p align="left">Исходя из изложенного, можно констатировать одно: новая модель - не радикальное опровержение старой модели, а просто ее достаточно серьезная модификация. Но эта модификация позволяет сохранить позитивные, нужные обществу стороны старой модели и в то же время - заменить ее устаревшие, негативные элементы, подрывающие доверие к пенсионной системе, на новые, отвечающие особенностям первых десятилетий ХХ века, когда новая модель будет работать в полном объемеЗадорожный В. Указ. сочинение. С.18 (расчет пенсии в соответствии с новой пенсионной моделью приведен в приложении 1). А.С. Назаровым сформулированы следующие основные принципы реформирования пенсионной системы: - снижение вдвое ставки единого социального налога на пенсионные цели и его зачисление в федеральный бюджет. Финансирование за счет этих средств базовой части пенсии в размере, не зависящем от стажа и заработка; - введение страховых взносов в Пенсионный фонд на уровне 14% выплат в пользу работника с регрессивным снижением страхового тарифа с суммы выплат, превышающих 100 тыс. руб. в год; - индивидуальный учет пенсионного капитала (суммы пенсионных взносов в пользу каждого застрахованного). Определение размера страховой части пенсии путем деления пенсионного капитала на ожидаемый период выплаты пенсии по старости; - преобразование в пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных к моменту проведения реформы, исходя из расчетного размера пенсии, определенного по нормам прежнего законодательства; - направление части страховых взносов (до 6% от выплат в пользу работников 1967 г. рождения и моложе и до 2% от выплат в пользу работников, которым осталось до достижения пенсионного возраста не менее 10 лет) на накопление. Учет этих сумм вместе с доходами от их размещения в специальной части лицевого счета застрахованного. Определение размера накопительной части пенсии исходя из величины пенсионных накоплений и ожидаемого периода выплаты пенсии. Назарова А. С. Пенсионная реформа: правовые аспекты//Гражданин и право. 2001. № 10. С. 85 1 68 Глава II. Понятие трудовой пенсии и условия ее назначения §1. Понятие и виды трудовых пенсий Трудовые пенсии в РФ устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 17.12.01 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Собрание законодательства РФ.2001. № 52 (1 ч.). ст. 4920 Трудовая пенсия определяется в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (ст. 2) как ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью последних. К характеристике трудовой пенсии относится и то, что право на нее определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данным Законом. В Законе очерчен круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию при соблюдении условий, предусмотренных для каждого вида пенсий. Право на пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» Собрание законодательства РФ.2001. № 51. ст. 4832 , и нетрудоспособные члены их семей (при потере кормильца). Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России, имеют право на пенсию наравне с российскими гражданами, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором (ст. 3 Закона). Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает три вида трудовых пенсий: по старости, по случаю потери кормильца и по инвалидности. Трудовая пенсия по старости может состоять из трех частей - базовой (БЧ), страховой (СЧ) и накопительной (НЧ). Эти части определяются, индексируются и могут выплачиваться по разным правилам. Размер базовой части пенсии (БЧ) устанавливается в твердой сумме. У лиц, достигших 80 лет либо имеющих инвалидность с III степенью ограничения способности к трудовой деятельности (I группы), БЧ выше, чем у остальных. Кроме того, БЧ зависит от наличия у пенсионера иждивенцев и от их числа. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из двух частей - базовой (БЧ) и страховой (СЧ). Размер пенсии и ее частей определяются отдельно для каждого из нетрудоспособных членов семьи, входящих в круг лиц, установленных ст. 9 Закона, независимо от их числа. Трудовая пенсия по инвалидности может состоять из трех частей - базовой (БЧ), страховой (СЧ) и накопительной (НЧ). Размер БЧ устанавливается в твердой сумме и зависит от степени ограничения способности к трудовой деятельности (группы инвалидности), а также от наличия иждивенцев. §2. Условие назначение и размер трудовых пенсий а) Условие назначения и размер трудовой пенсии по старости До 1 января 2002 г. условиями пенсионного обеспечения по старости на общих основаниях было достижение пенсионного возраста (женщинами - 55, мужчинами - 60 лет) и наличие общего трудового стажа определенной продолжительности (20-ти и 25-летнего соответственно). Пенсия назначалась и при неполном трудовом стаже (не менее 5 лет), но в размере, пропорциональном имеющемуся стажу. Законодатель не изменил общего пенсионного возраста. Он, как и ранее, дифференцируется по полу и составляет для женщин 55, для мужчин 60 лет (ст. 7 Закона). Однако ныне вместо общего трудового требуется страховой стаж. Пенсия по старости застрахованным указанного возраста может быть назначена при наличии у них не менее пяти лет страхового стажа. Это требование одинаково как для женщин, так и для мужчин. Понятие пенсии при полном и при неполном страховом стаже в новом Законе не применяется, но продолжительность этого стажа при прочих равных условиях определяет размер пенсии, который зависит от суммы уплаченных страховых взносов в течение всего периода трудовой деятельности. Согласно п. 1 ст. 10 Закона от 17.12.01 г. № 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Военная и приравненная к ней служба засчитывается в страховой стаж, если ей предшествовала и (или) за ней следовала деятельность, включаемая в страховой стаж по правилам ст. 10 Закона. При этом не имеет значения продолжительность перерыва между периодами, включаемыми и засчитываемыми в страховой стаж, а также то обстоятельство, были ли между такими периодами иные периоды, засчитываемые или не засчитываемые в страховой стаж. Белоглазова В.Г. Правоприменительная практика: вопросы и ответы//Пенсия. 2002. № 7. С.40 Подпункт 2 п. 1 ст. 11 Закона предусматривает зачет в страховой стаж периода получения пособия по государственному социальному страхованию по временной нетрудоспособности. Действующее законодательство не содержит единого понятия пособия по временной нетрудоспособности. Согласно ст. 8 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ Собрание законодательства РФ.1999. № 29, ст. 3686 страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования, в частности, являются следующие пособия: по временной нетрудоспособности; в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; по беременности и родам; на санаторно-курортное лечение. Белоглазова В.Г. Указ. сочинение. С. 41 Подпунктом 3 п. 1 ст. 11 Закона предусмотрена возможность зачета в страховой стаж периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. В отличие от п.п. «б» и «в» в данной правовой норме говорится не о периоде получения пособия по уходу за ребенком, а о периоде ухода за ребенком. Формулировка рассматриваемой правовой нормы дает основание для неоднозначного толкования установленного ею ограничения тремя годами засчитываемого в страховой стаж периода ухода за несколькими детьми. Неясно, относится ли это ограничение к общему числу детей в семье или к каждому из родителей, осуществляющих уход за ними. В правоприменительной практике считается возможным засчитывать до трех лет ухода как матери детей, так и отцу - при условии, что периоды такого ухода не совпадают по времени. Секачева О.В., Цветкова И. С. Правоприменительная практика: вопросы и ответы// Пенсия. 2002. № 4. С. 29 В том случае, если ребенок является инвалидом, период ухода за ним засчитывается в страховой стаж без ограничения каким-либо сроком в соответствии с п/п. 6 п. 1 ст. 11 Закона. Согласно п/п. 4 п. 1 ст. 11 Закона в страховой стаж засчитывается период получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства. В соответствии с п/п. 5 п. 1 ст. 11 Закона к иным периодам работы, засчитываемым в страховой стаж, относится период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, а также период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке. Эта норма содержалась и в прежнем законодательстве, когда речь шла о периодах, засчитываемых в трудовой стаж, однако при этом они засчитывались в стаж в тройном размере. Реабилитацией считается прекращение уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием состава преступления либо за недоказанностью участия лица в совершении преступления. Каждое из этих оснований имеет одинаковое значение для реабилитации. Как предусмотрено п/п. 6 п. 1 ст. 11 Закона, в страховой стаж засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет. При определении нижней границы трудоспособного возраста применительно к данному случаю следует учитывать, в частности, нормы трудового законодательства. Как установлено ст. 63 Трудового кодекса РФ, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. В случае же получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие 15 лет. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения. Приведенные нормы свидетельствуют, что трудовая правоспособность возникает безо всяких условий с достижением 16-летнего возраста, а при определенных условиях, связанных с необходимостью получения образования, - с 15 и 14 лет. Поскольку необходимость ухода за нуждающимися в нем членами семьи зависит от конкретных обстоятельств, складывающихся в этой семье, при реальном осуществлении такого ухода лицом, достигшим 14-летнего возраста, период этого ухода, на наш взгляд, должен быть засчитан в страховой стаж. Законодатель не установил требования о том, чтобы периоды, перечисленные в ч. 1 ст. 11 Закона, непосредственно предшествовали «чистому страховому стажу» или непосредственно следовали за ним. Это дает основание учитывать периоды, засчитываемые в страховой стаж, и в том случае, когда при соблюдении названного условия они следуют непосредственно друг за другом. Законодатель не устанавливает также никаких требований по продолжительности возможных перерывов между периодами деятельности, включаемой и засчитываемой в страховой стаж. Следовательно, при соблюдении правил п. 2 ст. 11 Закона они могут учитываться независимо от продолжительности перерывов между ними. Пункт 1 ст. 12 Закона устанавливает порядок исчисления периодов как включаемых, так и засчитываемых в страховой стаж. Страховой стаж подсчитывается в календарном порядке, т.е. в одинарном размере. Включение этого правила в Закон вызвано, в частности, тем, что прежнее законодательство предусматривало исчисление некоторых периодов, засчитываемых в трудовой стаж, в льготном порядке (например, в двойном или в тройном). Особые правила подсчета страхового стажа сохранились лишь для лиц, занятых на водном транспорте и в сезонных отраслях промышленности. Поскольку возможны случаи совпадения по времени некоторых периодов, включаемых и засчитываемых в трудовой стаж, в п. 1 ст. 12 Закона особо оговаривается, что в таких случаях учитывается только один из этих периодов по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии. Правило п. 1 ст. 12 Закона применяется и при зачете в страховой стаж периодов, перечисленных в п. 2 ст. 11 Закона. Например, если в одно и то же время застрахованный получал пособие по безработице, был занят уходом за ребенком в возрасте до полутора лет и за 80-летним родственником (п/п. 3, 4, 6 п. 1 ст. 11 Закона), в страховой стаж может быть засчитан лишь один из этих периодов. То же относится и к одновременному уходу за несколькими детьми в возрасте до полутора лет (п/п. 3 п. 1 ст. 11 Закона). Если второй ребенок родился через год после первого, в страховой стаж матери может быть засчитано полтора года ухода за первым и один год ухода за вторым из них либо наоборот.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|