реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Генезис детской беспризорности и безнадзорности

реферат
p align="left">Поскольку основной функцией государства с точки зрения либертарной теории является обеспечение свободы, безопасности и собственности граждан См.: Проблемы общей теории права и государства / Учебник для ВУЗов под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2002. С. 630., в том числе и несовершеннолетних, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, на наш взгляд, отсутствие должного правового регулирования, и, в частности, пренебрежительное отношение к понятиям «беспризорность» и «безнадзорность» на государственном уровне не допустимо.

В связи с этим, по нашему мнению, на законодательном уровне необходимо более тщательно проработать различие между терминами «беспризорность» и «безнадзорность», четко определив для каждой из этих категорий несовершеннолетних свои меры и способы социально-правовой защиты. Без четкой понятийной базы разработка эффективной профилактики детской беспризорности и безнадзорности на государственном уровне не представляется возможной. Особенно это актуально на сегодняшний день, когда и в Государственной Думе, и на страницах печати не прекращаются дебаты о необходимости повышения социально-правовой защищенности несовершеннолетних, в частности, выделения ювенальной юстиции в отдельный правовой институт См. например: Досье на проект федерального закона N 38948-3 "О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон РФ "О судебной системе в Российской Федерации" (в части создания ювенальных судов) (внесен депутатами ГД В.И.Зоркальцевым, Е.Ф.Лаховой, Г.Н.Махачевым, Е.Б.Мизулиной, А.В.Чекисом, А.В.Чуевым, Т.В.Ярыгиной) // СПС «Гарант-Максимум» от 13.09.03; Пудовочкин Ю.Е. Ювенальное уголовное право: понятие, структура, источники // Журнал российского права, 2002. N 3. С. 21 - 25; Багаутдинов Ф. Ювенальная юстиция начинается с предварительного следствия // Российская юстиция, 2002. N 9. С. 43 - 46; Галкин А. Возвращение ювенальной юстиции в Россию // Российская юстиция, 2002. N 7. С. 18 - 24 и др..

Учитывая вышеизложенное, на наш взгляд, отличия детской беспризорности от безнадзорности, основанные не столько на наличии либо отсутствии места жительства (пребывания), сколько на отсутствии связей с опекунами (родителями, родственниками), должны найти свое отражение в законодательных актах (в Федеральном законе 1999 г. № 120-ФЗ, в Семейном Кодексе РФ). Кроме того, мы предлагаем внести определение понятий «беспризорный» и «безнадзорный» в Семейный Кодекс РФ, введя отдельную статью «Основные понятия», в которой, помимо этого, могут быть даны определения таким терминам, как семья, родитель, опекун, несовершеннолетний, брак, гражданский брак и др.

Таковы в общих чертах особенности, характе-ризующие понятие "детская беспризорность" с правовой и социально-политической точки зрения.

Следует отметить еще одну существенную с правовой точки зрения отличительную черту детской беспризорности от безнадзорности.

Место жительства (пребывания) безнадзорного ребенка, как правило, нетрудно установить. При этом мерами социальной защиты такой категории несовершеннолетних могут быть лишение или ограничение родительских прав родителей, лишение опекуна, исполняющего свои обязанности по отношению к ребенку не должным образом, опекунства, определение ребенка в места социальной защиты (детский дом, приют, интернат), где безнадзорному будут обеспечены элементарные условия существования.

Переход же несовершеннолетнего в категорию беспризорников не влечет за собой прекращения семей-ных правоотношений. Все права и обязанности родителей, предусмотренные семейным законо-дательством, сохраняют свою силу. Но реализо-вать их не представляется возможным, так как судьба ребенка не известна. Поэтому предъявить иск о лишении роди-тельских прав, и тем более об их ограничении, которое сочетается с отобранием детей у родите-лей, не представляется возможным. Таким образом, беспризорник фактически лишается всех прав, предусмотренных отечественным законодательством по отношению к несовершеннолетним.

Дети, лишенные надзора старших, как правило, отличаются в социальном плане еще и тем, что не имеют собственных источников средств существования. Такое положение заставляет доставать их любыми доступными способами. Это не только поиски пищи на свалках и других подобных местах, но и кражи денег, продуктов. К распространенным средствам добывания пищи и денег относится также попрошайничество См.: Волкова Н., Величко О. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Законность, 2000. № 7. С. 3..

Однако если ребенок просит милостыню вследствие ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей по надзору и воспитанию, то оказать ему социально-правовую помощь можно, например, путем лишения роди-телей, злоупотребляющих своими правами, роди-тельских прав в соответствии с правилами, преду-смотренными семейным законодательством. Сложнее обстоят дела с беспризорными детьми, когда ребенка ис-пользуют в корыстных целях посторонние ему лица, совершающие тем самым уголовно наказу-емое деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 151 УК РФ Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (в ред. изм. от 7.07.03) // СЗ РФ от 14.07.03. N 28 ст. 2880..

Как отмечено в докладе Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам, посвященном деткой беспризорности, отличает беспризорных де-тей от безнадзорных и то обстоятельство, что они порывают вся-кую связь с обществом. Став беспризорни-ком, несовершеннолетний попадает как бы в социальный вакуум. Для него не существуют за-коны, предназначенные для других граждан. Ма-ло того, вычеркну-тые из жизни общества, многие беспризорные подростки презирают принятые в нем нормы. Как указано в Докладе Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам «Дети улиц», «они живут по неписаным законам того общест-ва, куда попадают, где поощряется, при-знается то, что чуждо человеческому обществу, где своя мораль, своя правда, свои авторитеты, наделенные подчас безграничной властью» Дети улицы. Растущая трагедия городов / Доклад Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. - М., 1990. С. 38..

Но, как отмечает А.М. Нечаева, «это вовсе не означает, что беспризорные дети, от-деляя себя от гражданского общества, становятся для него чужеродным телом. Скорее, напротив, стремление спасти их объяс-няется не только опасностью, исходящей от беспри-зорников, но и желанием помочь тем, кого судьба обрекла на жизнь в нечеловеческих условиях» Нечаева А.М. Детская беспризорность - опасное социальное явление // Государство и право, 2001. № 6. С. 60..

Однако изложенного выше, на наш взгляд, не достаточно для того, чтобы по-нять, какую социальную опасность на государственном уровне представляют безнадзорные и беспризор-ные дети. Как справедливо отмечает Э.Б. Мельникова, «безнадзорность - это социо-психологическая, а не только юридическая категория» Мельникова Э.Б. Профилактика безнадзорности де-тей и подростков // Правозащитник. 1999. № 2. С. 22.. Именно асоциальное поведение, корни которого лежат в особенностях психологии, делает беспризорных и безнадзорных детей не только предметом заботы государства, но угрозой правопослушным гражданам страны.

Поэтому для полноты исследования политических и правовых аспектов детской беспризорности и безнадзорности необходимо вкратце затронуть также и психологические особенности личности данной категории несовершеннолетних.

Как отмечают исследователи проблемы, от детей из нормальных семей безнадзорных и беспризорных детей отличает более сильный инстинкт самосохране-ния, повышенная возбудимость, привычка к ис-кусственным возбудителям (наркотикам, алкого-лю и т.п.) См.: Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. д.п.н., проф.В.М. Константинова. - М.: Знания, 1993. С. 85.. Некоторые из них преждевременно на-чинают половую жизнь. Вместе с тем, у таких детей наблюдается хорошая физическая закалка, хотя многие страдают туберкулезом, а также бо-лезнями, сопутствующими голоду и нищете (чесотка, тиф и др.). Специалисты в области детской психологии констатируют так-же, что беспризорных отличает выносливость, точность восприятия, смелость, активность, со-лидарность в групповых действиях Дармодехин С.В. Безнадзорность детей в России // Педагогика, 2001. № 5. С. 4..

Для беспризорника, начинающего общаться с себе подобными, все неудобства жизни (голод, хо-лод, гигиеническая запущенность, страх и т.п.) начинают приобретать притягательную силу Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. - Свердловск, 1986. С. 89.. С точки зрения криминалистов дети, перестаю-щие вести так называемый нормальный образ жизни, отличаются от других и тем, что жизнен-ные цели у них смещаются в сторону психологи-ческого комфорта, компанейско-группового характера, сиюминутных удовольствий, потреби-тельства, наживы См. например: Криминология / Под ред. Гуляева В.П. - М.: Юридическая литература, 1997. С. 289..

У них фиксируется ослабление чувства стыда, равнодушное отноше-ние к переживаниям других, агрессивность, гру-бость, лживость, несамокритичность и пр. Адлер А. Беспризорные дети. - Ф.-на Майне. 1997. С. 135. Таков далеко не полный перечень признаков социаль-ной болезни, именуемой детской безнадзорностью и беспризорностью. Но даже те ее признаки, которые стали пред-метом пристального внимания главным образом психологов, в конце концов ведут к деградации личности ребенка, ко-торой сопутствует ориентация на асоциальное, преступное поведение. Не случайно беспризор-ных и безнадзорных детей относят к группе социального риска.

Есть еще одно объясне-ние, почему беспризорный ребенок, подросток принадлежит к этой группе. Дело в том, что он не только опасен для общества и окружающих, но и его жизнь, здоровье, состояние тоже находятся в опасности, не зависимо от того, исхо-дит ли она от «вожака», под чьим на-чалом он существует, или от представителя госу-дарственной власти, стремящегося его обнаружить. Другими словами, беспризорник - не только правонарушитель (потенциальный или состоявшийся), но и человек, нуждающийся в по-мощи. Вот почему понятие "группа социального риска" фигурирует в разном контексте как в нор-мативных документах, так и в правовых исследо-ваниях, посвященных проблемам детской безнадзорности и беспризорности.

Социальная, личностная характеристика бес-призорника, бесспорная его принадлежность к группе социального риска объясняет, почему он опасен для общества не только современного, но и будущего. Дальнейшее развитие этого явления нахо-дится в прямой связи с социальной проблемой национального масштаба, которую политологами принято называть вырождением нации Пугачев В.П. Политология. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - С. 257..

Однако в рамках настоящего исследования недостаточно определить правовые, социальные, политические аспекты, вкладываемые в понятия детской беспризорности и безнадзорности. На наш взгляд, рассматривая происхождение этого явления, необходимо также раскрыть его сущность в историческом аспекте.

Следует отметить, что детская беспризорность и безнадзорность как явление берет свое начало со времени образования семьи как ячейки общества. В дохристианской Руси в родовой общине сла-вян существовала традиция заботиться о сиротах «всем миром» Кривоносов А. Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью // Государство и право, 2003. № 7. С. 92.. С принятием христианства связывают начало государственной политики заботы о детях. Статья 99 Русской Правды вменяла в обязанности опекунам "печаловаться" о сиротах. Термин "печаловаться" означал заботу по воспитанию сирот, покровительство тем, кто "не дюже ся будут (т.е. не смогут - прим. авт.) сами собою печаловаться" Василькова Ю.В. Социальная педагогика. Курс лекций / Уч. пособие.- М.: Знания, 1999. С. 86-87..

Собственно государственная политика призрения детей-сирот начинается, по мнению исследователей, со времен царствования Ивана Грозного, когда появились первые сиротски-е дома, которыми ведал Патриарший приказ. В XVI в. Стоглавым собором каждой церкви было опреде-лено открывать училище "для наставления детей грамоте", а для "сирых и немощных" создавать при церкви богадельни Соловьев С.М. Сочинения. - М.: Литература, 1989. Кн. 4. С. 172..

Дальнейшее развитие государственная систе-ма призрения получила при Петре I, который по-ощрял открытие приютов, куда принимали незаконнорожденных с соблюдением анонимности происхождения. Один из первых в России круп-ных сиротских государственных домов был пост-роен в 1706 г. новгородским митрополитом Ио-ной при Холмово-Успенском монастыре Беляков В.В. Сиротские детские учреждения в Рос-сии. Исторический очерк. - М.: Проспект, 1993. С. 92.. "Си-ротским монастырям" было приказано обучать детей грамоте, а также создавать школы, где учить сирот арифметике и геометрии. В июне 1718 г. Петр 1 издает указ, по которому было велено "малолетних и нищих ребят, бив батоги, по-сылать на суконный двор и к прочим мануфакту-рам". Поскольку богадельни и госпитали были пе-реполнены, то царским распоряжением сирот отдавали на воспитание в семьи, а мальчиков 10 лет и старше - в матросы Беляков В.В. Сиротские детские учреждения в Рос-сии. Исторический очерк. - М.: Проспект, 1993. С. 38, 116..

Дальнейшее развитие система призрения по-лучила при Екатерине II. Под патронажем импе-ратрицы существовали "воспитательные дома" и приюты, главное назначение которых состояло в том, чтобы на время укрыть ребенка от беды, а затем определить "в семью благонравного поведения" Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей / Под ред. А.П.Майорова. - М.: Инфра-М, 2001. С. 112..

В XIX в. число детей в воспитательных домах быстро росло, а условия жизни ухудшались. Чрез-вычайная скученность, недостаточное питание, отсутствие ухода и медицинской помощи приво-дили к чрезвычайно высокой детской смертнос-ти. Так, при Александре I смертность в воспита-тельных домах доходила до 75 % См. например: Беляков В.В. Указанное сочинение. С. 10-12; Василькова Ю.В. Указ. соч. С. 96-100..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.