p align="left">Безусловно, правы те, кто сегодня в европейском праве видит в первую очередь регулирование экономических отношений на нашем континенте: торговли, банковских операций, создания совместных предприятий, инвестиционных операций. Но европейское право не сводится к регулированию только экономики. Оно охватывает в зна-чительной мере сферу гражданских прав и свобод, что особенно от-четливо проявляется в механизме действия Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Без глубокого знания европейского права невозможно разобраться во внешнеполитичес-ких отношениях, понять международную политику в сфере безопас-ности, правильно оценивать ход событий не только на Европейском континенте, по и во всем мире. Европейское право стало неотъемлемой составной частью совре-менного общемирового правового потенциала. И хотя еще трудно дать полную и окончательную характеристику всего того нового и значительного, что внесено европейским правом в развитие юриди-ческой теории и практики, без него представить себе право в целом уже невозможно. Достаточно сказать, что в нраве сообществ успеш-но сосуществуют идеи и нормы континентального и общего нрава, принципы суверенитета и наднациональности, взаимосогласован-ность, с одной стороны, с международным, а с другой -- с националь-ным правом. С появлением европейского права открылся новый и очень важный этап всемирной истории государства и права. Ныне европейское право -- большой и разветвленный комплекс (специалисты пользуются нередко понятием «правовой массив»), который включает нормы, относящиеся к различным отраслям права. Здесь переплетаются нормы публичного и частного права, традиционных и новых отраслей права. Европейское право отлича-ется и тем, что нередко отказывается от стандартных, привычных подходов и идет собственным путем. К его анализу часто трудно подходить с установившимися критериями и представлениями, ибо его принципиальная новизна требует серьезного пересмотра многих прежних взглядов. С известной долей условности можно говорить нс только о комплексном, но и о «гибридном» характере европейского права, которое, развиваясь, вбирает в себя все прогрессивное, достиг-нутое в самых разных отраслях права современного мира. Одновре-менно европейское право смело заглядывает в будущее, создает и проверяет на практике новые институты, процедуры, традиции Европейское право в определенном смысле является собиратель-ным понятием, которое охватывает хотя и близкие и порой взаимо-связанные, но тем не менее разные правовые феномены. Строго гово-ря, одного, единого европейского права в природе не существует. Каждый раз, когда мы говорим о европейском праве, необходимо уточнять, о чем, собственно, идет речь, что именно имеется в виду. Ситуация осложняется нередко неодинаковым подходом к европей-скому праву в разных странах, что чаще всего отражает принципи-альные различия в отношении политического руководства той или иной страны к интеграции. Наиболее широко распространено понимание европейского права в двух смыслах -- в широком и узком. Под европейским пра-вом в широком смысле понимается, как правило, правовое регулиро-вание отношений в Европе, охватывающих организацию и деятель-ность практически всех европейских международных организаций, всю совокупность экономических, социальных, политических, науч-ных и культурных отношений. Речь, таким образом, идет о регио-нальном праве, являющемся в своей основе не чем иным, как между-народным правом. Европейское право в узком смысле -- это право европейских сообществ, дополненное в определенной мере право-вым регулированием всего Европейского союза. Такое право уже во многом отошло от международного права и представляет собой осо-бый правовой феномен. Европейское право как в узком, так и в широком смысле слова -- это понятия, требующие уточнения. Иначе могут возникнуть затруд-нения с. уяснением сути проблем, нуждающихся в правовом регули-ровании, и с выбором адекватных правовых актов и их применением. Особенно важно иметь в виду следующее. Европейское право в узком смысле, как право сообществ, пред-ставляет собой отдельное, особое право, имеет не только свои грани-цы, но и свою собственную природу. Оно является новым правом, существенно отличающимся от традиционного международного права. Тот факт, что сообщества со своим правом входят в Европей-ский союз, служат его главной опорой, не меняет сути дела: ведь правовое регулирование, которое дополняет в рамках Европейского союза право сообществ, это право иного характера. Оно охватывает участки межгосударственного сотрудничества, выходящего за пре-делы сообществ. А самое главное отличие состоит в том, что по своей природе такое «дополнительное право» есть не что иное, как между-народное право. Нуждается в уточнении и понятие права сообществ. Но прежде чем сосредоточить внимание на этом определении, необходимо предупредить читателя от часто встречающегося недоразумения, вы-ражающегося в том, что существует только одно, единое сообщество, чуть ли не вобравшее в себя все три существующих. На самом деле продолжают существовать три раздельные структуры: Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Европейское сообщество -- быв-шее Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество но атомной энергии (Евратом). Ошибочные представле-ния порождаются зачастую тем, что Маастрихтский договор (1992) переименовал Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) в Ев-ропейское сообщество, но это не привело к слиянию в нем всех трех существующих европейских сообществ. Самым главным среди трех сообществ безусловно является Евро-пейское сообщество. Оно представляет собой самое широкое инте-грационное объединение, носящее общеэкономический характер. Что же касается ЕОУС и Евратома, то они, в отличие от Европейско-го сообщества, обеспечивают интеграцию стран-участниц лишь в от-дельных секторах экономики. Формально интеграция в этих секто-рах не входит в задачи Европейского сообщества, но его общая коор-динационная функция проистекает из его назначения и постоянно ощущается в ходе интеграции. В странах, входящих в настоящее время в Европейский союз, европейское право является предметом повседневного практическо-го применения. Оно стало почти столь же важным и необходимым, что и внутригосударственное (национальное) право. Быть специа-листом по европейскому праву в странах Западной Европы означает возможность заниматься престижной и хорошо оплачиваемой юри-дической работой. Европейское право стало одной из обязательных дисциплин в программах многих юридических факультетов универ-ситетов стран Западной Европы. Существуют кафедры европейско-го нрава, по этому предмету написаны учебники и подготовлены другие учебные материалы, студенты сдают экзамены. В странах За-падной Европы регулярно проводятся теоретические дискуссии как по общим, так и по частным проблемам европейского права. Об этом праве пишут газеты, ведут полемику политики. Однако европейское право не замыкается в пределах региона, на территории которого оно непосредственно действует. Оно активно применяется также в сфере отношений, развивающихся между Евро-пейским союзом и другими странами. Потому изучение европейско-го права становится практической необходимостью для тех, кто занимается бизнесом, политикой, развитием культурных связей, нс говоря уже о внешнеполитическом сотрудничестве с участием Евро-пейского союза в целом и отдельных стран, входящих в его состав. Характерно, что европейское право является ныне популярной учеб-ной дисциплиной в системе юридического образования в США и во многих других неевропейских странах. Европейское право приобретает все более важное значение для России. Постоянно расширяются экономические связи нашей стра-ны с Европейским союзом и входящими в него государствами. Ев-ропейский союз сегодня -- это самый крупный экономический и в особенности торговый партнер России. Развитие таких связей обу-словливает необходимость в знании европейского права. Интерес к европейскому праву повышается в связи с разработкой согласо-ванных правовых основ отношений между Европейским союзом и Россией. Как уже говорилось, еще в 1994 г. наша страна и Евро-пейский союз заключили Соглашение о партнерстве и сотрудниче-стве, ратификация которого завершена в 1996 г. Для того чтобы стимулировать развитие экономических связей на основе этого Со-глашения не дожидаясь завершения длительного процесса его ра-тификации национальными парламентами всех подписавших его государств, в июле 1995 г. было заключено и еще до ратификации Соглашения 1 февраля 1996 г. вступило в силу Временное согла-шение между Россией и Европейским союзом о торговле и связан-ных с торговлей вопросах. Это соглашение включает те положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которые не требуют ратификации. Ныне, когда торговля со странами, входящими в Европейский союз, составляет 35% всего внешнеторгового оборота России (вклю-чая государства ближнего зарубежья), знание европейского права становится одним из важнейших условий успешного ведения экс-портно-импортных операций, повышения конкурентоспособности российских товаров на рынке этих стран, инвестиционной деятель-ности в них. Как известно, в большом правовом массиве, сущест-вующем в Европейском союзе, несведущим участникам экономи-ческих отношений нетрудно заблудиться, а значит им придется нести серьезные потери в связи с последующими столкновениями с барьерами и ограничениями, закрепленными в праве Союза. Европейское право и европейское единство Европейское право имеет различные территориальные пре-делы действия. Как право сообществ и даже как право Европейского союза оно действует не на всей территории Европы, а лишь на западе континента и распространяется непосредственно на Европейский союз и на 15 его государств-членов. С расширением Союза расши-ряется география европейского права, но тем не менее границы про-должают существовать. Судя по заявкам о приеме новых государств-членов, в будущем предстоит продвижение Европейского союза на восток. «Зеленого света» для вступления в него ждут такие государ-ства, как Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, три балтий-ские республики, входившие ранее в состав СССР (Латвия, Литва, Эстония), и другие страны. Прежний, чисто западнический образ Союза уступает место новому, учитывающему его расширение на восток, хотя без участия России, других независимых государств, являвшихся в недавнем прошлом республикам бывшего СССР, он не в состоянии приобрести подлинно общеевропейский характер. «Западничество» европейского права имеет свои исторические корни. Его территориальные рамки -- это в известной мере отраже-ние и итоги прошлого, когда Европа делилась, казалось, но географи-ческому, а па самом деле по политическому признаку -- на Западную и Восточную. В сфере экономики разделение Европы проявлялось в том, что на Западе капиталистическими странами были созданы ев-ропейские сообщества, а на Востоке существовал блок социалисти-ческих стран, объединенных в Совет экономической взаимопомощи. Между сообществами и СЭВ в последние годы существования бло-ков наводились определенные «мосты», устанавливались те или иные отношения, но в принципе обе организации развивались, если далеко не всегда как антиподы, то во всяком случае как носители многих взаимоисключавших друг друга принципов. Развитие европейского права отражает позитивные процессы, ве-дущие в перспективе к единству всей Европы. Наглядным л убеди-тельным примером явилось принятие России в 1996 г. в Совет Евро-пы. Это очень авторитетная межгосударственная организация, целью которой является «достижение большего единства между ее членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, яв-ляющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу» (ст. 1 Устава Совета Европы). Свои цели Совет Европы призван достигать посредством рассмотрения вопро-сов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, куль-турной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод. Учрежденный еще 5 мая 1949 г. всего 10 участниками, Совет Европы насчитывает ныне в своем составе вместе с Россией 40 евро-пейских государств. Это -- Австрия, Албания, Андорра, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Голландия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хор-ватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония. Еще ряд стран -- Азер-байджан, Армения, Белоруссия, Босния и Герцеговина -- имеют в Совете Европы статус специально приглашенного государства. Как видно, Совет Европы является сегодня по-настоящему общеевро-пейской организацией. Если исходить не столько из Устава Совета Европы, сколько из его реальной деятельности, то можно сказать, что эта организация получила всеобщее признание прежде всего благодаря своей актив-ности в севере прав и основных свобод человека. Главным достиже-нием является принятая Советом Европы еще в 1950 г. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая в обиходе часто называется Европейской конвенцией о правах челове-ка. Конвенция вступила в силу 3 сентября 1953 г., число ее участни-ков постоянно растет, так как к ней присоединяются все новые госу-дарства -- члены Совета Европы. Европейскую конвенцию трудно описать только в категориях традиционного международного права, хотя она отражает многие черты своего исторического предшественника -- Всеобщей деклара-ции прав человека, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Европейская конвенция нс только закрепила ос-новные права и свободы человека в соответствии с Всеобщей декла-рацией прав человека, но и пошла в этом направлении значительно дальше. Путем дополнительных протоколов перечень основных прав и свобод был заметно расширен. А самое важное состояло в том, что Европейская конвенция предусмотрела международный меха-низм, который предназначен для защиты прав и свобод человека. До этого международное право не знало ничего подобного.
Страницы: 1, 2, 3
|