p align="left">К гарантиям, обеспечивающим организационную самостоя-тельность местного самоуправления, относятся закрепляемые законодательством о местном самоуправлении организационные основы местного самоуправления, принципы определения компе-тенции органов местного самоуправления. Статья 3 Конституции Российской Федерации устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуп-равления. Следовательно, государство признает местное самоуп-равление в качестве самостоятельного уровня осуществления на-родом принадлежащей ему власти. Отсюда вытекает, что власть местного самоуправления должна быть организационно обособ-лена от государственной власти и действовать в известных пре-делах автономно. Гарантиями организационного обособления и самостоятель-ности местного самоуправления в системе управления обществом и государством являются: 1. Закрепляемое статьей 12 Конституции Российской Федера-ции положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это означает, что органы местного самоуправления не являются звеньями еди-ной иерархической системы органов государственной власти, построенной на основе принципов строгой подотчетности ниже-стоящих органов вышестоящим, руководства вышестоящих орга-нов нижестоящими органами (что было характерно для советской Организации власти на местах). Развивая конституционные положения об организационной самостоятельности местного самоуправления Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации” устанавливает, что осуществление местного самоуправления органами государственной власти и госу-дарственными должностными лицами не допускается (ст. 14). 2. Самостоятельность определения населением структуры ор-ганов местного самоуправления гарантируется Конституцией Российской федерации (ст. 131). Следовательно, население впра-ве непосредственно (например, путем референдума), а также через выборные органы местного самоуправления определять формы и пути реализации местного самоуправления, его органи-зационную структуру и процедуры деятельности. В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Феде-рации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявле-ния, через выборные и другие органы местного самоуправления. Устав муниципального образования, отражающий особенности организации и осуществления местного самоуправления и учиты-вающий исторические и иные местные традиции, принимается представительным органом местного самоуправления или выно-сится на местный референдум. В нем указываются: структура и порядок формирования органов местного самоуправления; на-именование выборных и других органов местного самоуправле-ния; срок полномочий депутатов представительных органов мест-ного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения. Субъекты Российской Федерации, регулируя деятельность ор-ганов местного самоуправления, не вправе предусматривать обя-зательное формирование каких-либо иных (кроме выборных) органов местного самоуправления. В постановлении Конституци-онного Суда Российской Федерации “По делу о проверке консти-туционности ряда положений Устава -- Основного Закона Читин-ской области” от 1 февраля 1996 г. отмечается, что статья Устава Читинской области, предписывающая органам местного самоуп-равления образовывать свои исполнительные органы, не соответ-ствует Конституции Российской Федерации. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” не содержит понятия “исполнительные органы местного самоуправления”, требуя в обязательном поряд-ке лишь наличия выборных органов муниципальных образова-ний. Образование других органов местного самоуправления Закон оставляет на усмотрение самих муниципальных образо-ваний. 3. Организационная самостоятельность местного самоуправле-ния, его обособление в системе управления предполагает, что назначение должностных лиц местного самоуправления, образо-вание органов местного самоуправления, кадровая политика на-ходятся в ведении муниципальных образований. Федеральный закон “Об общих принципах организации мест-ного самоуправления в Российской Федерации” запрещает обра-зование органов местного самоуправления, назначение должност-ных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами (ст. 17). Правовая регламентация муниципальной службы, включаю-щая требования к должностям, статус муниципального служаще-го, устав и порядок прохождения муниципальной службы, управ-ление службой, определяется уставом муниципального образова-ния в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законом, 4. Контроль государственных органов за деятельностью орга-нов местного самоуправления имеет известные пределы, обуслов-ленные организационной самостоятельностью муниципальных органов. Решения органов местного самоуправления и должност-ных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недей-ствительными по решению суда. Досрочное прекращение полно-мочий соответствующего органа местного самоуправления, вы-борного должностного лица возможно по решению законодатель-ного (представительного) органа государственной власти субъек-та Российской Федерации, с соблюдением особой процедуры, установленной статьей 49 федерального закона “Об общих прин-ципах организации местного самоуправления в Российской фе-дерации”. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномо-чий определяется соответственно федеральными законами и за-конами субъектов Российской Федерации. 5. Для самостоятельного решения местных вопросов и возла-гаемых на них задач органы местного самоуправления наделяют-ся собственной компетенцией. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федера-ции, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федераль-ному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации”, ограничивать гарантиро-ванные им права местного самоуправления. Закон закрепляет предметы ведения местного самоуправления, перечисляя вопросы местного значения, которые самостоятельно решаются органами местного самоуправления. Подчинение одного муниципального образования другому за-коном не допускается. 6. Гарантией организационной самостоятельности местного самоуправления является право муниципальных образований иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символи-ку), отражающую исторические, культурные, социально-эконо-мические, национальные и иные местные традиции. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, согласно статье 131 Конституции Рос-сийской Федерации допускается с учетом мнения населения со-ответствующих территорий. При этом субъекты Российской Фе-дерации устанавливают законом гарантии учета мнения населе-ния при решении вопросов изменения границ муниципального образования. § 3. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления Самостоятельность местного самоуправления возможна лишь при наличии соответствующих материально-финансовых ресур-сов, которые должны быть соразмерны тем функциям и полно-мочиям, которые законодательство закрепляет за органами местного самоуправления. Важнейшей общей гарантией, обеспечивающей самостоятель-ность местного самоуправления в решении вопросов местного значения, выступает закрепляемая законодательством финансо-во-экономическая база местного самоуправления. Федеральный закон “Об общих принципах организации мест-ного самоуправления в Российской Федерации” закрепляет в качестве обязательных атрибутов муниципального образования муниципальную собственность и местный бюджет (ст. 1). При этом Закон устанавливает, что муниципальным образова-ниям должна обеспечиваться экономическая и финансовая само-стоятельность в соответствии с разграничением предметов веде-ния между муниципальными образованиями (ст. б). 1. Органы местного самоуправления самостоятельно управля-ют муниципальной собственностью, которая признается и рав-ным образом защищается государством наряду с другими форма-ми собственности. Органы местного самоуправления вправе совершать с муни-ципальным имуществом любые сделки, разрешенные законом, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности. При этом порядок и условия прива-тизации муниципальной собственности определяет муниципаль-ное образование самостоятельно. Доходы от приватизации объ-ектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет. 2. Органы местного самоуправления вправе, в соответствии с Законом, создавать предприятия, учреждения, и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций. 3. Статьи 4 и 5 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” возлагают на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность обеспечить гарантии финансовой самостоятель-ности местного самоуправления. К таким гарантиям закон относит обеспечение минимальных местных бюджетов данными органами государственной власти путем закрепления доходных источников для покрытия мини-мально необходимых расходов местных бюджетов. 4. Соответствующие органы государственной власти обязаны финансировать осуществление отдельных государственных пол-номочий, которые законом могут быть переданы органам местного самоуправления. Кроме того, они обязаны компенсировать органам местного самоуправления дополнительные расходы, вы-званные решениями, принятыми федеральными органами госу-дарственной власти и органами государственной власти субъек-тов Российской Федерации. 5. Финансовая самостоятельность местного самоуправления гарантируется конституционным правом органов местного само-управления самостоятельно формировать, утверждать и испол-нять местный бюджет. Органы местного самоуправления вправе образовывать также целевые внебюджетные фонды. Кроме того, органы местного самоуправления устанавливают местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате. 6. Органам местного самоуправления принадлежит право вы-пускать муниципальные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кре-дитные учреждения. В интересах населения органы местного самоуправления в установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэ-кономическую деятельность. § 4. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления Конституция Российской Федерации, федеральные законода-тельные акты, законодательные и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, гарантируя местное самоуправление, ус-танавливают систему правовых мер, направленных как на защиту нарушенных прав местного самоуправления, так и на предупреж-дение подобных нарушений. 1. Особую роль в системе гарантий, обеспечивающих право-вую защиту местного самоуправления, играет конституционное право местного самоуправления на судебную защиту. В правовом государстве суд выступает в роли независимого от какого-либо влияния органа, решающего споры о нарушенном праве. Судебная власть в Российской Федерации призвана спо-собствовать обеспечению законности в государстве, укреплению правопорядка, защите конституционного строя, одним из элемен-тов которого является местное самоуправление, признаваемое и гарантируемое государством. В соответствии со статьей 46 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” суд или арбитражный суд рассматривает иски о признании недействительными актов, нарушающих права местного самоуправления: а) органов государственной власти и государственных долж-ностных лиц; б) органов местного самоуправления и должностных лиц мест-ного самоуправления; в) предприятий, учреждений и организаций; г) общественных объединений. С такими исками в суд или арбитражный суд вправе обра-щаться не только органы и должностные лица местного самоуп-равления, но и граждане, проживающие на территории муници-пального образования. Закон также предусматривает судебную форму защиты прав муниципального образования в случае отказа в государственной регистрации устава муниципального образования. В некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, орга-ны местного самоуправления могут обращаться в суд за защитой нарушенных прав граждан -- жителей муниципального образо-вания. Так, в соответствии с Федеральным законом “О защите прав потребителей” органы местного самоуправления обращают-ся в суд в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей) с исками о признании действий продавца проти-воправными и прекращении этих действий.
Страницы: 1, 2, 3
|