реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Финансовые правоотношения

реферат
торую группу субъектов финансовых правоотношений составляют коллективные субъекты, к которым относятся:

1. Государственные и общественные организации, в том числе органы государственной власти и управления.

2. Органы местного самоуправления.

3. Предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности.

Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансовых правоотношений, участие которых в данных правоотношениях является обязательным. К ним относятся все органы представительной власти и исполнительной власти федерального уровня и субъектов Федерации. В составе органов исполнительной власти присутствует как система финансово-кредитных органов, постоянно участвующих в финансовых правоотношениях, так и органы общей компетенции, для которых финансовая деятельность не является основной. Органы местного самоуправления осуществляют самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения. Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.07.2003), ст. 12, 132. Представительная (законодательная) ветвь власти участвует в финансовых правоотношениях в полном составе, поскольку в ее компетенцию входит принятие различных финансовых законодательных актов, а в бюджетных правоотношениях законодательной власти отведена особая роль - рассмотрение и принятие бюджетов. Юридические права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления определяют их компетенцию по осуществлению определенной части финансовой деятельности, которая подлежит обязательной реализации. Каждый орган исполнительной власти может распределить свою компетенцию между подчиненными организациями, структурными подразделениями и должностными лицами. Например, Министерство финансов несет ответственность за исполнение федерального бюджета, однако эту компетенцию оно делегировало Федеральному казначейству, как структурному подразделению в своем составе.

Предприятия и иные коммерческие организации различных организационно-правовых форм и форм собственности действуют на праве хозяйственного ведения и преследуют извлечение прибыли. Они вступают в финансовые правоотношения или в связи с внесением в бюджеты разных уровней налогов и сборов, или с получением бюджетных ассигнований и т.д. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.12.2003), ст. 50. Отдельно необходимо обратить внимание на казенные предприятия, как особую форму государственных и муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 08.12.2003) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Финансовые правоотношения таких предприятий, помимо свойственных другим коммерческим предприятиям, содержат дополнительные правоотношения, связанные с полномочиями государственных органов по управлению их финансовой деятельностью. Их самостоятельность ограничена различными финансово-правовыми актами, и распоряжаться своим имуществом и прибылью так же, как коммерческие организации они не вправе.

Другую группу коллективных субъектов финансовых правоотношений составляют учреждения, которые являются некоммерческими организациями и не имеют цели получения прибыли. Они создаются для осуществления социально-культурной, научной, образовательной и управленческой деятельности и являются субъектами финансового права главным образом в связи с использованием для выполнения своих задач средств, выделяемых им из государственного или местного бюджета. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 161.

Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.12.2003), ст. 50. Актами финансового права также регулируются права и обязанности данных учреждений, связанные с использованием внебюджетных средств, которые учитываются в их сметах. Подавляющее большинство предприятий, организаций и учреждений являются юридическими лицами, но в отдельных случаях участниками финансовых правоотношений могут быть их филиалы и представительства.

Третью группу субъектов финансовых правоотношений составляют индивидуальные субъекты -- граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Права и обязанности физических лиц связаны в основном с налоговыми и бюджетными правоотношениями. Они возникают по поводу уплаты установленных налогов и сборов в бюджеты и получения средств из бюджетов разных уровней. Кроме того, граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования. Законодательство определяет права и обязанности не только граждан России, но и иностранцев и лиц без гражданства. Отдельно необходимо выделить граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе без образования юридического лица, глав крестьянского (фермерского) хозяйства. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.12.2003), ст. 23. Права и обязанности этих субъектов финансового права во многом схожи с правами и обязанностями коммерческих организаций, но имеют свои характерные отличия. Кроме того, граждане РФ имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов. Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.07.2003), ч. 1 ст. 32.

Вывод. После рассмотрения данного вопроса необходимо еще раз обратить ваше внимание на различие понятий субъект финансового права и субъект финансового правоотношения. Поскольку субъектами финансового права фактически являются все, то перейдем к рассмотрению порядка защиты их прав в финансовых правоотношениях.

Вопрос 4. Защита прав субъектов финансовых правоотношений

Для реализации прав субъектов финансовых правоотношений используются различные методы. Первым из них является метод убеждения в различных формах, который реализуется в первую очередь посредством разъяснительной работы. В качестве примера можно привести рекламные акции налоговых органов, призывающие платить налоги. Вторым методом является метод государственного принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, пресекательных и восстановительных мер). Он применяется в случае нарушения установленных финансовых правил. Первоочередность принадлежит методу убеждения. Меры государственного принуждения являются одним из основных элементов механизма правового регулирования финансовых отношений. Их использование необходимо и в случаях возникновения потребностей в защите прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений. Данные меры применяются ко всем видам субъектов финансовых правоотношений -- государству, его территориальным подразделениям, органам государственной власти и местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам. С помощью этих мер обеспечивается исполнение юридических обязанностей названных субъектов и в необходимых случаях -- восстановление нарушенных прав.

Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административном или судебном порядке.

В финансовых отношениях действуют оба названных порядка защиты прав, а разрешение дела в административном порядке при не удовлетворяющем исходе не исключает возможности обращаться в суд общей компетенции или арбитражный суд.

Административный порядок действует в основном при применении мер государственного принуждения к органам государства и местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям. Учитывая подчиненность всех государственных и муниципальных органов власти и подведомственных им учреждений, административный порядок позволяет быстро решать возникающие вопросы. Кроме того, он используется и при применении мер государственного принуждения к коммерческим предприятия и гражданам. Административный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений применяется не только при защите прав государства, но и при защите прав других субъектов. Так предприятия и граждане могут обращаться в вышестоящие органы власти за защитой своих прав. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты прав имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими уполномоченными государственными органами. В качестве примера можно привести бесспорный порядок взыскания бюджетных средств в случае нецелевого их использования органами Федерального казначейства Министерства финансов. Постановление Правительства РФ от 27.08.1993 № 864 (ред. от 28.01.1997) «О Федеральном казначействе Российской Федерации».

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 284. Субъекты, к которым применены меры административного характера в целях защиты своих прав и законных интересов вправе обжаловать действия соответствующих государственных органов также в административном порядке по подчиненности или обратиться в суд или арбитражный суд. Оба порядка защиты прав субъектов могут быть использованы и в других случаях их нарушения. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. проф., д.ю.н. Н.И. Химичева. М.: Юристь, 2002. С. 45.

Судебный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений применяется реже, однако он тоже получил широкое распространение. Общие положения о подведомственности при судебном рассмотрении дел по спорам, возникающим в сфере управления, что относится и к финансовой деятельности государства, определены Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 04.07.2003) «О судебной системе Российской Федерации». и Арбитражным процессуальным кодексом. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ, гл. 1. В отношении граждан преобладающий характер носят конституционные нормы, защищающие права и свободы человека и гражданина, в соответствии с которыми каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод. Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.07.2003), ст. 46. Применение данных конституционных положений в финансовых правоотношениях означает, что взаимоотношения государства с гражданами (взыскание неуплаченных налогов и сборов, финансовых санкций и т.д.) возможны только в судебном порядке. При этом для ускорения прохождения судебных инстанций Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации разрешил применение судебного приказа при рассмотрении дел по взысканию с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам (рассмотрение дела единолично судьей по заявлению соответствующего государственного органа, в результате чего выдается судебный приказ, имеющий силу исполнительного документа). Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ, гл. 11.

В тоже время взаимоотношения граждан с государством предусматривает оба порядка защиты прав - действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в административном порядке или в суде. В данном случае Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации установил порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Там же, гл. 25. Другой стороной защиты прав в финансовых отношениях граждан и организаций с государством является установление в законодательстве гарантий возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. Например, суммы налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканные государственными налоговыми органами, подлежат возврату, а причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления обязанностей ущерб -- возмещению. Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.07.2003), ст. 52. Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав.

Отдельно необходимо обратить внимание на роль Конституционного Суда РФ в защите прав субъектов финансовых правоотношений. По Конституции России Там же, ст. 125. и Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 № 1-ФКЗ (ред. от 15.12.2001) «О Конституционном Суде Российской Федерации». в его полномочия входит: разрешение вопросов о соответствии Конституции РФ законов и других нормативных актов, а также разрешение споров о компетенции между государственными органами. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов он проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Все это относится и к сфере финансовых отношений.

Вывод. Установленный порядок защиты финансовых прав и законных интересов участников финансовых правоотношений позволяет всем субъектам данных правоотношений эффективно защищать свои права.

Список используемой литературы:

1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.07.2003).

2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004).

3. Налоговый кодекс РФ, Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

4. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.12.2003).

5. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ.

6. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ.

7. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 № 1-ФКЗ (ред. от 15.12.2001) «О Конституционном Суде Российской Федерации».

8. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 04.07.2003) «О судебной системе Российской Федерации».

9. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 08.12.2003) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

10. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 23.12.2003) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».

11. Закон РФ от 14.07.1992 № 3297-1 (ред. от 22.08.2004) «О закрытом административно-территориальном образовании».

12. Постановление Правительства РФ от 27.08.1993 № 864 (ред. от 28.01.1997) «О Федеральном казначействе Российской Федерации».

13. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. проф., д.ю.н. Н.И. Химичева. М.: Юристь, 2004.

14. Финансовое право: Учебник / О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др.; Отв. Ред Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

15. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. Ред. М.В. Карасева - М. Юрист, 2002.

16. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000.

17. Финансовое право: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. М.М. Рассолова. -- М.; ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001.

18. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000.

19. Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 1999.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.