реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Финансово-правовые основы деятельности государственных внебюджетных фондов в РФ

реферат
p align="left">Таким образом, общие нормы, определяющие гражданско-правовое положение учреждения как юридического лица, во многом могут быть соотнесены и с положением Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Но вместе с тем отдельные аспекты создания и функционирования ПФР не укладываются в рамки, очерченные законодателем для учреждений. Это касается, в частности, финансирования ПФР и той самостоятельной и весьма значительной роли, которую он играет в бюджетной системе РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Рассмотренные выше изменения правового статуса ПФР были закреплены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. No 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в соответствии со ст. 5 которого ПФР (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, причем нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Среди обязанностей ПФР в статье 17 Закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" упомянуты назначение и своевременная выплата трудовых пенсий. Таким образом, ПФР уже законодательно получил статус государственного учреждения, осуществляющего назначение и выплату трудовых пенсий.

Однако, передав в руки Фонда названные функции, государство в то же время сохранило за собой часть полномочий по управлению пенсионными накоплениями. В частности, в соответствии со ст. 12 Закона к полномочиям федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации относятся:

- установление порядка принятия бюджета Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и порядка его исполнения;

- утверждение бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и отчета о его исполнении;

- определение порядка и условий формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

- определение порядка хранения средств обязательного пенсионного страхования;

- управление системой обязательного пенсионного страхования;

- обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в объеме, предусмотренном бюджетом Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ;

- определение порядка использования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

- осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение трудовой пенсии, в том числе ее накопительной составляющей.

Во исполнение норм названного Закона и в соответствии с постановлением Правительства РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 2 апреля 2003 г. No 190 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений было назначено Министерство финансов Российской Федерации (точнее, входящая в его структуру Федеральная служба финансово-бюджетного контроля), а государственной управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление средствами пенсионных накоплений, которые формируются в пользу застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля - согласно постановлению правительства РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 22 января 2003 г. No 34 - Банк внешнеэкономической деятельности РФ (Внешэкономбанк).

В соответствии с постановлением Правительства от 2 апреля 2003 г. на Минфин РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ были возложены следующие функции:

- контроль за соблюдением государственной управляющей компанией и Пенсионным фондом РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ законодательства РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ;

- проведение конкурсов по отбору специализированного депозитария и управляющих компаний для заключения договоров;

- установление порядка расчета чистого финансового результата, который получен от временного размещения сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в Пенсионный фонд РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ;

- согласование предложений Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ по определению ожидаемой потребности в средствах для выплаты накопительной части трудовой пенсии, в том числе правопреемникам умерших застрахованных лиц, при подготовке проекта бюджета Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на соответствующий период;

- обращение в суд с исками о защите прав и законных интересов собственника средств пенсионных накоплений, об устранении последствий нарушений законодательства РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и о возмещении вреда, причиненного государственной управляющей компанией и Пенсионным фондом РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в результате нарушений законодательства;

- принятие в пределах своей компетенции нормативных правовых актов по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Таким образом, важнейшие функции по реальному управлению финансами страховой части пенсионных накоплений государство сохранило за правительственными структурами, причем совершило это с нарушением норм действующего законодательства. Дело в том, что в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. No 111-ФЗ "Об инвестировании средств для накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" средства ПФР могут быть переданы только по договору доверительного управления, который может быть заключен лишь с компанией, соответствующей ряду требований того же Закона. В числе таких требований - наличие лицензии ФКЦБ на управление активами ПИФов, инвестфондов и НПФ, каковой у Внешэкономбанка не было. Следовательно, по Закону, этот банк не имел права принимать средства ПФР в доверительное управление.

Стоит заметить, однако, что во всех трех названных нормативных актах, включая Закон об обязательном пенсионном страховании, присутствует ссылка на Федеральный закон "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации", на основании которого должна строиться деятельность Пенсионного фонда России и его территориальных органов в новых условиях. Названный закон пока еще не принят, но стоит отметить, что в своей нынешней редакции проект этого закона, внесенный на обсуждение в Государственную Думу Президентом РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, существенно меняет правовой режим деятельности Пенсионного фонда и объем возложенных на него задач.

Итак, если принять во внимание, что пенсионная система в целом должна выполнять следующие основные функции: 1) сбор средств в пенсионную систему от юридических и физических лиц; 2) аккумуляцию средств и управление финансовыми потоками и резервами пенсионной системы; 3) регистрацию и учет пенсионных прав граждан; 4) исчисление, назначение и выплату пенсий, - то Пенсионный фонд РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в настоящее время выполняет практически все из них, за исключением сбора той части налоговых поступлений (ЕСН), которые первоначально зачисляются в федеральный бюджет. Между тем, почти все названные функции, за исключением второй, могут выполняться только при наличии у реализующих их органов властных полномочий, связанных с принуждением, каковыми могут быть наделены лишь органы исполнительной власти. ПФР к этим органам не относится. Следовательно, ПФР в настоящее время исполняет функции, которые не соответствуют его правовому статусу.

Итак, рассмотренные основы правового регулирования деятельности Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ позволяют сделать следующие выводы:

1) Как субъект материальных и финансово-правовых отношений по предоставлению всех видов государственных пенсий ПФР в настоящее время выполняет функции по частичному сбору, аккумуляции, финансированию, назначению, перерасчету и выплате государственных трудовых и социальных пенсий, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2) В финансовых правоотношениях Пенсионный фонд РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ участвует как самостоятельная форма образования и расходования денежных средств, учреждение, предназначенное для управления финансами государственного пенсионного обеспечения и обладающее собственным объектом и предметом правового регулирования.

3) В правоотношениях по пенсионному обеспечению граждан ПФР выступает как уполномоченное учреждение, не входящее в структуру органов исполнительной власти, но осуществляющее особые государственные функции. В этой роли ПФР опосредует публично-правовые финансовые обязательства государства и соответственно может быть признан юридическим лицом, предназначенным для осуществления строго определенных целей и обладающим особым правовым статусом

4) Являясь, по сути, своей некоммерческой организацией, действующей в форме учреждения, Пенсионный фонд в то же время в соответствии с возложенными на него задачами выполняет функции, не свойственные всем прочим организациям, действующим в форме некоммерческих учреждений, и в связи с этим нуждается в наличии специальных правовых источников, регулирующих его статус и полномочия в бюджетно-финансовой сфере.

5) Финансовая деятельность Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в настоящее время регулируется огромным числом как законодательных, так и подзаконных нормативных актов, отчасти противоречащих друг другу.

Сказанное обусловливает необходимость принятия специализированного федерального закона, определяющего правовое положение ПФР и его место в финансовой системе государства, а также - разграничивающее его правомочия и обязательства в гражданских, административных, финансовых и др. правоотношениях.

2.2. Финансово-правовой режим Фонда социального страхования РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Фонд социального страхования РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом.

ФСС создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования Указом Президента РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 07 августа 1992 г. № 822 и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением.

Управление Фондом социального страхования РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ осуществляется Правительством РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ при участии общероссийских объединений профсоюзов. Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются Правительством РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Денежные сред-ства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федераль-ной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответству-ющих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 12 февраля 1994г. № 101. Этот документ регламентирует организацию и функционирование фонда.

Основными задачами Фонда являются:

обеспечение гарантированных государством пособий: по вре-менной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление ра-ботников и членов их семей;

участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социаль-ного страхования;

осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва;

частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное пита-ние, частичное финансирование мероприятий по внешкольному об-служиванию детей, оплата проезда к месту лечения и отдыха и об-ратно;

разработка совместно с Министерством труда и социального развития РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

организация разъяснительной работы среди страхователей и на-селения по вопросам социального страхования.

Средства ФСС образуется за счет:

страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию (примерно 92% от общей суммы доходов);

доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;

добровольных взносов физических и юридических лиц;

ассигнований из республиканского бюджета РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на покрытие расходов, связанных с доставлением льгот и компенсаций лицам, постра-давшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий;

прочих доходов (возмещаемые страхователем расходы, не принятые к зачету в счет страховых взносов, не принятые к зачету расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимки по обязательным платежам, суммы штрафов и иных сан-кций, предусмотренные законодательством; уплаченные в установ-ленном порядке суммы за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда, возмещаемые Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и др.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.