p align="left">Так, с 1987 года США израсходовали на борьбу с отравой на своей территории 63,7 миллиарда долларов, 4,8 миллиарда долларов на то, чтобы помешать аналогичной практике в иностранных государствах, и еще 18,2 миллиарда долларов на то, чтобы сделать непроницаемыми для наркотиков собственные границы. Результаты, конечно, есть - американские тюрьмы буквально забиты наркодельцами, однако на место каждого посаженного преступника встает новый, и поток наркотиков продолжает идти в США. Поэтому многие эксперты считают, что единственным эффективным способом борьбы против распространения наркотиков является ликвидация (естественно, не физическая) как класса потребителей «белой смерти» и иже с ними. Ведь потребляющие зелье американцы - отнюдь не доведенные до отчаяния обездоленные: 75 процентов наркоманов - это выпускники средних школ, 43 процента обучаются в институтах и колледжах, 74 процента имеют работу (из них 60 процентов - постоянную и в полном объеме), 47 процентов - имеют годовой доход более 20 тысяч долларов, 16 процентов - свыше 40 тысяч долларов. Наша борьба против наркомании // The Wall Street Journal, США.- 2009.-№ 12/2.-69 с. Опираясь на эти данные, эксперты из Центра защиты общественных интересов Джо Дайамонд и Дэвид Кастро предложили параллельно с борьбой против поставщиков и распространителей наркотических средств, принять на вооружение новую тактику - заставить платить потребителей отравы. Для этого, полагают эксперты, во-первых, надо создать в каждом районе специальную комиссию из представителей общественности, наркологических центров, полиции, наделенную правом предпринимать действия в рамках законов о гражданских правах против любого человека, покупающего наркотики. Кроме того, следует разработать систему денежных штрафов в отношении таких людей, например, взимать 30 тысяч долларов или же 10 процентов от общего состояния - в зависимости от того, какая из сумм будет больше. В то же время нужно предоставить пойманному наркоману возможность позднее получить обратно до 50 процентов заплаченного штрафа в том случае, если он в течение года не употреблял зелье, еженедельно сдавал анализы на наркотики и отработал определенный срок на пользу общества. Эксперты полагают, что такой способ борьбы с наркоманией в США, а возможно, и не только здесь, может стать особенно эффективным. «Если состоятельные потребители наркотических средств перестанут покупать кокаин или героин, - подчеркивают Дайамонд и Кастро, - то весь международный рынок наркотиков может рухнуть». Наша борьба против наркомании // The Wall Street Journal, США.- 2009.-№ 12/2.-69 с. На сегодняшний день определяющим моментом в развитии наркообстановки в России является контрабанда опиатов и героина из Афганистана. Наряду с наплывом наркотиков нецентральной Азии существенную угрозу представляют поставки синтетических наркотических веществ из Нидерландов. Польши и Германии, а также рост производства опиатов и амфетаминов в КНДР, которые доставляются в Россию через территорию Китая. Противодействие распространению наркотиков складывается из нескольких частей: снижение спроса, лечение и реабилитация наркоманов, создание препятствий для предложения наркотиков. Последнее относится к деятельности правоохранительных органов и спецслужб. Так, только с 1998 г. из незаконного оборота органами ФСБ России самостоятельно и во взаимодействии с другими правоохранительными ведомствами ежегодно изымается в среднем 4 тонны наркотических средств. Приведем пример: В минувшие выходные при проведении обыска по ранее возбужденному уголовному делу сотрудниками уголовного розыска линейного отдела внутренних дел аэропорта в квартире дома по улице Саратовской у 32-летнего хабаровчанина была обнаружена и изъята особо крупная партия наркотиков растительного происхождения. Согласно справке эксперта, в руки оперативников попали около 2-х граммов гашишного масла и почти 173 грамма гашиша. По ценам черного рынка наркотических средств и сильнодействующих веществ Хабаровска общая стоимость изъятого зелья составляет приблизительно 45 тысяч рублей. Владелец «дурмана» водворен в изолятор временного содержания. В отношении него возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 228 УК РФ. Его собрата по наркобизнесу - 23-летнего хабаровского бездельника - сотрудники УБОП УВД Хабаровского края задержали на улице Калинина. Покупателю, в роли которого выступил оперативник, наркодиллер продал около 13 граммов гашишного масла. Согласно действующему в России законодательству, данная партия так называемого «концентрированного» наркотика считается особо крупной. По расценкам краевого центра ее стоимость составляет около пяти тысяч рублей. Наркоторговец задержан и водворен в изолятор временного содержания. За сбыт наркотика ему вскоре придется ответить перед законом: возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 228 УК РФ. Так как торговля криминальным дурманом считается одним из тяжких преступлений, молодому человеку грозит длительный срок лишения свободы. Чак, А. Пресс-служба ГУ МВД РФ по ДФО / А. Чак // http://www.mvd.ru/news/10765/?print Однако, существует излишние препятствия в оперативной деятельности, которое создает несовершенство законодательства (отсутствие ряда давно разработанных, но не принятых основополагающих законов, в первую очередь - закона «Об организованной преступности», института «мнимого соучастия», эффективного механизма защиты свидетелей и т. п.). Наумов, А.В. Ответственность за незаконный оборот наркотиков. Вопросы правотворчества и правоприменения / А.В. Наумов // Российская юстиция.- 2000. № 7.- с.29. Осложняющими факторами являются «прозрачность» госграницы на значительном ее протяжении, упрощенный режим въезда-выезда, порождающие масштабную нелегальную иммиграцию жителей среднеазиатских государств - участников СНГ, Китая, Северной Кореи, Вьетнама. Пока будет существовать такой дисбаланс, коренного перелома в ситуации с распространением наркотиков на территории России не произойдет. Необходима существенная помощь государства. К сожалению, приходится констатировать, что разработанная система общегосударственных мер в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков по ряду объективных и субъективных причин в необходимом объеме на настоящий момент не реализована. В 2009 году президент России Дмитрий Медведев провел заседание Совета безопасности России, на котором выступил за разработку стратегии государственной антинаркотической политики и чёткого плана её реализации. При этом Медведев дал понять, что большинство инициатив ФСКН, носящих преимущественно репрессивный и силовой характер, не будут поддержаны, а основные методы борьбы должны носить профилактический и разъясняющий характер. Выступление Медведева Д.А. // http: // www.lawmix.ru /comm.php?id =1005 «Наркомания представляет угрозу национальной безопасности и демографической ситуации в стране, а предпринимаемые действия неадекватны масштабам наркоэкспансии»,- подчеркнул Медведев. Выступление Медведева Д.А. // http: // www.lawmix.ru /comm.php?id =1005 Президент также считает необходимым ужесточить ответственность за преступления, совершённые в состоянии наркотического опьянения, или за содействие наркобизнесу. Говоря о профилактике наркомании, Медведев подчеркнул необходимость смещать акценты с силовых и запретительных способов решения проблемы на лечение и реабилитацию, поощрять деятельность молодёжных и других организаций, выступающих за здоровый образ жизни, вести грамотную информационную политику в СМИ. Президент предложил также обсудить возможность введения в стране альтернативного наказания для наркоманов, совершивших незначительные преступления, и об обязательном тестировании учащихся образовательных учреждений для своевременного выявления заболевания. Медведев до сих пор не реагировал на подобные идеи, однако 7 сентября 2009 г. теме наркомании в стране было посвящено заседание СБ. Вопреки ожиданиям, Медведев достаточно критично оценил работу ФСКН, указав, что «нельзя сказать, что позитивных сдвигов нет, однако коренного перелома в борьбе с наркотиками пока нет, и причины не только в глобальном характере проблемы, но и в самой организации работы, ее недостаточной эффективности». Выступление Медведева Д.А. // http: // www.lawmix.ru /comm.php?id =1005 Тем не менее, часть мер - хотя и наиболее умеренных - Медведев все же поддержал. Президент предложил ужесточить ответственность за преступления, совершенные в состоянии наркотического опьянения, и за содействие наркобизнесу, в том числе «за любые преступления, связанные с наркотиками, особенно за их распространение в публичных местах и там, где отдыхают подростки и молодежь». Выступление Медведева Д.А. // http: // www.lawmix.ru /comm.php?id =1005 По его мнению, «усиления ответственности требуют и коррупционные правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков и сопутствующим отмыванием денег». Выступление Медведева Д.А. // http: // www.lawmix.ru /comm.php?id =1005 Как сообщил по итогам совещания Виктор Иванов, было решено ввести для оптовых торговцев наркотиками пожизненное заключение. Было поддержано и предложение Дмитрия Медведева о возможности добровольного выбора между лечением или уголовным наказанием для тех, кто совершил преступление небольшой или средней тяжести. Выступление Медведева Д.А. // http: // www.lawmix.ru /comm.php?id =1005 Вместе с этим, если ФСКН позиционирует себя как политическая структура, то Медведев предложил уходить от силовых методов в пользу мер профилактики, пояснив, что в действующем законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» эти нормы отсутствуют. Дмитрий Медведев предложил создавать новые центры лечения и реабилитации больных, включить в школьные программы разъяснения о вреде наркомании, поощрять «деятельность молодежных и других организаций, выступающих за здоровый образ жизни» и, наконец, тестировать в обязательном порядке всех «учащихся всех образовательных учреждений». Выступление Дмитрия Медведева - это не поддержка, а осторожная критика ФСКН, при этом не мешающая поручить ФСКН заниматься разработкой стратегии борьбы с наркоманией. Одновременно Медведев дал понять, что большинство инициатив ФСКН, носящих преимущественно репрессивный и силовой характер, не будут поддержаны, а основные методы борьбы должны носить профилактический и разъясняющий характер. На Дальнем Востоке многие годы сохраняется высокий уровень распространения наркомании, однако медицинская и социальная реабилитация наркозависимых развита слабо и малодоступна. Сборник материалов по проблемам наркозависимости Хабаровского края // http://№ews.khb.ru/№ews.php3?№ews=4955 Только в четырех субъектах федерации округа действуют государственные наркологические реабилитационные центры или отделения, где принимаются больные наркоманией: в Приморье, Хабаровском крае, ЕАО и на Камчатке. Госстатом учет численности больных наркоманией, прошедших реабилитацию, не ведется, поэтому оценить эффективность этой деятельности очень трудно. Кроме того, отсутствуют законодательные механизмы, стимулирующие обращение больных наркоманией в наркодиспансеры (лечение и реабилитация - дело сугубо добровольное). По мнению специалистов, в течение года от приема наркотиков отказываются 20-22% пролеченных больных. Это очень условный показатель, не базирующийся на официальной статистике и не связанный с конкретными сроками ремиссии (воздержания от наркотиков). Сборник материалов по проблемам наркозависимости Хабаровского края // http://№ews.khb.ru/№ews.php3?№ews=4955 Доля наркобольных, обратившихся за медицинской помощью и направленных на медико-социальную реабилитацию, колеблется по округу от 3% до 10%. Остальные, по сути, просто обречены на вымирание. Услуги по социальной реабилитации наркозависимых предлагают всевозможные центры, образованные религиозными организациями нетрадиционных конфессий (часто под видом не имеющих отношения к религии общественных фондов). Антинаркотическая деятельность в большинстве случаев является одной из форм осуществления миссионерской работы, привлечения последователей религиозных течений, увеличения потока финансовых средств, жертвуемых на нужды церкви. Используя лозунг борьбы с наркоманией, они ищут поддержку со стороны местных средств массовой информации, учреждений образования и культуры. Но главная задача реабилитации наркозависимых - успешная социализация и возвращение к нормальному существованию - не решается. Медицинские учреждения работают на основании утвержденного стандарта и полученной лицензии, а вот деятельность фондов, центров, религиозных сект и разных обществ неподконтрольна, потому что опять же нет правового механизма, регламентирующего их деятельность в этой сфере. Психике человека, решившего пройти курс реабилитации, минуя наркодиспансер, могут нанести непоправимый вред, сделать его в буквальном смысле рабом «отцов» - наставников. Рокоссовская, А. Мир не хочет захлебнуться «дурью» / А. Рокоссовская, А. Тимонин // Российская газета.- 2009.- № 178.- 75 с. Реабилитация наркозависимых, конечно, требует длительного времени, изобретательности и гибкости в подходах, специально оборудованных помещений, решения вопросов материального обеспечения. Эффективность мер, принимаемых государственными и муниципальными органами сегодня, крайне низка. Вопросы развития системы медико-социальной реабилитации наркоманов практически не имеют отражения в региональных целевых программах по профилактике наркомании и наркопреступности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|