Функции и основные принципы организации местного самоуправления
2 Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВА ПОВОЛЖСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТкафедра административного и муниципального праваКУРСОВАЯ РАБОТАМУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИТема 6. Функции и основные принципы организации местного самоуправления Выполнил: Студент 3 курса 1 группы заочного отделения Шонин А. А. Саратов 1999 СОДЕРЖАНИЕ |
Понятие функций местного самоуправления Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований Охрана общественного порядка Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством Понятие основных принципов местного самоуправления Соблюдение прав и свобод человека и гражданина Законность в организации и деятельности местного самоуправления 11. Государственные гарантии в реализации принципов местного самоуправления | 3 5 7 9 12 14 16 18 20 21 23 | | Список использованных источников | 25 | | |
1. Понятие функций местного самоуправления Местным самоуправлением называется организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного характера и управление муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местной власти. Местное (муниципальное) самоуправление - одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в РФ. Пункт 2 ст. 3 Конституции РФ гласит: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Ст. 12: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Местное самоуправление - это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения. Основные направления муниципальной деятельности характеризуются функ-циями местного самоуправления. Перечень полномочий органов самоуправле-ния (под полномочиями мы будем понимать правовое выражение их деятельно-сти) позволяет выделить следующие основные функции: обеспечение участия населения в решении местных дел (ст.131); управление муниципальной собственностью (ст. 132); обеспечение развития соответствующей территории; охрана общественного порядка (ст.132); защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Кон-ституцией РФ (ст. 133); обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах; распоряжения муниципальной собственностью. 2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения Устав муниципального образования закрепляет формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения. Речь едет о таких институтах муниципальной демократии, как местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сход) граждан, народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления, а также территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Население - субъект местного самоуправления. Ему как сообществу граждан, проживающих на соответствующей территории, и каждому в отдельности гарантируется право на осуществление местного самоуправления непосредственно и через своих представителей, причем независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Указанное право конкретизируется через систему специальных прав, предусмотренных Конституцией: избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32); обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления (ст. 33); знакомиться с документами и материалами органов местного самоуправления, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина (ч. 2 ст. 24); определять структуру органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 131); выражать мнение по поводу изменения границ территорий местного самоуправления (ч. 2 ст. 131); защищать право на местное самоуправление и образующие его права в судебном порядке Население вносит в органы местного самоуправления проекты правовых актов, которые подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию). Граждане непосредственно участвуют в решении дел местного значения путем индивидуальных и коллективных обращений, направляемых в органы местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления. 3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления Экономическая основа местного самоуправления с наделением населения правами собственника - владения, пользования и распоряжения этой собственностью. Она признается и защищается наравне с другими формами собственности. Под муниципальной собственностью понимается собственность муниципальных образований - городских, сельских и иных (ч. 1 ст. 1). В ее состав, согласно названному Закону (ст. 29), входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Они же от имени муниципального образования осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав данной собственности; в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, это право может быть реализовано населением непосредственно. В соответствии с Законом органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать их в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. В интересах населения они могут устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. Муниципальная собственность может быть приватизирована. При этом порядок и условия ее приватизации определяются непосредственно населением или представительными органами местного самоуправления. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет. Право муниципальной собственности регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 125 и др.). Им, в частности, закреплено, что особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, включая имущество, находящееся в собственности муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом (ч. 3 ст. 212). Органы местного самоуправления могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде (ч. 1, 2 ст. 125 ГК). Согласно упомянутому Федеральному закону они вправе в установленном порядке совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, любые сделки (ч. 3 ст. 29); создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации (ст. 30); определять цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций, регулировать цены и тарифы на их продукцию (услуги), утверждать их уставы, назначать и увольнять руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивать отчеты об их деятельности (ст. 31); использовать собственные материальные и финансовые средства при размещении муниципальных заказов на выполнение работ по благоустройству территории, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту социальной инфраструктуры и т.д. (ст. 33). 4. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования Социально-экономическое развитие и самостоятельность местного самоуправления возможны лишь при наличии соответствующих материально-финансовых ресур-сов, которые должны быть соразмерны тем функциям и полно-мочиям, которые законодательство закрепляет за органами мест-ного самоуправления. Важнейшей общей гарантией, обеспечивающей комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, выступает закрепляемая законодательством финансо-во-экономическая база местного самоуправления. Федеральный закон «Об общих принципах организации мест-ного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет в качестве обязательных атрибутов муниципального образования муниципальную собственность и местный бюджет (ст. 1). При этом Закон устанавливает, что муниципальным образова-ниям должна обеспечиваться экономическая и финансовая само-стоятельность в соответствии с разграничением предметов веде-ния между муниципальными образованиями (ст. 6). 1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, которая признается и рав-ным образом защищается государством наряду с другими форма-ми собственности. Органы местного самоуправления вправе совершать с муни-ципальным имуществом любые сделки, разрешенные законом, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов му-ниципальной собственности. При этом порядок и условия прива-тизации муниципальной собственности определяет муниципаль-ное образование самостоятельно. Доходы от приватизации объ-ектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет. 2. Органы местного самоуправления вправе, в соответствии с Законом, создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций. 3. Ст. 4 и 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возлагают на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федера-ции обязанность обеспечить гарантии финансовой самостоятель-ности местного самоуправления. К таким гарантиям закон относит обеспечение минимальных местных бюджетов данными органами государственной власти путем закрепления доходных источников для покрытия мини-мально необходимых расходов местных бюджетов. 4. Соответствующие органы государственной власти обязаны финансировать осуществление отдельных государственных пол-номочий, которые законом могут быть переданы органам местно-го самоуправления. Кроме того, они обязаны компенсировать органам местного самоуправления дополнительные расходы, вы-званные решениями, принятыми федеральными органами госу-дарственной власти и органами государственной власти субъек-тов Российской Федерации.
Страницы: 1, 2
|