реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Форма государства и социальная функция государства.Проблемы их взаимосвязи

реферат
развитых странах социальная деятельность государства регулируется особой отраслью права - социальным правом. Например, в ФРГ уже многие годы действует Социальный ко-декс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о формах социальной помощи (жертвам войны, семьям воен-нослужащих, молодежи, детям, многодетным семьям и т. д.) Теория государства и права/Под ред. д. ю. н., проф. В.Д. Перевалова. С.75-76..

В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, образования и культуры. Для управления названными видами деятельности го-сударством создаются и финансируются соответствующие орга-ны и учреждения.

Го-сударство выполняет свои функции в присущих ему формах, использует в своей деятельности различные методы. Под фор-мами осуществления функций понимается однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по выпол-нению функций государства. Различают правовые и неправовые формы реализации функций государства.

В правовых (основных) формах отражается связь права и государства, обязанность последнего действовать на основе норм права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия совершают. Обычно выделяют ряд правовых форм осуществления функций государства - право-творческую, правоисполнительную, правоохранительную, пра-восудие и контроль.

Неправовые формы охватывают большой объем органи-зационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая фактическая работа и необходима, и правомерна, но она не связана с юридически значимыми дей-ствиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, на-пример, подготовительная работа по сбору, оформлению, изу-чению различной информации, необходимой для принятия уп-равленческих решений, ознакомление с письмами, жалобами граждан и др. Сюда же относятся бухгалтерский учет, статисти-ка, организация снабжения, сбыта и т. д.

Методы осуществления функций государства многооб-разны и зависят от вида функций, государственных органов, которые их осуществляют Теория государства и права/Под ред. д. ю. н., проф. В.Д. Перевалова. С.80-84..

Таким образом, функции государства - это основные направ-ления его деятельности, выражающие сущность, социальное на-значение, задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами.

Функции государства имеют объективный харак-тер, но реализуются сознательной деятельностью людей. Все они тесно взаимосвязаны, действуют в системе, осуществляют-ся соответствующими государственными органами. Динамика и изменчивость функций государства зависит от задач, стоящих перед обществом в ходе исторической эволюции, целей, ко-торые оно преследует.

2. Понятие формы государства

Каждое государство, как особая политическая организация, все свои содержательные призна-ки проявляет в той или иной форме. Иначе не может быть. Содержание любого организованного социального фе-номена непременно «формировано», существует и проявляется во-вне обязательно в какой-то форме. В наиболее широком смысле под содержанием понимается упорядоченная определенным образок совокупность элементов и процессов, образующих предмет или яв-ление. Форма же представляет собой внешнее выражение содержания предмета, его пространственные и временные границы.

Государство не составляет исключения в этом смысле. Оно не-обходимо приобретает ту или иную форму, без изучения которой не представляется возможным понять его природу, назначение и роль в обществе.

Античная философская мысль особо подчеркивала значение фор-мы, отводя ей активную, определяющую роль. У Аристотеля, напри-мер, форма имела приоритет перед содержанием. Древнегреческий философ считал, что всякая конкретная вещь состоит из материи и формы, причем форма является как активным фактором, благодаря которому вещь становится действительной, так и целью процесса. становления предмета и явления. Римские юристы полагали, что именно форма, а не что-либо другое, содержательна. «
Forma dat esse rei» - «форма дает бытие вещи», - считали они. Такой подход был заимствован и развит в Средние века и Новое время. Так, напри-мер, Фома Аквинский утверждал, что сущность и существование лю-бой вещи возникают из ее формы. Кант относился к форме госу-дарства как к способу упорядочения государственности, единения ее слагаемых.

Марксистская философия выдвинула тезис о диалектическом един-стве формы и содержания. При этом содержание представляет собой ведущую сторону предмета, а форма - ту его сторону, которая мо-дифицируется и изменяется в зависимости от изменения содержа-ния и конкретных условий его существования. В свою очередь, фор-ма, обладая относительной самостоятельностью, может оказывать обратное активное воздействие на содержание: форма, соответст-вующая содержанию, ускоряет его развитие, тогда как форма, пере-ставшая соответствовать изменившемуся содержанию, тормозит его дальнейшее развитиеРассолов М.М. Теория государства и права. М.: Закон и право, 2004. С.88..

К сожалению, в отечественной литературе до-перестроечного периода наблюдалась извест-ная недооценка формы государства. Не всегда обращалось внимание на то, что содержание «формировано», что форма и есть способ существования и выражения содержания, что именно форма, а не что-либо другое содержательно. С «легкой ру-ки» представителей марксизма все прогрессивное относилось к «классовому» содержанию. Однако история многих стран учит, что во времена жестоких социально-политических кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма государства, его внут-ренняя организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. Все, что есть устойчивого, стабильного в государстве, в боль-шей мере относится к его форме.

В настоящее время под формой государства понимают организа-цию государственной власти и ее устройство. Подобно другим «пар-ным» философским категориям, форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Под содержанием государ-ства следует понимать его многогранную деятельность, нацеленную на решение стоящих перед ним задач. В этом плане просматривается связь формы государства с его функциями как основными на-правлениями деятельности государства, а также иными общетеорети-ческими категориями: механизмом государства, социальным назначе-нием государства и др. Изучение же формы государства проливает свет на то, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом осуществляется государственная власть и т.д.

Изучить государство с точки зрения его формы - это значит в первую очередь изучить его строение, его основные состав-ные части, внутреннюю структуру, основные методы осуществления го-сударственной власти.

Становится очевидным, что роль и значение формы государства нельзя приуменьшать, а сама проблема формы государства имеет не только теоретическое, но и первостепенное практически-полити-ческое значение. От того, как организована и как реализуется госу-дарственная власть, определяющим образом зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопоряд-ка в стране. Так, личная твердость в отстаивании демократических принципов короля Испании неоднократно спасала эту страну от происков реваншистских сил в послефранкистский период ее раз-вития (в том числе в ходе вполне реальных государственных пере-воротов, исходящих от агрессивно настроенных военных).

Итак, форма государства - это не только понятие государствоведения. Это также институт государственности и реальность - кон-кретное явление каждого государства. Как институт она характери-зуется обобщением родовых признаков (включающих не только юридические). Как конкретное явление она присуща любому госу-дарству: нет государства, которое не имело бы уникальной, во всех деталях присущей только ему государственной формы. Вместе с тем понятие, институт и явление имеют в виду один и тот же феномен.

Поэтому форма государства, в каких бы философских категориях она ни трактовалась, «это - способ организации и функционирования государственной власти на базе прямых и обратных связей ветвей власти с населением».

Форма государства в содержательном отношении выступает раз-ными своими сторонами. Во-первых, это определенный порядок об-разования и организации высших органов государства. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государст-венной (политической) власти.

Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно:

- формы (государственного) правления;

- формы (государственного) устройства;

- формы (государственного) режима.

Интересно, что некоторые авторы полагают, что в форму госу-дарства развились в ходе исторического прогресса три основных признака государства. В форме государства прежде всего воплощается связь населения в политическое целое, т.е. те публично-властные отношения, которые позволяют рассматривать государство как объединение индивидов, одномасштабное общество, основанное на обмене товарами и деятельностями. В форме государства, далее, воплощается природа и организация публичной власти - системы уч-реждений, управляющих делами общества. Наконец, в ней выражается внутреннее территориальное деление государства.

Как видим, форма государства - это его устройство, выражающееся в характе-ре политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими (государственный режим), в способах организации высших ор-ганов государственной власти (форма правления) и в администра-тивно-территориальном делении государства (форма территориаль-ного устройства).

В юридической литературе термин «государст-венное устройство» обозначает организацию территории государства, соотношение государ-ства как целого с его составными частями. Поэтому в последние годы он все чаще заменяется понятием «государ-ственно-территориальное устройство». Это и понятно, поскольку исторически любое государство возникало в виде особенного терри-ториального объединения.

Для выполнения своего социального назначения - организации производственно-экономической жизни, обеспечения защиты интересов и прав различных групп населения, а также всего общества от внешних угроз и - государство реализует собственные важ-нейшие задачи на всей «своей» территории. Вся эта многообразная деятельность не может эффективно осуществляться только из одно-го центра. Тем более если размеры территории и численность насе-ления достаточно большие. Именно в связи с этим возникает необ-ходимость деления всей территории государства на соответствующие подразделения - губернии, области, штаты, земли и т.п., которые управляются региональными органами государства. Следовательно, с неизбежностью встает вопрос оптимального распределения власти центра и регионов Рассолов М.М. Указ. соч. С.90. .

На это структурирование государства влияет множество факто-ров: потребности экономики, рост населения, политические интере-сы, исторический опыт государственности, политико-правовые за-имствования, геополитическое окружение и т.д. Эти и другие фак-торы определяют конкретную форму государственного устройства той или иной страны. Это было осознано еще в самых древних го-сударствах, которые знали различные виды внутреннего деления. При этом статус территориальных единиц, входящих в государство, уже тогда мог быть неодинаков Пацация М.Ш. Теория государства и права. М.: Академия, 2000. С. 154..

Таким образом, форма государственного устройства показывает следующее: I) из каких составных частей состоит внутренняя струк-тура государства; 2) каков статус (правовое положение) этих частей и взаимоотношения их органов власти; 3) каким образом строятся отношения центральных и региональных государственных органов.

Следовательно, понятие формы государственного устройства раскрывает то, какова территориальная организация государства, ста-тус частей, его составляющих, их взаимоотношения между собой и центральной властью страны.

Роль и значение формы государства нельзя приуменьшать. От того, как организована и как реализуется госу-дарственная власть, определяющим образом зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопоряд-ка в стране, а также благосостояние населения.

3. Влияние формы государства на осуществление социальной функции

Социальная функция свойственна не только демократическим, но и антидемократическим режимам. Примером является СССР, политический режим в котором принято квалифицировать как тоталитарный. Но в СССР социальная функция осу-ществлялась довольно активно, особенно в таких аспектах, как право на труд, право на медицинскую помощь, право на образование и так далее.

В качестве примера обратимся к одному из наиболее важных аспектов проявления социальной функции государства - пенсионному обеспечению.

Пенсии в СССР финансировались из общественных фондов потребления, которые складывались из средств государственного бюджета и из отчислений предприятий. Сами работники из индивидуальных доходов не отчисляли ничего. Относительно низкий возраст выхода на пенсию (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) также можно считать весьма важной составляющей данного аспекта проблемы. Следует отметить, что сроки возможного выхода на пенсию по старости не изменились и по сей день.

В 1990г. в России был принят Закон РСФСР «О государственных пенси-ях в РСФСР», самый гуманный и самый социальный закон о пенсионном обеспечении за всю историю России. Он ввел институт социальных пенсий; был расширен перечень выплат, за счет которых формируется пенсия; размер пенсий был поставлен в зависимость от уровня оплаты труда и числа проработанных лет; период учета заработка для исчисления пенсии был увеличен с 12 до 24 месяцев перед выходом на пенсию; появилась возможность рассчитывать пенсию из зара-ботка за любые пять лет непрерывного стажа; в трудовой стаж включили «нестраховые» периоды (служба в армии, учеба, нахождение в декретном отпуске по уходу за ребенком и т.п.); право получать пенсию в полном раз-мере получили все работающие пенсионеры; минимальная пенсия в соот-ветствии с этим законом не должна была опускаться ниже прожиточного минимума; пенсии предполагалось индексировать в соответствии с ростом цен. Но данный закон был рассчитан на советское государство с плановой экономикой, на другие реалии. В условиях рыночной экономики данный закон стал невыполним по целому ряду причин Родионова О.В. Указ. соч. С. 19..

Для современной России неотъемлемым элементом социальной функции является система государственных гарантий права граждан на пенсионное обеспечение. Но в настоящее время пенсия слабо зависит от трудового вклада и совсем не учитывает вклад страховой, т.е. продолжительность и объем уплаченных в Пенсионный фонд взносов. На размер пенсионных выплат сильнее всего влияет стаж работы, а сла-бее всего - заработная плата, и общий уровень пенсий остается при этом сравнительно низким. Поэтому пенсионные выплаты напоминают разновидность социальной помощи.

Итак, в плане выполнения социальной функции современное Российское государство может еще поучиться у СССР, хотя политический режим в современной России можно квалифицировать как демократический режим либерального толка.

Если говорить о взаимосвязи формы правления и социальной функции, то сле-дует отметить, что тут нет прямой зависимости. Например, Япония является монархией, но одновременно достаточно развитым социальным государством, если квалифи-цировать ее по уровню жизни населения, по уровню образования и оказания качественных медицинских услуг. Ее вполне можно отнести к социальному государству. Хотя в Японии основное бремя по осуществлению социальной функции несет семья, что отличает Японию от, например, Германии, которой присуща республиканская форма правления.

Таким образом, нет какой-либо зависимости в проявлениях социальной функции государства от формы правления. Здесь прямая зависимость прослеживается опять же от того, на каком уровне развития находится конкретное го-сударственно-организованное общество: если на индустриальном или постин-дустриальном, то социальная деятельность является имманентным атрибутом деятельности государственно-организованного общества; если на аграрном уровне - осуществляется фрагментарно Родионова О.В. Указ. соч. С. 71..

Аналогичным образом решается вопрос с зависимостью социальной фун-кции от территориального устройства государства. Ни тип социального государства, ни качество социальной деятельности не зависят от формы территориального устройства. Так, например, Дания является унитарным государством. Ей присущ со-циально-демократический тип социального государства, высокий уровень развития социальной функции, специфичность которой определяется этнокультурными особенностями, а в целом - постиндустриальным обществом, в рамках которого существует данное государственное образование.

Швейцария является федеративным государством. Но и ей присущ тот же тип социального государства, что и Дании, т.к. опре-деляющим критерием степени развитости и качества социальной деятельности является не форма территориального устройства, а уровень развития общества и этнокультурные особенности. Разница лишь в организационных моментах реализации социальной функции, которая во многом обусловлена унитарным или федеративным способом территориальной организации того или иного государства.

Таким образом, прямая, непосредственная зависимость степени развитости и объема реализации социальной функции от форм государства прослеживает-ся только в случае с политическим режимом, тогда как ни формы правления, ни территориальное устройство не являются детерминантами социальной функ-ции государственно-организованного общества.

Заключение

Таким образом, функции государства - это основные направ-ления его деятельности, выражающие сущность, социальное на-значение, задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами.

К внутренним функциям государства относятся: экономическая; обеспече-ние прав и свобод человека и гражданина, охрана правопоряд-ка; экологическая; стимулирование научно-технического про-гресса и ограничение его вредных последствий; информацион-ная и социальная.

К внешним функциям го-сударства относятся: оборона страны; интеграция в мировую экономику, взаимовыгодное экономическое сотрудничество; обеспечение мира; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности, поддержание мирового правопорядка.

Функции государства имеют объективный харак-тер, но реализуются сознательной деятельностью людей. Все они тесно взаимосвязаны, действуют в системе, осуществляют-ся соответствующими государственными органами. Динамика и изменчивость функций государства зависит от задач, стоящих перед обществом в ходе исторической эволюции, целей, ко-торые оно преследует.

Каждое государство, как особая политическая организация, все свои содержательные призна-ки проявляет в той или иной форме.

Форма государства - это его устройство, выражающееся в характе-ре политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими (государственный режим), в способах организации высших ор-ганов государственной власти (форма правления) и в администра-тивно-территориальном делении государства (форма территориаль-ного устройства).

Роль и значение формы государства нельзя приуменьшать. От того, как организована и как реализуется госу-дарственная власть, определяющим образом зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопоряд-ка в стране, а также благосостояние населения.

Какой-либо зависимости в проявлениях социальной функции государства от формы правления не существует. Здесь прямая зависимость прослеживается от того, на каком уровне развития находится конкретное государственно-организованное общество: если на индустриальном или постин-дустриальном, то социальная деятельность является имманентным атрибутом деятельности государственно-организованного общества; если на аграрном уровне - осуществляется фрагментарно.

Аналогичным образом решается вопрос с зависимостью социальной фун-кции от территориального устройства государства. Ни тип социального государства, ни качество социальной деятельности не зависят от формы территориального устройства.

Прямая, непосредственная зависимость степени развитости и объема реализации социальной функции от форм государства прослеживает-ся только в случае с политическим режимом, тогда как ни формы правления, ни территориальное устройство не являются детерминантами социальной функции государственно-организованного общества.

Список использованной литературы

1.
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)//«Российская газета». 25 декабря 1993 г. № 237.

2. Венгеров А.В. Теория государства и права. М.: Новый Юрист, 1998.

3. Ильин И.А. О государственной форме//Советское государство и право. 1991. № 11.

4. Пацация М.Ш. Теория государства и права. М.: Академия, 2000.

5. Родионова О.В. Социальная функция современного государства. М., 2006.

6. Рассолов М.М. Теория государства и права. М.: Закон и право, 2004.

7. Соколов А.Н. Теория государства и права. Калининград, 2002.

8. Темнов Е.И. Теория государства и права. М.: Юрист, 2003.

9. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 2004.

10. Теория государства и права/Под ред. д. ю. н., проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2007.

11. Чиркин В.Е. Государствоведение. М.: Юрист, 1999.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.