренного изменения принципа ее функционирования. [15.12]По результативности инновации делятся на завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные. Нововведение, например, не считается завершенным, если останавливается на какой-либо промежуточной стадии.По степени новизны (новизна - совокупность свойств, характеризующих радикальность изменений объекта) инновации можно рассматривать как абсолютные (нет аналогов) и относительные. Последние могут быть частичными (отдельные новые элементы) и условными (новое сочетание прежних элементов.Любая инновация (новшество) имеет свой жизненный цикл, который состоит из трех основных элементов:· периода от начала разработки до выхода на рынок (при этом новшество может устареть, а само нововведение еще не начаться); · периода от выхода на рынок до снятия с производства; · периода устаревания от снятия с производства до прекращения эксплуатации у потребителей. Таким образом, полный жизненный цикл новшества имеет две основные стадии - его создания и использования. Последняя в свою очередь состоит из двух подстадий: производства, сбыта и послепродажного обслуживания. [12,41] Инновации вызывают к жизни некоторые весьма серьезные проблемы. Они ведут к досрочному моральному устареванию элементов производственной системы при сохранении их нормального физического состояния, требуют осуществления нововведений в смежных областях, что нарушает стабильность и установившееся «статус-кво» [7,15] 5.Разработка инновационного проекта 5.1 Аргументирование проекта. РезюмированиеООО «Медтех» предлагает для бизнеса медицинскую технику, в том числе кровати различных модификаций, тренажер ИСК-1, наилучшим образом обеспечивающую оказание медицинских услуг лечебного, реабилитационного и профилактического характера и отвечающую как современным требованиям с точки зрения конструктивных решений, так и требованиям санитарии и гигиены.Медицинская техника предлагаемых типов предназначена для использования в лечебно-профилактических и реабилитационных учреждениях, больницах скорой помощи, в госпиталях, санаториях, в том числе для инвалидов, в домах престарелых, реанимобилях, а так же для индивидуальных потребителей. [18,14]Реализация данного проекта обеспечит решение следующих задач:1. удовлетворение потребности учреждений медицинского профиля в современной медицинской технике, отвечающей требованиям стандартов; 2. создание новых источников получения прибыли за счет диверсификации предприятия; 5.2 ХарактеристикиКровать медицинская функциональная травматологическая типа КФТ-1 (ТИП917) предназначена для инвалидов и больных возрастных категорий старше 14 лет. Используется в домашних условиях и в условиях стационара, состоит из трех панелей - спинной с откидной головной стенкой, тазобедренной и голеностопной. Кровать снабжена системой ручного управления, с помощью которой регулируются необходимый угол наклона и высота кровати, обеспечивающие наиболее удобное положение больного. Имеет каркас для монтажа навесного оборудования для подтягивания руками и организации различных вытяжек, снабжена фиксирующими колесами.Кровать медицинская функциональная общего назначения КФОН-1 (ТИП 919) предназначена для инвалидов и больных возрастных категорий старше 14 лет. Используется в домашних условиях и в условиях стационара.Устройство кровати ТИП 919 аналогично устройству кровати ТИП 917, она отличается отсутствием навесного оборудования, но снабжена спинкой для подпорки ног.Тележка медицинская для перевозки больных ТМ-1 (ТИП 920) предназначена для перевозки больных в условиях стационара. Имеет две подушки, которые могут изменять угол наклона с помощью ручного управления, снабжена откидными стенками. С помощью ручного управления можно менять высоту ложа от уровня пола.В настоящее время в стадии разработки находятся кровать медицинская палатная и кровать медицинская функциональная реанимационная, снабженные специальными устройствами, в том числе устройством, позволяющим проводить рентгенографические обследования, не перекладывая больного на стол рентгеновской установки. [4.87]Тренажер реабилитационно-спортивный ИСК-1 (ТИП 945) предназначен для занятий в процессе реабилитации после травм, занятий в оздоровительных группах и занятий спортом для возрастных категорий старше 12 лет. Может быть использован в физиотерапевтических отделениях больниц, физиотерапевтических лечебницах, в оздоровительных центрах, спортивных залах и в домашних условиях. [16,47]Тренажер реабилитационно-спортивный представляет собой сборную конструкцию, занимает небольшую площадь (2,5 х 1,5 м - в рабочем состоянии 2,0 х 0,8 м - при хранении в перерыве между занятиями).Конструкция его проста при сборке и в эксплуатации. По своим функциональным возможностям тренажер пригоден для выполнения всех видов упражнений, применяемых в реабилитационной и общеоздоровительной гимнастике. [15,41]Конструкция предлагаемой технике постоянно совершенствуется, а применяемая технология обеспечивает необходимые качественные характеристики и, прежде всего надежность, долговечность, простоту в эксплуатации. [12,45]По сравнению с зарубежными аналогами основными преимуществами являются:· умеренная цена (в 3-4 раза ниже); · простота в эксплуатации благодаря ручному управлению и регулировке В связи с увеличением объемов производства планируется снижение себестоимости к 2009 году по видам медицинской техники от 8 до 12% . Что касается маркетинговых действий, то повышение качества продукции и расширение ассортимента, использование гибких цен, системы льгот и скидок, а так же успешная рекламная деятельность позволит увеличить круг потребителей, с выходом в дальнейшем на мировой рынок. Эффективность данного проекта очевидна, так как рентабельность продаж медицинской техники составит 47%, а общая рентабельность предприятия составит 89% . Для сравнения в начале инвестиционного проекта рентабельность предприятия составляла 33 %. [2.36] В течение 2009-2011 годов предприятие будет получать устойчивую прибыль. Отсюда можно сделать вывод, что у предприятия есть все шансы на успех.[4.11] Заключение Государственная инновационная политика - деятельность федеральных органов и органов субъектов Федерации по определению приоритетов инновационной стратегии, регулированию инновационной деятельности, поддержке базисных и улучшающих инноваций, малого и среднего инновационного бизнеса, защите интеллектуальной собственности процессе инновационной деятельности, охране национальных интересов при осуществлении внешнеэкономических связей в этой сфере. Цели типа “всемерно расширять и поддерживать” таковыми не являются и, будучи сформулированными, не позволяют строить целенаправленную политику, обеспечивающую решение действительно актуальных для экономики задач. Тесно связанная с инновационной, государственная научно-техническая политика также строится на основе целеполагания чрезвычайного характера - сохранение научно-технического потенциала. Эта задача, безусловно, актуальная, но не может служить основой долгосрочной национальной политики. Объект регулирования, малый бизнес, не раз переопределялся, исходя из сиюминутных проблем, а не в связи с инновационной политикой. При формировании эффективной инфраструктуры необходимо создать условия, при которых часть исследователей и изобретателей, прежде всего тех, кто занимался в ВПК продукцией двойного назначения, сможет постепенно перейти в гражданскую сферу деятельности. Одним из главных условий для этого перехода является вопрос материально-технического обеспечения. Основными источниками для финансирования инновационного процесса могут быть государственные, корпоративные или частные средства. Не требуется специально обосновывать тезис о том, что именно территориальные административно-хозяйственные комплексы должны являться активными субъектами реализации инновационной политики. Имеющаяся и формируемая в регионах инфраструктура научно-технической и инновационной деятельности очень неэффективна именно в части влияния на региональную инновационную политику. Представительства центральных органов управления, занимаясь исполнением соответствующих их профилю функций, практически не координируют свою деятельность друг с другом и лишь эпизодически взаимодействуют с местной властью Список использованной литературы Теоретические источники /учебники и пособия 1. Гончаров В.В Новые прогрессивные формы организации в промышленности. М.; МНИИПУ, 2005. 2. Гусев В. Возможна ли сегодня активная инновационная политика в регионах? // Зеркало недели 18-19 2008 г. 3. Дерягин А.В. Наука и инновационная экономика в России // "Инновации" 2007 г. 4. Дынкин А.А. Место России в мировом технологическом пространстве. Национальная инновационная система, ВК ЗАО “Экспоцентр”, 2006 г. 5. Киреев. А. Международная экономика В 2-х ч. - М: Международные отношения, 2007. 416 с. 6. Кокшаров А., Кирьян П. Торговцы будущим. М.; Эксперт 23, 2007. 7. Медынский В.Г, Л.Г. Шаршукова. Инновационное предпринимательство. М.; ИНФРА-М, 2006. 8. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. Под ред. В.А. Швандара. ЮНИТИ, М. 2007. 9. Контуры инновационного развития мировой экономики: Прогноз на 2000-2015 гг. Под ред. А.А. Дынкина. М. Наука, 2000. 10. Концепция Межгосударственной инновационной политики СНГ на период до 2008 г. 11. Азовцев В.А. Госзаказ в капиталистических странах. // Плановое хозяйство. 1990. 12. Бабинцев В.С. США: приоритеты НТП. - М., 2008. 13. ВНИИСИ. Государственно-монополистическая политика в сфере науки и техники. - М., 2006 14. Войтко Я.В. Современные тенденции научно-технической политики США. - Киев, 2006. 15. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование. / Под ред. Ю.В. Яковца. - М.: РАГС, 2008. 16. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. - М.: Экзамен, 2001. 17. Косенков Р.А. Фазовый анализ состояния, инновационного характера и направления развития региональной экономики. "Инновации", 2007. 18. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. - М.: РАГС, 2002. 19. Международная торговля (под ред. Иванова Р.И.) М., 2007. 20. Научно-технический потенциал России и его использование. / Под. ред. В.И. Кушлина. - М., 2008 Правовые источники /законодательство 1. Проект Закона Российской Федерации от 07.05.2007 «Об иновационной деятельности в РФ».
Страницы: 1, 2
|