p align="left">. В России же и в XVIII в. средняя урожайность зерновых культур составляла 3--4 зерна на одно посеянное. Положение стало меняться только к концу XVIII в. с присоединением к России Северного Причерноморья и Северного Кавказа. Многовековая территориальная экспансия России и была выз-нана ее стремлением улучшить свое географическое положение, продвинуться к морям, а следовательно, торговым путям, и занять более удобные земли для развития земледелия и других отраслей экономики. Несколько веков Московское государство пробивалось к бере-гам Балтийского и Черного морей, а в XVII в. отряды землепроход-цев появились на побережье Тихого океана. Уже тогда Россия стала одной из крупнейших стран мира. Были ли благом эти территори-альные приобретения? В военно-стратегическом отношении ответ на этот вопрос бу-дет положительным. Это доказали многочисленные войны, кото-рые пришлось вести России. Кроме того, продвижение на Восток не вызвало сильного сопротивления у малочисленного местного населения. Кто-то уступил силе, а кто-то и сам просил принять в российское подданство, стремясь защититься от воинственных соседей. Однако в социально-экономическом отношении территориаль-ный рост порождал немало новых проблем. В сущности, до сих пор в нашей стране нет достаточных средств для освоения гигантских пространств Сибири и Дальнего Востока. Не желая мириться с малоземельем и закрепощением, наиболее работоспособные и энергичные крестьяне уходили сначала на Дон, в низовья Волги, позже на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток. По оценке специалистов, это оказывало огромное психологическое воздействие, возник своего рода менталитет экстенсивности. Двой-ственна была и политика властей. С одной стороны, они взяли на себя с принятием Соборного уложения 1649 г. обязанность бессроч-но искать и возвращать беглых крепостных крестьян, но, с другой стороны, кому-то надо было осваивать окраины. Поэтому на мно-гие очевидные нарушения законов просто закрывали глаза. Гигантские пространства, низкая плотность населения созда-вали немало проблем для управления и экономического развития. Если в Западной Европе городские поселения находились друг от друга на расстоянии 20--30 км и любой крестьянин мог за один день добраться до ближайшего городского рынка и вернуться об-ратно, то в России даже накануне Первой мировой войны среднее расстояние между городами в Европейской части страны состав-ляло 83 км, а в Сибири -- 495 км. Это означало, что крестьянину требовалось несколько дней для поездки на рынок. Большие рас-стояния, по свидетельству современников, «заставляют мужика пренебрегать лучшим сбытом своих произведений на рынках, которые от него слишком далеко. Таким образом, главное условие для экономического успеха -- быстрота сообщений и обмена -- в России пока находит коренное препятствие в рассеянности ее насе-ления. Находясь в относительно стесненных условиях, западноевропей-ские страны уже давно перешли на путь интенсивного развития, стараясь получить как можно больше промышленной и сельскохо-зяйственной продукции с единицы площади. Наше же продвиже-ние на окраины предопределило общий экстенсивный путь развития экономики, а значит, неизбежное отставание от разви-тых европейских государств. «Нетрудно указать на те объективные факторы, которые определили социально-культурное отставание традиционного общества в России от более развитых западноевропейских стран. Это, во-первых, природно-географические и демографические условия - освоение численно незначительным населением громадной территории (особенно на северо-западе и северо-востоке) с достаточным суровым климатом и ограниченными возможностями ведения сельского хозяйства. Колонизация в России негативно влияла на ход русской истории, поскольку она исчерпывала людские ресурсы, способствовала низкой плотности населения, препятствовала распространению частной собственности на землю и применению наемного труда. В конечном итоге колонизация привела к относительно отсталому от западно-европейской цивилизации техническому и культурному уровню в России. Таким образом, суровые климатические условия с сильной амплитудой параметров естественной среды, требующие коллективных форм ведения хозяйства, породили необходимость существования некой организующей силы, которой на Руси и стало государство. Высокая жизнеспособность общин, их устойчивость и постоянная потребность в патерналистской деятельности государства привели к своеобразному парадоксу - возникновению, наряду с общинным самоуправлением, деспотического режима с очень большой степенью прочности. Географическое положение России обеспечило ее безмерное пространство, государственное овладение которыми, по мнению Н.А. Бердяева, сопровождалось страшной централизацией, подчинением всей жизни государственному интересу и подавлением свободных личных и общественных сил» Тимофеева А.А. Проблемы становления и развития Российской государственности: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. - С.10. 3. Роль христианства Огромное влияние на становление российской го-сударственности оказало принятие христианства в 988 г. В «Повести временных лет» сообщается о при-бытии в Киев христианских, мусульманских и иудейских миссионеров. Приняв их, киевский князь Владимир ра-зослал бояр по окрестным государствам. Выслушав их, он сделал выбор в пользу христианства. Известно, что христианство проникло в Киевскую Русь гораздо раньше даты его официального принятия в 988 г. В числе первых рус-ских, принявших крещение, была княгиня Ольга. «Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии стало событием большого исторического значения. Древне-русское государство упрочило экономические, политические и ди-настические связи с христианскими государствами. Своеобразным признанием Руси на Западе стали браки дочерей киевского князя Ярослава Мудрого: Анна вышла замуж за французского короля Ген-риха I, а Елизавета стала супругой норвежского короля Геральда. Новая религия ускорила изживание на Руси местных племенных различий, способствовала процессу этнической консолидации. Хри-стианство принесло на Русь новую архитектуру и живопись, способствовало распространению письменности, развитию летописания, появлению школ и библиотек, проникновению в страну произведе-ний зарубежных авторов» Никольский Н.М. История русской церкви. - М., 1985. - С.69 . После окончательного раскола христианской церкви в 1054 г. на католичество и православие на Руси утвердилась православная ветвь христианства. Православие как одно из направлений в христианстве стало складываться с середины IV в. как официальная религия Византийской империи. Православие не имеет единого церковного центра. Впоследствии оформилось несколько автоке-фальных (административно-самостоятельных) церквей, каждая из которых имеет свою специфику, но придерживается обшей системы догматов и обрядности. Вероисповедную основу православия составляют Священное Писание (Библия) и Священное Предание (решения первых семи вселенских соборов и труды отцов церкви II--VIII вв.). Архиепископ Никанор так оценивал значение выбора, сделанного Владими-ром Святославичем: «Православная церковь принесла на Русь из православной Византии идею великого князя, как Богом поставленного владыки, правителя и верховного судью подвластных народов, идею государства. Церковь утвердила единство народного самосознания, связав народы единством веры. Церковь созда-ла сначала одно, потом другое дорогое для народов святилище в Киеве и Москве. Церковь перенесла на Русь грамоту и культуру, государственные законы и законы византийского царства. Единственно церковь была собирательницею разрознен-ных русских княжеств». «С принятием христианства на Руси возникла церковь как особая феодально-религиозная организация. Высшей властью, объединя-ющей всю христианскую Русь, стал митрополит киевский, который назначался и подчинялся константинопольскому патриарху. Посте-пенно русская митрополия была разделена на епархии во главе с епис-копами. Им подчинялись священники в городах и селах» Горинов М.М., Ляшенко Л.М. От древней Руси к императорской России. - М., 1994. - С.101 . Митрополиты и епископы стали получать от князей подарки в виде земельных владений. Наряду с белым (приходским) духовен-ством быстро появилось и черное (монашествующее). Уже в первой половине XI в. стал известен Киево-Печерский монастырь, полу-чивший такое название от пещер-печер, в которых первоначально поселились монахи. В домонгольский период на Руси было основа-но около 70 монастырей. К моменту принятия христианства на Руси в Византии уже сло-жились представления о целесообразности сильной государственной власти, особенно на фоне печальной судьбы государственности в за-падной части Римской империи, некогда крупнейшей средиземно-морской державы, павшей в vb. под ударами варваров. Напомним, что Восточная Римская империя (Византия) просуществовала еще тысячу лет. Границы православных церквей, как правило, совпадают с гра-ницами государств. Они пользуются местным языком в литургии и богословской литературе. Тем самым православная церковь и сама испытывает влияние того или иного политического режима, формы правления и заинтересована в стабильной крепкой власти. Византийское влияние обусловило приверженность киевского духовенства идее и практике централизованной власти. Церковь про-возгласила: «Князь поставлен Богом», это власть, указанная свыше. Иларион, первый киевский митрополит из русских, в своем знаменитом «Слове о Законе и Благодати» в середине XI в. создал идеальный образ верховного правителя, восхваляя русских князей Святослава, Владимира, Ярослава. Он подчеркивал божественную сущность госу-дарства, ибо оно реализует божественную волю. Родословную русских князей Илларион вел от «старого Игоря». Впервые на Руси Илларион поставил в своем трактате проблему «праведной» власти. Он использо-вал формулу «единодержец своей земли», что означало: киевский князь обладает единой и суверенной властью в пределах всей подвластной ему территории. Его власть крепка мужеством и смыслом, а сам он должен заботиться о сирых, болящих, вдовых, помогать церкви и мо-настырям. Так формировались взгляды о сильной власти, способной укре-пить единство страны (единая вера -- единое государство -- единый государь), и об отеческом характере этого государства (покровитель-ство, опека по отношению к своему населению), Эти идеи вполне устраивали княжескую власть, поскольку пра-вославие воспитывало в людях веру во власть и при этом, в отличие от самой совершенной государственной машины, могло донести свои взгляды до каждого подданного. «Отмечая значение Русской православной церкви в истории рос-сийской государственности, нельзя не остановиться на той роли, ко-торую она сыграла в собирании русских земель в единое целое и противостоянии католицизму. В условиях раздробленности Руси среди объективных предпосы-лок к будущему объединению русских земель на первый план вышла единая церковная организация, не пострадавшая и в годы монголо-татарского нашествия» Сенин А.С. История российской государственности: Учеб. Пособие. - М., 2003. - С.14. Золотоордынские ханы выдавали русским митрополитам особые грамоты, освобождавшие церковь от уплаты дани, пошлин и несения повинностей. Это усиливало экономические позиции церкви. Ее иерархи часто выступали в каче-стве арбитров в спорах русских князей. Монастыри сыграли важную роль в сохранении культурного наследия Древнерусского государства, священники под-держивали идею единства русских земель. Иерархи Русской православной цер-кви не ошиблись, остановив свой выбор на московских князьях, которые смогли воплотить эту идею в жизнь. Можно упомянуть подвижническую роль митропо-литов Петра, Феогноста, Алексия. Последний даже управлял Московским кня-жеством при малолетнем князе Дмитрии Донском. Ему удалось нейтрализовать попытки ханов Золотой Орды воспользоваться благоприятным стечением об-стоятельств и найти противовес Москве в лице суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича. Отправляясь на битву с Мамаем, князь Дмитрий согласно преданию посетил Троицкий монастырь и получил благословение на ратный подвиг от известного подвижника земли Русской игумена Сергия Радонежского. Православие духовно объединяло русские земли и нередко стано-вилось знаменем борьбы с иноземными захватчиками. Учитывали этот фактор и русские князья. В 1248 г. послы папы римского Иннокен-тия IV предлагали новгородскому князю Александру Невскому при-знать «матерь римскую церковь», чтобы «вкусить... плодов вечного блаженства», а в качестве первого шага к сотрудничеству обещали помощь в борьбе с золотоордынскими ханами. Князь отверг эти пред-ложения: «от вас учение не принимаем». На примере Прибалтики, покоренной с благословения папы римского, он видел, как западно-европейские феодалы осваивались на захваченных землях -- строи-ли замки, костелы, закрепощали крестьян. Он учитывал, что крестовый поход привел в 1204 г. к взятию Константинополя и гибели Византийской империи. В этих условиях согласие на предложение папы римского означало, по существу, подчинение русских земель немецким правителям. Во второй трети XV в. католическая церковь попыталась в очеред-ной раз усилить свое влияние на Руси. Назначенный константино-польским патриархом русский митрополит грек Исидор подписал в 1439 г. так называемую Флорентийскую унию, провозгласившую объединение восточной и западной христианских церквей.
Страницы: 1, 2, 3
|