p align="left">Базис информационной политики, как и политики вообще, составляют совокупность норм права и механизмы их реализации. В контексте ГИП речь идет о правах граждан, юридических лиц и государства на свободное получение, распространение и использование информации, защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности. Основные положения государственной политики можно сформулировать следующим образом: · государство исходит из принципа безусловного правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса; · государство совершенствует существующее и разрабатывает новое законодательство и нормативную-правовую базу информационных отношений в обществе, а также осуществляет контроль за безусловным исполнением законодательства; · ограничение доступа к информации есть исключение из общего принципа открытости информации и осуществляется только на основе законодательства; · ответственность за сохранность информации, ее засекречивание и рассекречивание персонифицируется; · государство законными средствами обеспечивает защиту общества от ложной, искаженной и недостоверной информации, поступающей через средства массовой информации;
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РФ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТАНОВЛЕНИЯ НОВОГО ТИПА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА Государственная информационная политика есть неотъемлемая составляющая внешней и внутренней политики российского государства. Достижения или провалы информационной политики будут оказывать непосредственное и сильное воздействие на все сферы жизни общества и государства. 1. В области геополитики, безопасности и международных отношений рациональная и действенная государственная информационная политика должна содействовать восстановлению роли России как полноценного участника мирового информационного сообщества, как ведущей мировой державы, обладающей развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, богатейшими информационными ресурсами и использующей новейшие компьютерные и телекоммуникационные технологии. Именно эта роль позволит России оказаться в числе государств, способных на деле защитить свои национальные интересы и безопасность в непрекращающейся борьбе за экономические и военное превосходство, за политическое и культурное влияние в складывающемся многополярном мире. Осуществление такой информационной политики позволит России: · уверенно вписаться в систему международных отношений в новых условиях информационной проницаемости государственных границ и тем самым защитить страну от информационной, политической и культурной экспансии развитых стран: · решить задачу вхождения в мировые открытые сети российских национальных и корпоративных информационных и телекоммуникационных сетей с позиций защиты национальных информационных ресурсов и информационной инфраструктуры; · предотвратить опасности использования новых информационных технологий в качестве информационного оружия и угрозы информационного терроризма. 2. В области экономики осуществление государственной информационной политики позволит быстрее и точнее строить стратегию социально-экономического развития стран. Эта стратегия должна опираться на: · постоянное увеличение инвестиций в информационную среду общества; · использование преимуществ, которые дает владение необходимой социальной и экономической информацией; · эффективные и гибкие механизмы управления экономической деятельностью и общественной жизнью в целом; · резкий рост числа потребителей коммерческой информации, циркулирующей в открытых информационных сетях, и перестройку в связи с этим всей торговой системы; · развитие в перспективе единой информационно-денежной инфраструктуры и электронной коммерции. Государственная информационная политика должна быть ориентирована на рост информационных потребностей населения, на опережающие темпы создания, распространения, постоянного обновления и использования информации как важного условия структурной перестройки экономики страны в короткие сроки, успешного завершения нынешнего этапа экономических реформ, перехода к новым высшим типам технологических укладов, в конечном счете, на существенное повышение уровня жизни населения. 3. В сфере государственного управления реализация ГИП открывает возможности перехода к новому качеству управления за счет обеспечения всех субъектов системы управления своевременной, полной и достоверной информацией на базе современных информационных и телекоммуникационных технологий и технологий связи. Должно быть осуществлено последовательное реформирование информационного производства в системе органов государственной власти и управления. Без решительных реформ в этой сфере, трансформации отношения к информации как к ресурсу эффективного управления вне сферы личностных интересов чиновничества невозможно преодолеть неэффективность власти и сломать информационную базу коррупции. Это позволит: · существенно улучшить подготовку и принятие решений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях за счет использования системы полных, достоверных и доступных баз данных по всем объектам управления, а также развития интеллектуальных информационных систем; · обеспечить реализацию всех базовых функций стратегического и текущего управления (анализ и прогноз ситуаций, обмен информацией, планирование и координация деятельности, контроль за выполнением принятых решений и т.п.); · развернуть мониторинг чрезвычайных ситуаций (природных, техногенных и антропогенных катастроф и аварий), а также рискованных социально-политических ситуаций, и построить систему быстрого реагирования на эти ситуации; · сделать эффективным общественный контроль за деятельностью органов государственного управления и использовать прозрачность информационной политики в качестве действенного средства, борьбы с теневой экономикой, коррупцией и должностными преступлениями. 4. В области образования, науки и культуры государственная информационная политика должна способствовать серьезным преобразованиям этих сфер. Информатизация образования означает не просто использование программно-технических средств. Она ведет к радикальному изменению сущности и организации процессов обучения и развития человека. Формируется система непрерывного, дистанционного и открытого образования, базирующаяся на соединении сетевых компьютерных и коммуникационных технологий, позволяющих приблизить процесс обучения к научному поиску и достичь главной цели современного образования - сформировать профессионально компетентную, творческую личность. Глубоко продуманная и взвешенная информационная политика по отношению к участию России в мировых информационных сетях имеет особое значение для духовного развития народов России, для предотвращения размывания российских культурно-исторических традиций, для минимизации опасности вторжения идеалов и ценностей западной массовой культуры и психологии в условиях широкого использования открытых сетей. Преодоление отставания России в количестве общедоступных русскоязычных ресурсов открытых сетей будет иметь огромное культурное значение. Ведь участие в мировых открытых сетях является своеобразной визитной карточкой для страны, свидетельствующей об ее научном и культурном потенциалах. В области охраны здоровья, защиты окружающей среды и природопользования государственная информационная политика должна оказать серьезное влияние на эффективность функционирования используемых в этих областях информационных систем и сетей. Должны получить широкую государственную и общественную поддержку новые информационные технологии в медицине. Большое внимание в этом плане необходимо уделять мониторингу физического и психического здоровья населения, контролю групп риска. Широкие перспективы развития должны получить системы передачи метеорологической информации, а также информации о состоянии окружающей среды по спутниковым сетям связи, прежде всего из отдаленных и экологически опасных регионов. Должны быть предусмотрены меры по повышению экологической безопасности, базирующиеся на современной информационно-телекоммуникационной базе. ГИП должна использоваться для обеспечения перехода с ресурсосберегающим технологиям, улучшения деятельности природозащитных организаций. Государственную информационную политику следует рассматривать через призму перехода России к информационному обществу. В этом плане приоритетные направления и задачи ГИП выступают как актуальные проблемы построения в нашей стране информационного общества. Можно выделить три класса этих проблем. Первый класс составляют проблемы развития технологического базиса информационного общества и перехода к нему. Главное здесь состоит в обеспечении адекватного социально-экономической ситуации уровня функционирования и развития следующих основных составляющих этого базиса: национальных информационных ресурсов - баз и банков данных, всех видов архивов, системы депозитариев государственных ИР, библиотек и музейных хранений и пр. и обеспечения широкого свободного доступа к ним; информационно-коммуникационной инфраструктуры - территориально распределенных государственных и корпоративных компьютерных сетей, телекоммуникационных сетей и систем специального назначения и общего пользования, линий связи, сетей и каналов передачи данных, средств коммутации и управления информационными потоками, а также организационных структур и правовых механизмов, обеспечивающих ее эффективное функционирование; информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий - базовых, прикладных и обеспечивающих, систем и средств их реализации, сетевых технологий обеспечения доступа к информации; производства и потребления информационных продуктов и услуг для органов власти и управления всех уровней, субъектов экономической деятельности и населения; научно-производственного потенциала информатизации, телекоммуникаций и связи - организаций и предприятий фундаментальной и прикладной науки в областях информатики, вычислительной техники, телекоммуникаций и связи, конструкторско-технологической и производственной баз их развития, в том числе оборонного назначения; рынка информационных технологий, средств вычислительной техники, телекоммуникаций, связи, информационных продуктов и услуг; наконец, технологий, структур и механизмов функционирования и развития электронных СМИ. Проблемы технологического базиса в рыночной экономике (отчасти в переходной экономике, в которой мы сейчас живем), как правило, решаются независимо от усилий, предпринимаемых государством. Однако в большей степени успешность их решения обусловлена политической стабильностью и макроэкономическими подходами и решениями по выходу страны из сегодняшнего социально-экономического кризиса. Поэтому должна быть усилена роль государственного регулирования развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, информационных технологий и системы производства информационных продуктов и услуг. В первую очередь должны осуществляться: · бюджетное финансирование социально значимых информационных систем (здравоохранения, образования, трудоустройства, социального обеспечения и т.п.), а также систем налоговой и таможенных служб, информационного обеспечения госорганов, выборов, правопорядка, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; · селективная государственная поддержка приоритетных информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий, открытое конкурсное размещение госзаказов на новые технологии при гарантиях госзакупок и открытый конкурсный отбор технологий при реализации государственных проектов информатизации; · бюджетная поддержка перспективных научных исследований, в первую очередь национальных научных школ, в области создания отечественных информационных и телекоммуникационных технологий и стимулирование их разработки, производства и использования (разумеется, при их конкурентоспособности) в различных финансируемых из бюджета проектах и программах информатизации государственных объектов; · государственная поддержка продвижения отечественных информационных и программных продуктов и технических средств информатизации на мировой рынок; · разработка на государственном уровне программы массовой домашней компьютеризации. Второй класс проблем обусловлен тем, что Россия должна строит свою стратегию перехода к информационному обществу в тесном взаимодействии с другими странами. Здесь на первый план выходит проблема обеспечения национальной безопасности, защиты общества и граждан от угроз, связанных с возможностью применения новых информационных технологий в качестве оружия и распространением компьютерных преступлений (разрушение информационных ресурсов и телекоммуникаций, несанкционированный доступ к ним, попытки хищения конфиденциальной информации или ее уничтожения в компьютерах или телекоммуникационных сетях, модификация значимой информации и т.п.). Проблемы обеспечения безопасности в информационной сфере носят как концептуальный, так и практический характер. Должна быть создана единая система обеспечения информационной безопасности, которой необходимо эффективно управлять. Сегодня в стране имеется конгломерат отдельных ведомственных систем, решающих отдельные задачи защиты информации в системах и сетях только в пределах своей компетенции и в своих ведомственных интересах. Необходимы согласование усилий всех подсистем и координация их деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|