реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Формы государства

реферат
p align="left">2.4 Государственный режим: характеристика основных видов

Политический режим является определяющим для государственного режима, так как государственный режим служит юридической стороной (аспектом) политического режима. Или иначе: государственный режим -- это юридический срез политического режима, его правовое оформление.

Основой для классификации современных государственных режимов в республиках служит принцип разделения властей и, в частности, взаимодействие ветвей власти и их реальное соотношение, прежде всего, соотношение законодательной и исполнительной власти в государстве, структура отношений власти парламента, главы государства, правительства, их единство или разделение. В отличие от критериев классификации политических режимов, которые лишь частично отражены в конституциях и законодательстве, деление государственных режимов (президентские, парламентские, правительственные) прямо вытекает из текста конституций, устанавливающих правовой статус президента, парламента, правительства и порядок соотношения между ними государственной власти.

Таблица 6

Основные виды государственных режимов

Парламентский

Переходный

Президентский

Правительственный

дуалистический, монистический, рационализированный

от парламентского к президентскому и наоборот

президенциалистский

авторитарный

Президентский государственный режим -- это порядок (состояние) функционирования государственной власти, при котором соблюдается строгое разделение законодательной и исполнительной власти, существует их баланс, обеспечивается система сдержек и противовесов между ними.

Парламентский государственный режим -- это порядок (состояние) функционирования государственной власти, при котором парламент проявляет гибкость, осуществляет сотрудничество с исполнительной властью. При таком режиме удачно сочетаются две стороны государственной жизни: традиционная (преемственность) -- олице-творяют глава государства и верхняя палата парламента; новационная (изменения) -- воплощают правительство и нижняя палата. Правительство несет ответственность перед главой государства или нижней палатой, либо перед каждым из этих институтов одновременно, и срок его деятельности не определен- Как и нижняя палата парламента, правительство может быть распущено.

Парламентский дуалистический режим означает относительный баланс законодательной и исполнительной власти, когда глава государства и нижняя палата парламента выступают центрами принятия решений; парламентский монистический режим -- это порядок (состояние), при котором превалирует законодательная власть в принятии решений, чему способствует правовая норма о том, что правительство несет ответственность исключительно перед нижней палатой; парламентский рационализаторский режим отличается порядком (состоянием) восстанавливающегося рационального равновесия между законодательной и исполнительной властями, в котором задействована партийная система Оборотов Ю.Н. Теория государства и права (прагматический курс)/экзаменационный справочник. - Одесса: Юрид. Лит., 2004. - с.148.

Правительственный государственный режим -- это порядок (состояние) государственной власти, который характеризуется приоритетной ролью исполнительной власти в принятии решений, то есть нарушением принципа разделения властей. Правительственный авторитарный режим совпадает с политическим авторитарным режимом. Власть сосредоточена в руках нескольких тесно взаимосвязанных исполнительно-распорядительных органов, решение которых должны выполняться беспрекословно- Применяются командные, бюрократические методы государственного руководства. Используются традиционные силы порядка (армия, бюрократия, церковь).

При таком государственном режиме наблюдается рост «делегированного законодательства» с целью сосредоточения законодательных функций у органов исполнительной власти; усиление централизации власти; ограничение самостоятельности органов местного самоуправления.

Переходной режим от парламентского к президентскому -- характеризуется перебиранием президентом полномочий парламента, центрированием на себе принятия решений. А переходной режим от президентского к парламентскому означает инициирование парламентских решений, проводимых в согласии с исполнительной властью.

3. Эволюция форм правления в независимой Украине и ее современная форма государственного устройства

После провозглашения государственного суверенитета 16.07.1990 г. республика в Украине претерпела следующую эволюцию:

1) парламентская республика: 16.07.1990 г. - 01.12.1991 г., до народного референдума, которым был одобрен Акт провозглашения независимости Украины от 24.08.1991 г. (пост Президента в Украине был введен 05.07.1991 г.);

2) Парламентско-президентская республика: 05.07.1991 г. - 08.06.1995 г., до Конституционного договора между Верховной Радой и Президентом;

3) Президентско-парламентская республика : 06.1995 г. (после отмены Конституционного договора 28.06.1996 г. действовала на основе Конституции Украины 1996 г.) - 09.2005 г. Это смешанная республиканская форма правления, которая была официально так определена Президентом Украины во время представления проекта Конституции в Верховной Раде 20.03.1996 г.

4) Парламентско-президентская республика (согласно Закону Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» от 08.12.2004 г.началом перехода к ней является 09.2005 г., а завершением - время обретения полномочий Верховной Радой, избранной в 2006 г.). Это также смешанная республиканская форма правления с несколько измененными полномочиями президента, правительства и парламента в сторону приоритета последнего. Конституционные основания перехода от президентско-парламентской к парламентско-президентской республике (предусмотрены первыми поправками к Конституции Украины 1996 г. от 08.12.2004 г.). Расширены полномочия парламента, усилены его функции:

§ Учредительная (участие в формировании высших и центральных органов исполнительной власти):

? парламент, опираясь на сформированную коалицию депутатских фракций и от ее имени, вносит предложения Президенту о кандидатуре Премьер-министра Украины, а также предложения о кандидатурах в состав Кабинета Министров Украины;

? парламент по представлению Президента Украины назначает Премьер-министра, Министра обороны, Министра иностранных дел, а по представлению Премьер-министра назначает (ранее требовалось согласие Президента Украины) других членов Кабинета Министров Украины, Председателей Антимонопольного комитета. Государственного комитета телевидения и радиовещания, Фонда Государственного имущества, а также освобождает их с занимаемых должностей, решаем вопрос об отставке Премьер-Министра, членов Кабинета Министров Украины;

? парламент назначает на должность и освобождает от должности по представлении Президента Украины Председателя Службы безопасности Украины;

? парламент в случае принятия резолюции недоверия Кабинету Министров Украины осуществляет его формирование.

§ Законотворческая:

? сокращено число субъектов законодательной инициативы (Президент, народные депутаты и Кабинет Министров Украины; ранее обладал этим правом еще и Национальный банк Украины);

? упрощено преодоление в парламенте вето Президента на законопроект - если Президент Украины после повторного рассмотрения закона парламентом его не подписал, такой закон безотлагательно официально обнародуется Председателем Верховной Рады Украины и публикуется за его подписью.

§ Темпоральная (временная):

? увеличен срок действия парламента с 4 до 5 лет;

Несколько ограничены полномочия Президента за счет усиления роли Верховной Рады - это касается, прежде всего, учредительной функции:

? Президент формально связан обязанностью предлагать мандат на формирование правительства лидеру коалиции депутатских фракций. По предложению коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Президент вносит представление в парламент о назначении Премьер-министра Украины. Верховная Рада должна его назначить не позже, чем на 15-й день после получения такого предложения;

? Президент лишен права самостоятельно принимать решение о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады

? в случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины исполнение обязанностей Президента Украины на период до избрания и вступления в должность нового Президента Украины возлагается на председателя Верховной Рады Украины (ранее исполнение обязанностей Президента возлагалось на Премьер-министра Украины).

Усилена ответственность правительства перед парламентом и скоординированы полномочия Президента и Кабинета Министров таким образом, что правительство стало менее зависимым от Президента:

? правительство формируется коалицией депутатских фракций в Верховной Раде;

? правительство связано двойной (бицефальной) зависимостью: а) ответственностью перед Президентом Украины и Верховной Радой Украины (ранее оно было ответственно только перед Президентом Украины); б) подконтрольностью и отчетностью перед Верховной Радой;

? программа деятельности правительства утверждается Верховной Радой (это подтверждено внесенными изменениями в Конституцию);

? определены нормативно-правовые основы деятельности правительства (ранее этого не было): Конституция, законы, указы Президента и постановления Верховной Рады, тем самым установлена субординации актов высших органов власти, указано место правительственных актов в системе нормативных актов государства - после указов Президента и постановлений Верховной Рады.

Таким образом, если в президентско-парламентской республике правительство служило лишь инструментом президентской власти, то в парламентско-президентской республике оно зависит от расклада сил в парламенте. Наметилась тенденция к установлению более высокой степени автономности отношений правительства с парламентом. Президент не имеет полномочий по своей воле отправлять Кабинет Министров в отставку. Он, хотя и принимает активное участие в судьбе Кабинета Министров, все-таки достаточно жестко ограничен в своих полномочиях и обязан считаться с законодательным органом: для этого требуется вынесение резолюции недоверия правительству со стороны парламента. Президент ограничен и в праве роспуска парламента.

Вместе с тем Президент обладает рядом существенных полномочий, что свидетельствует о переходе Украины к парламентско-президентской , а не к парламентской форме правления:

1) избирается всем населением страны (а не парламентом);

2) может приостановить действие актов Кабинета Министров в случае их противоречия Конституции с одновременным обращением в Конституционный Суд Украины относительно их конституционности;

3) отменяет акты Совета Министров Автономной Республики Крым;

4) его акты обладают высшей юридической силой по отношению к актам правительства;

6) создает, реорганизует и ликвидирует министерства и другие центральные органы исполнительной власти, назначает на должности или освобождает от должностей по Представлению премьер-министра Украины руководителей центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состав Кабинета Министров Украины;

8) имеет право вето относительно принятых Верховной Радой законов (кроме законов о внесении изменений в Конституцию Украины);

9) прекращает полномочия Верховной Рады в случаях, предусмотренных Конституцией.

Сопоставление Конституции Украины с конституциями других европейских стран, воспринявших полупрезидентскую форму правления, показывает, что прерогативы основных институтов высшей власти в Украине недостаточно сбалансированы, модель власти не четко выписана.

Украина -- унитарное конституционно-децентрализованное государство, в составе которого находится административно-территориальная автономия -- Республика Крым. Участие Верховного Совета Автономной Республики Крым в сфере законодательной деятельности -- ограниченное: оно исчерпывается подготовкой и принятием Конституции (вступила в действие 12.01.1999 г.), которая соответственно Конституции Украины обязательно утверждается законом, принятым Верховной Радой Украины.

Унитарный характер Украины означает, что она полностью и исключительно суверенна лишь как одно целое. Основные признаки такой характеристики следующие: единая правовая система, единое гражданство, которое связывается с государством, определенный законодательством статус территориального самоуправления, единая финансовая система, единые правила организации административных органов (с некоторыми особенностями в АРК).

В перспективе унитарное государственное устройство может приобрести региональный (регионалистский) характер, Украина может стать регионалистским государством, то есть сложным унитарным государством. которое состоит из автономии -- административно-территориальных (образуется на основе областей) и одной политической (законодательной) (создаются на основе административно-территориальной автономии -- АРК). Федерация как форма государственного устройства не целесообразна для Украины. Я считаю, что Украина должна быть децентрализованной - с широким местным самоуправлением -- не только по политическими или конституционными соображениям. Рассредоточение власти оказывает содействие изменению природы отношений между государством и гражданским обществом: гражданин становится активным действующим лицом, сопоставляющим общественное благоустройство со своим собственным Скакун О.Ф. - Теория государства и права, Учебник,Х., с.129-133.

Заключение

В заключение хотелось бы еще раз рассмотреть форму государства в историческом аспекте и попытаться вывести наиболее справедливую (по современным понятиям) и эффективную ее разновидность.

Исторически сложилось так, что сначала появились государства, форму которых, прежде всего, определяла форма правления; более того, таких категорий, как форма государственного устройства или политический режим попросту не существовало. Как уже говорилось выше, необходимость во вводе классификации по форме государственного устройства появилось в XVII - XVIII веках, когда начала складываться такая форма, как федерация, а категория "политический режим" возникла, по мнению С.С. Алексеева, и вовсе в 20-х годах XX века.

Таким образом, в древности и в средние века все государства были унитарные, а формой правления, как правило, была монархия. О политическом режиме можно говорить шире - так, в некоторых государствах древности существовали многие институты демократии. Однако гораздо чаще встречались авторитарные или вовсе тоталитарные государства.

С появлений федераций положение изменилось. И хотя в форме правления монархия продолжала и продолжает играть значительную роль, основной формой правления становится республика. Политический режим становится все более демократичным, пока не достигает современного уровня.

Сейчас наиболее распространенной формой государства является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Следует также учитывать непрерывно происходящие в современном мире изменения, чтобы дополнить изложенный выше материал новой информацией, не забывая, тем не менее, исторического смысла уже существующих понятий и стоящей за ними реальности. Однако это вовсе не означает, что человечество не может изобрести ничего более совершенного. Возможно, в будущем появятся принципиально новые элементы формы государства, и это лишь еще раз доказывает перспективность и необходимость рассмотрения данной темы.

Список использованной литературы

1. Хропанюк В.Н.- Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений./ под редакцией профессора В.Г. Стрекозова - М. Издательство «Интерстиль», «Омега-Л». 2005

2. Теория государства и права. А. И. Коваленко - М., 1994.

3. Основы государства и права. Под ред. О. Е. Кутафина - М., 1997

4. Скакун О.Ф. - Теория государства и права, Учебник, Х.:консум; 2000г

5. Конституция Украины, 1996 г.

6. Словарь терминов по теории государства и права. Харьков 1997 г.

7. История государства и права зарубежных стран. Отв. ред. О. А.Жидков, Н. А. Крашенинникова. -- М., 1996.

8. Общая теория государства и права. Академический курс в 2 томах. Отв. ред. проф. М.Н.Марченко. -- М.: Издательство "Зерцало", 1998

9. Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910

10. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие. Издание второе / Оборотов Ю.Н., Крыжановский А.Ф, - Х.: ООО «Одиссей», 2005

11. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. -- М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М, 1998.

12. Государство и право. С.С. Алексеев - М., 1993

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.