реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Горбачев и его перестройка

реферат
p align="left">После выборов марта -- мая 1990 г. в Верховных Советах Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии, Армении и Молдавии стабильное большинство получили националистические силы. В среднеазиатских республиках и Азербайджане -- силы, поддерживающие КПСС. На Украине, в Белоруссии и РСФСР друг другу противостояли близкие по численности блоки коммунистов и «демократов».

В РСФСР было выбрано 1068 депутатов. На I Съезде народных депутатов РСФСР (май--июнь 1990 г.) Председателем Верховного Совета был избран Б. Н. Ельцин, его первым заместителем -- Р. И. Хасбулатов, Председателем Совета Министров назначен И. С. Силаев. Были выбраны постоянные комиссии, во многом аналогичные союзным, утверждены министры и председатели комитетов. На съезде 12 июня была принята Декларация о государственном суверенитете, принято решение о выработке программы выхода из кризиса. Как и Верховный Совет СССР, Верховный Совет РСФСР созывался на две очередные сессии два раза в год, которые также продолжались 3--4 месяца. В марте--апреле 1991 г. была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР, на которой было принято решение о введении поста президента РСФСР и проведении президентских выборов в июне 1991 г. До этого срока Б. Н. Ельцин получил дополнительные права и полномочия Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX-XX вв. - СПб.: Наука, 1998. - С.670..

Одновременно с выборами в союзных республиках в марте -- мае 1990 г. были проведены выборы в автономных республиках и в местные Советы всех уровней. Во многих районах власть перешла к оппозиционным КПСС силам, правда, основные лидеры оппозиции были бывшими партократами. В результате победы националистических сил в автономных республиках многие из них заявили о своем суверенитете и превращении их в союзные республики. Летом -- осенью 1990 г. статус союзных республик обрели Татарстан, Северная Осетия, Дагестан, Якутия и ряд других.

В некоторых местных Советах власть также перешла к силам, оппозиционным КПСС. Наиболее наглядно это проявилось в Москве и Ленинграде, где к власти пришло широкое, но достаточно аморфное движение «Демократическая Россия». В Москве председателем городского Совета стал Г. Попов, а в Ленинграде -- А. А. Собчак. Демократы победили в большинстве районных Советов. Но несмотря на широкие обещания, новые составы Советов не смогли найти решения старых проблем.

Отличительной чертой функционирования новой власти стала так называемая «война суверенитетов» как на республиканском уровне, так и на местном. Каждый Совет стремился стать высшим законодательным и исполнительным органом, сконцентрировать в своих руках максимум полномочий, игнорируя во многих случаях соподчиненность. Функционирование государственных выборных органов в 1990--1991 гг. со всей очевидностью показало, что советская система в том виде, в каком она существовала, не приспособлена для успешного выполнения задач исполнительной и законодательной власти.

Исполнительная власть в СССР не претерпела таких серьезных изменений, как законодательная. Наиболее существенным изменением было введение в СССР института президентства. 14 марта 1990 г. первым президентом СССР стал М. С. Горбачев, выбранный на специально собранном для этой цели чрезвычайном Съезде народных депутатов СССР. При президенте СССР были созданы совещательные органы: Совет Федерации и Президентский совет. Президент получил право издавать указы и постановления, которые имели законодательную силу. В феврале 1991 г. был введен пост вице-президента СССР. Вице-президентом был выбран Г. И. Янаев Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX-XX вв. - СПб.: Наука, 1998. - 671..

Другое серьезное изменение было внесено в работу Совета Министров. В феврале 1991 г. он был переименован в Кабинет министров, и за этим изменением названия стояла серьезная новация. Если ранее Совет Министров был подотчетен Верховному Совету СССР, то теперь Кабинет министров стал подчиняться непосредственно президенту. Хотя премьер-министр и должен был отчитываться и утверждаться в Верховном Совете, но практически он находился в подчинении исключительно президента. Первым премьер-министром Кабинета министров стал министр финансов В. С. Павлов.

Кабинет министров действовал почти так же, как и бывший Совет Министров. Разница заключалась в том, что было сокращено количество министерств и центральных ведомств до 55, тогда как в начале перестройки их насчитывалось 125 при определенном сокращении всего бюрократического персонала. Начинался, правда, весьма медленно и нерешительно, отказ от всеобъемлющего регулирования работы промышленных и сельскохозяйственных предприятий. На местах реальная власть по-прежнему принадлежала исполкомам Советов, которые не только изменили основные принципы работы, но и практически не изменились в личном составе Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX-XX вв. - СПб.: Наука, 1998. - С.672..

1.3 КПСС в условиях перестройки

Отличительной чертой было падение политического влияния КПСС и связанных с ней политических организаций, таких как ВЛКСМ и профсоюзы. Этот процесс происходил постепенно. Суть состояла в усилении противоречий между М. С. Горбачевым и его ближайшей команды и всего партийно-государственного аппарата. Как и Хрущев, Горбачев не решался разрушить аппарат, он использовал активность масс под лозунгами политики гласности и демократизации для того, чтобы заставить аппарат подчиниться ему и исполнять его волю. В решении этой задачи Горбачев пошел Значительно дальше, чем Хрущев.

В начале перестройки новая политика была ограничена «генеральной линией на совершенствование общества развитого социализма» (апрельский, 1985 г. пленум ЦК КПСС, XXVII съезд КПСС в 1986 г.) и стратегией «ускорения социально-экономического развития». Вместе с тем постепенно смещаются акценты в оперировании старыми идеологическими категориями. Так, на XXVII съезде КПСС в принятой им новой редакции Программы КПСС повторяется тезис о социально-экономических, политических, идейных и моральных преимуществах социалистического общества перед капиталистическим, хотя на самом съезде раздавалась серьезная критика отдельных сторон «реального социализма».

Перемещение центра политической жизни от партийных структур к общественному мнению, средствам массовой информации, нарождающимся «неформалам» стало важным фактором смены идеологических позиций и в самой КПСС. Произошло своеобразное возвращение к «идеалам Октября». Предпринимались попытки объяснить глобальный кризис системы совокупностью кризисов в конкретных сферах общественной жизни, показать народу, что причины сползания страны в пропасть заключаются не в доктрине, а как раз в отходе конкретных руководителей партии от истинного учения, в «деформациях» социализма.

Бывшее руководство КПСС стали обвинять в субъективизме, волюнтаризме, установлении культа личности, отходе «от генеральной линии партии» и прочих грехах. Но как вскоре показала реальность, данный подход был недостаточным, чтобы заставить государственный механизм эффективно заработать. Поэтому решено было сделать следующий шаг в сторону демократии Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX-XX вв. - СПб.: Наука, 1998. - С.673..

Этим шагом стал январский (1987) пленум ЦК КПСС, после которого расширилась сфера деятельности средств массовой информации, перешедших от отдельных прорывов в запретные зоны к широкой критике, к бичеванию не отдельных недостатков, а пороков системы.

В сентябре 1987 г. Политбюро ЦК КПСС создало «Комиссию по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30--40-х годов и начала 50-х годов». В октябре 1988 г. ее председателем стал А. Н. Яковлев. В дальнейшем деятельность этой комиссии была подкреплена постановлением ЦК КПСС «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-- 40-х и начала 50-х годов», соответствующим указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. и указом президента СССР от 13 августа 1990 г. «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20--50-х годов».

Однако, «выражая принципиальное осуждение массовых репрессий, считая их несовместимыми с нормами цивилизации», сдвинув хронологию начала этих репрессий к середине 20-х гг., президентский указ не коснулся массовых репрессий, организованных большевистской партией ранее, а возложил всю вину за произвол и беззаконие на сталинское руководство. В 1990 и 1991 гг. на имени Ленина и его соратников лежало идеологическое табу, не позволяющее беспристрастно оценить их деятельность Лившиц А.Я. Экономические реформы России. - М.: Дрофа, 2002. - С.533..

Примечательна сама постановка вопроса на февральском (1988) Пленуме ЦК КПСС, сформулированная в речи М. С. Горбачева «Революционной перестройке -- идеологию обновления». Впервые было заявлено с партийной трибуны о необходимости «свободного соревнования умов», «социалистического плюрализма мнений» который «впервые за многие десятилетия мы реально ощущаем». Генеральный секретарь ЦК КПСС заявил о намерении партии «возродить ленинский облик нового строя», признав тем самым, что этот облик утрачен. На пленуме была сделана попытка объяснить причины того что партия и народ на протяжении всех 70 лет не смогли «достаточно полно реализовать ленинские принципы нового общественного строя». Среди названных причин было и возвращение к тезису XX съезда о «культе личности», и новый тезис о сложившейся в 30-е гг. командно-административной системе управления.

В аналогичном духе проходила и XIX партийная конференция, которая состоялась 28 июня -- 1 июля 1988 г. В резолюции «О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки», принятой на конференции, присутствует программный тезис времен застоя, но в новом, перестроечном оформлении: «Решение судьбоносных для страны и социализма задач перестройки требует повышения руководящей роли партии и новых критериев оценки выполнения ею этой своей роли». Однако цель, которая стояла перед XIX партконференцией -- сплотить партию и партийный аппарат под полным руководством М. С. Горбачева, -- не была достигнута.

1989-1990 гг. были периодом, когда реальная власть стала постепенно уходить из рук партаппарата. Это проявилось в усилении влияния неформальных движений, в формировании оппозиционных партий и начале широкой критики самих основ марксизма, социализма и деятельности В. И. Ленина. Когда-то единая КПСС стала раскалываться на различные фракции и группировки. Еще большим падением влияния партии в обществе характеризуется середина S990 г., когда состоялся XXVIII съезд КПСС. На съезде шла ожесточенная борьба между различными фракциями по поводу выхода партии из глубокого кризиса. Были представлены три основные фракции: центристская (платформа КПСС), демократическая и марксистская. Съезд выявил существенное расхождение их позиций при общем осознании неизбежности изменений в стране и необходимости активно включиться в перестроечные процессы, чтобы сохранить за собой реальную политическую и экономическую власть Лившиц А.Я. Экономические реформы России. - М.: Дрофа, 2002. - С.534.. В конечном счете Горбачеву удалось доказать, что он является единственной политической фигурой, способной объединить все группировки. Последовавший сразу же за XXVIII съездом 1 съезд Коммунистической партии России стал составной частью структурных изменений в партии. Первым секретарем КП РСФСР был выбран И. К. Полозков. Оба партийных съезда не ответили на насущные проблемы страны, не смогли выработать стратегию выхода из кризиса. Все это привело к дальнейшему падению престижа КПСС в обществе, о чем свидетельствовали начавшийся массовый выход из партии и результаты социологических опросов Лившиц А.Я. Экономические реформы России. - М.: Дрофа, 2002. - С.535..

1.4 Неформальные общественные организации. Зарождение

многопартийности

Все другие общественно-политические организации, входившие в структуру советской государственной системы, в конце 80-х гг. попали в глубокий кризис. Это относится прежде всего к ВЛКСМ и профсоюзам. Если до 1988 г. они существовали практически без изменений, то затем темпы их трансформации стали резко увеличиваться. Комсомол перестал быть собственно политической организацией и постепенно превращался в объединение коммерческих предприятий, которые с самого начала перестройки захватили серьезные позиции на зарождающемся рынке СССР. Этому способствовало активное использование капиталов, накопленных в предыдущие, застойные времена, а также неразборчивость в выборе средств получения прибыли. Эволюция многих комсомольских вожаков, сколотивших в короткие периоды крупные капиталы, отчетливо продемонстрировала двойную мораль как бывших политических лидеров, так и бизнесменов от номенклатуры. С 1991 г. ВЛКСМ практически исчез с политической арены страны.

Положение в официальных профсоюзах также было очень сложное. Профсоюзный аппарат, как и весь управленческий, в 1985--1987 гг. настороженно встретил перестройку. Эта позиция отразила факт отрыва ВЦСПС от рабочих. В 1988--1990 гг. впервые за многие десятилетия советской власти наметился отток рабочих и служащих из официальных профсоюзов и создания альтернативных профессиональных организаций.

В 1989 г., по существу, впервые в СССР вновь появилось независимое рабочее движение. Это выразилось, в частности, в развертывании забастовок в различных отраслях промышленности, прежде всего в угледобывающей. Стремясь предотвратить падение своей популярности, ряд профсоюзов поддержал требования бастующих и стал оказывать им разностороннюю помощь. В 1989 г. во многих профсоюзах была проведена перевыборная кампания, что привело к серьезному обновлению руководства низовых организаций и их демократизации. Центральные же органы ВЦСПС по-прежнему были далеки от требований низов. Кроме того, многие лидеры ВЦСПС использовали свое положение для приобретения капитала и начала коммерческой деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.