реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Форма (устройство) государства

реферат
p align="left">Население унитарного государства имеет единую государственную принадлежность. Никакие административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют и не могут иметь.

Для унитарного государства характерной является единая система права.

Ее базу образует единая конституция - основной закон, нормы которого применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений. В унитарном государстве используется одноканальная система налогов. Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы. Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами.

3.2. Федерация

Федерация (лат. foederatio - объединение, союз) есть союзное государство, состоящее из государственных образований юридической и политической самостоятельностью. В современном мире существуют 25 федерации. Обычно это крупные государства, существующие на всех континентах планеты: Германия, Россия, Индия, Пакистан и другие

Любая федерация -- это сложное государство, состоящее из государств-членов или государственных образований. Это отличает федерацию от унитарного государства с одной или несколькими автономиями, занимающими обычно незначительную часть страны. Территориальные образования в федерации называются субъекты, которые имеют равноправные функции. Они называются по-разному: штаты, эмираты, провинции, кантоны и т.д. Иногда в одном и том же государстве субъекты имеют разные названия (республики, края, области и т.д. в России).

Существуют несколько разновидностей федеративных государств: основанные на национально-территориальном признаке, и иные (территориальные и национальные) федерации; федерации симметричные и асимметричные; договорные и конститутивные (конституционные).

Территориальная федерация

В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государств (США, Мексика, Бразилия). Также, федерации делятся по территориальному признаку, потому что число их субъектов федерации не соответствует числу национальных групп. В США нет компактно проживающих национальностей (хотя в отдельных частях городов, регионов иногда проживают граждане, составляющие большинство какого-либо этноса -- китайцы, украинцы и др.), но существуют 50 штатов. По территориальному принципу были построены латиноамериканские федерации (Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла), Австралия, многие федерации в новых государствах, возникших на месте прежних колоний (Индонезия, Ливия, Кения, федерация Египта и Сирии и др., все названные затем были преобразованы в унитарные государства либо возвратились в первоначальное состояние, например, федерации Египта и Сирии, Египта, Сирии и Ливии). В основном территориальный принцип лежит в основе федерации в Малайзии, Пакистане.

Национальная федерация

В национальных федерациях субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей. Тезис о создании федераций только по национальному признаку был безусловным требованием марксистско-ленинской теории по вопросам государства. Таким образом, строились федерации в СССР и РСФСР, в Югославии (Союз Сербии и Черногории), этот подход был использован в 1968 г. в Чехословакии (Союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993г.). Федерация в странах тоталитарного социализма рассматривалась только как средство решения национального вопроса, объединения распавшейся многонациональной страны, преодоления национальных противоречий и установления их сотрудничества.

Смешанная федерация

Особый вид федераций национально-территориальные федерации, в основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация

Симметричная федерация

В идеале в юридически симметричной федерации все образующие ее составные части одинаковы и равноправны. Такая федерация состоит только из субъектов федерации (среди образующих ее частей нет не субъектов), имеющих один и тот же правовой статус. Только субъекты являются частями федерации в Германии (земли), в ОАЭ (эмираты), Аргентине (провинции), России (применяются разные названия субъектов). Однако абсолютно симметричных федераций нет, какие-то элементы различий между субъектами существуют. В Германии земли имеют неодинаковое число голосов в верхней палате парламента -- бундесрате (от трех до шести голосов независимо от численности представителей земли), в однопалатном совещательном Национальном собрании ОАЭ эмираты имеют от 8 до 4 представителей, в России одни субъекты имеют свои конституции и называются в федеральной Конституции государствами (хотя и в скобках), другие -- нет, в Бельгии тоже есть различия между субъектами и т.д. Пожалуй, только в Австрии, Мексике, Бразилии, Аргентине структура федераций ближе к идеалу симметричной федерации (с точки зрения правового положения ее составных частей).

Асимметричная федерация

Асимметричная федерация состоит из различных частей, неодинаковых по своему правовому положению (субъектов и не субъектов), а статус субъектов в свою очередь может быть неодинаков. В США помимо штатов (субъектов) существуют небольшие территории (владения)-- Виргинские Острова, Восточное Самоа, федеральный округ Колумбия, Пуэрто-Рико, которые не пользуются правами штатов (их население, в частности, не участвует в выборах парламента США).

Нетрадиционные федерации

Наряду с другими федерациями существуют также договорные, учредительные и конститутивные федерации. Договорные федерации создаются как результат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленных в договоре (США, СССР). Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств и договорных федераций, сами создают в своем составе собственных субъектов, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация). Конститутивные или конституционные федерации создаются “сверху”, путем принятия конституции (реформирование федерации в Пакистане в 1973 г.), поправок к ней (в Бельгии в 1993 г.) или закона парламента (реформирование федерации в Индии в 1956г.)

3.3. Конфедерация

Конфедеративная форма государственного устройства - это объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определенных целей (экономических, военных, политических, социальных и др.), позволяющая создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении преследуют, прежде всего, экономические цели, причем эти цели относятся к разряду постоянных.

Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел, объединяются добровольно. Размер их устанавливается по соглашению. Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в нее государствами и основан на принципе добровольности и согласии всех ее членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из федерации. Он может производиться и на основе одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер. Конфедерации распадаются весьма быстро, либо преобразуются в федерации. Например, штаты в Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского господства. Вскоре конфедерация стала США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская республика) распалась. Все это происходит потому что, у субъектов конфедерации существует право сецессии (односторонний свободный выход субъекта из состава конфедерации) и право нуллификации (не подчиняться решениям союзных властей). Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения. Только интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут также стать предметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов.

Существует мнение, что конфедерация может стать со вре-менем весьма распространенным явлением, и не исключено, что конфедерация (и даже конфедеративное го-сударство) окажется в будущем конструктивной моделью государственного устройства, в особенности в условиях, когда распадаются государства имперского характера, имевшие внешние атрибуты феде-рации, такие, как СССР, Югославия.

3.4. Содружество

Содружество - это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и д.р.), во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина), в-третьих, языка (иногда языковое единство имеет лингвистический характер, например, у славянских стран СНГ), иногда же единство обусловливается его привнесением в результате колониального господства, как, например, у стран Британского содружества наций), в-четвертых, культуры (иногда культурная общность имеет единое происхождение, иногда достигается путем взаимообогащения или даже привнесения и ассимиляции иных, чужеродных элементов), в-пятых, религии (но не всегда). Однако содружество - это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.

Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми различными. Они затрагивают важные интересы государств, что не позволяет их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать свой суверенитет. Как правило, члены содружества - это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений. В содружестве могут создаваться и надгосударственные органы, но, скорее всего, не для управления, а для координации действий государств. Денежные средства, если это необходимо для целей содружества, объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.

Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые могут принимать главы государств (устав Содружества, акты об их общих вооруженных силах и т.п.).

Следует отметить, что Содружество как объединение государств может носить и переходный характер. Оно может развиться в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств.

3.5. Сообщество

Межгосударственные образования знают и такую форму, как Сообщество государств. В основе Сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой в государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает интернациональные связи государств, входящих в Сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения (например, Европейские сообщества). В Сообщество могут входить ассоциированные члены - государства, принимающие те или иные правила, действующие в Сообществе. Порядок вступления в Сообщество и выхода из него устанавливается членами Сообщества. В Сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов- государств), надгосударственные органы. Сообщество может иметь цель выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него, объединить усилия этих государств для достижения глобальных целей, упростить таможенные, визовые и иные барьеры (вплоть до их отмены) и т.д.

3.6. Союз

Союз -- эта еще одна разновидность государственных соединений с определенной целью. Союзные формирования можно встретить в России, например союз России и Белоруссии. Этот союз является политическим объединением двух суверенных стран, с общей конституцией и языком. Среди зарубежных стран наиболее отчетливо элементы союза характерны для Европейского Союза (ранее -- Сообщества). В состав союза входит 15 суверенных государств. Союз имеет Европарламент, члены которого теперь избираются прямым голосованием избирателей в государствах-членах по избирательным округам, каждое государство имеет определенное число избирательных округов в основном в пропорции к численности населения (ранее, члены Европарламента избирались косвенными выборами -- парламентами отдельных государств). Среди органов Союза есть Совет министров, другие органы, некоторые из них могут принимать решения, обязательные для государств-членов. По ряду вопросов принимаются европейские правовые акты, которые имеют обязательную силу. Некоторые из них действуют непосредственно в государствах-членах. Другие акты обязывают государства-члены привести внутреннее законодательство в соответствие с актами Европейского союза. В 2002 г. в Европейском союзе была введена общая денежная единица - евро. В теории государства и права Европейский Союз понимается по-разному, как союз и, как сообщество.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.