нтернет представляет собой глобальное объединение компьютерных сетей, информационных ресурсов и различных информационно-телекоммуникационных сервисов, то есть это технологическая среда, в которой, реализуются различные правоотношения. Значительная часть этих отношений, характеризуется противоречивостью интересов их участников.Нормативное регулирование является одним из основных способов согласования интересов людей и их объединений и предусматривает два вида норм: социальные и технические. В отношениях с использованием сети Интернет, прежде всего, применяются технические нормы и правила, которые позволяют беспрепятственно устанавливать связи между пользователями, обеспечивать доступ и передачу информации. По мере развития Сети и формирования киберсообщества возникла необходимость во внедрении социальных норм, регулирующих отношения между участниками.В настоящее время деятельность общества и институтов государства осуществляется с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), включая Интернет. Соловяненко Н. Заключение договоров с использованием электронных документов в системах электронной торговли //Хозяйство и право. - 2005. - №3. - С. 50. Вместе с тем, во всем мире происходит замена парадигм: от решения задач развития процессов информатизации (внедрения ИКТ) мир переходит к решению задачи построения информационного общества.Вопрос о сохранении ресурсов Интернета рассматривается в настоящее время архивными службами разных стран мира. Так, например, на 6-й международной конференции "Документация в информационном обществе: электронное делопроизводство и электронный архив" (Москва, 24-25 ноября 1999 г) отмечалось, что сохранить богатство современной жизни, отраженное в архивных документах, не удастся без решения проблемы сохранности материалов глобальных сетей. В рекомендациях Всероссийской научно-практической конференции "Информационные технологии в архивном деле" (Москва, 14-15 декабря 2000 г) обращалось внимание на изучение проблемы "архивирования сайтов". Афанасьева Л.П. Проблема экспертизы ценности Интернет-ресурсов на примере сайтов. //Вестник архивиста. - 2005. - №4. - С.118. Данная проблема нашла отражение в рекомендациях XIV Международного конгресса архивов в Севилье (2000), XV Международного конгресса архивов в Вене (2004), VI Европейской конференции архивов во Флоренции (2001).12 декабря 2003 г. в Женеве состоялась всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества, которая определила приоритеты и вектор развития законодательства в данной сфере в контексте глобальных процессов становления информационного общества. План действий, принятый на Всемирной встрече, предусматривает, что к 2005 году все страны должны разработать всеобъемлющие, перспективные и устойчивые национальные электронные стратегии. Ведущая роль в этом процессе должна принадлежать органам государственного управления. Частный сектор и гражданское общество, должны сыграть важную консультативную роль в формировании национальных электронных стратегий. Итогом встречи на высшем уровне явилась разработка ряда мер направленных на решение проблем связанных с правовым регулированием отношений, которые возникают в процессе использования Интернета.Большую роль в подготовке этой встречи и принятии итоговых документов сыграла ЮНЕСКО, которая в течение нескольких лет предложила на обсуждение и приняла ряд важнейших международных актов:Хартию о сохранении цифрового наследия;Рекомендации о развитии и использовании многоязычия и всеобщем доступе к киберпространству;Руководящие принципы политики совершенствования информации, являющейся общественным достоянием, создаваемой государственными органами;Рекомендация о доступе к информации, находящейся в распоряжении государственных ведомств.Развитие и распространение сети Интернет в нашей стране (как и во всем мире) неизбежно привело к необходимости законодательного регулирования возникающих проблем. Однако формирование правовой базы осуществляется недостаточно интенсивно, без необходимого анализа практики правоприменения и учета рекомендаций международных организаций, членом которых является Россия. Противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационной сфере приводят к серьезным негативным последствиям. Не обеспечивается эффективная реализация и защита конституционных прав личности на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства (на это указывают масштабы неконтролируемого распространения баз, содержащих персональные данные, распространение таких данных в Интернет и т.п.). Ошибки и тенденции развития федерального законодательства полностью повторяются на уровне субъектов Российской Федерации.Основными проблемами, которые требуют законодательного решения в России, в связи с развитием сети Интернет являются:Обеспечение свободного подключения к Интернету и обмена информацией в сети;Правовая охрана авторских прав и иных объектов интеллектуальной собственности;Защита персональных данных, в частности, тех данных, которые собираются в процессе деятельности операторов сети (в том числе адреса, телефоны и другие персональные данные подписчиков или покупателей в системе "электронной коммерции");Подключение государственных органов к Интернету и обеспечение граждан информацией о деятельности этих органов;Предотвращение распространения оскорбительной и непристойной информации, призывов к разжиганию национальной, расовой, религиозной розни и т.п.;Электронный документооборот, электронная подпись, подтверждение подлинности информации в информационных продуктах, средствах просмотра и передачи информации;Электронная коммерция;Информационная безопасность: компьютерные вирусы, несанкционированный доступ к информации, взлом серверов и сетей, разрушение и подмена информации;Применение средств криптозащиты;Юрисдикция: законодательство какого государства необходимо применять для урегулирования действий, совершаемых в сети;Регулирование распространения информации, которая пропагандирует идеи терроризма и ксенофобии, порнографической информации и информации о сексуальных услугах;Властные структуры России обратили внимание на Интернет относительно недавно. В законодательных актах первое существенное упоминание об Интернете встретилось в октябре 2000 г., когда в Госдуму был внесен законопроект, регулирующий использование Интернета федеральными органами государственной власти. Проект оформлен в виде поправок в федеральные законы "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы РФ" и "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации". Предусматривается, что информация о деятельности федерального органа государственной власти должна быть размещена на сервере федерального органа государственной власти в сети Интернет для открытого доступа. Объем и порядок размещения такой информации в Интернете определяются Правительством РФ.В России на рост ресурсов русскоязычного сегмента глобальной сети оказало значительное влияние реализация федеральных целевых программ: "Электронная Россия на 2002-2010 гг. "; "Развитие электронной торговли в России на 2002-2006 годы"; "Развитие единой информационно-образовательной среды Российской Федерации в 2002-2006 гг. "; "Создание и развитие информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти на 2001-2007 годы". Делаются первые шаги в деле сохранения информации, почерпнутой из глобальной сети. Так, Центральным архивом документов на электронных носителях города Москвы (ЦАДЭНМ), проводилась работа по выявлению и сохранению информации электронных СМИ. Русскоязычная часть Интернета - Рунет является уникальным источником сведений о России и мире, информационное богатство которого необходимо сохранить. Афанасьева Л.П. Проблема экспертизы ценности Интернет-ресурсов на примере сайтов. //Вестник архивиста. - 2005. - №4. - С. 119.Стратегическим документом, который максимально связан с проблематикой применения информационных и телекоммуникационных технологий, включая Интернет, является только Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, однако ее нельзя рассматривать в качестве национальной электронной стратегии.В целях совершенствования нормативного правового обеспечения информационной безопасности, были приняты следующие нормативно-правовые акты: Новая редакция Федерального закона "О связи", Федеральные законы "О противодействии экстремистской деятельности", "Об электронной цифровой подписи" и "О коммерческой тайне", Федеральные законы "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", "Об авторском праве и смежных правах", "Об обязательном экземпляре документов", "О рекламе", "Об информации, информационных технологиях и защите информации". Приняты кодифицированные нормативные правовые акты, отдельные положения которых составляют нормативную базу обеспечения информационной безопасности, в том числе: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая).Однако остались невыполненными большинство мер по совершенствованию нормативного правового обеспечения информационной безопасности в области обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, реализуемые в информационной сфере; в области информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации; в области защиты информационных ресурсов от несанкционированного доступа; в области функционирования системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.3.1 Интернет-библиотекиВ настоящее время происходит процесс становления и развития так называемых "сетевых электронных библиотек" и они пользуются очень большой популярностью.В России на смену советской системе книгоиздания, состоявшей из 230-250 издательств, пришла совершенно иная структура. Лицензии на право ведения издательской деятельности сегодня имеют более 15 тысяч юридических и физических лиц, отвечающих требованиям Закона РФ "О средствах массовой информации". Как и для большинства развитых стран характерна дифференциация издательств по масштабам и направлениям работы. Постоянно растет число книготорговых организаций, имеющих выход в Интернет. Сегодня Интернет имеют более 300 издательско-книготорговых организаций. Библиотеки являются активными участниками книжного рынка и довольно успешно ведут бизнес, имеют возможность привлекать авторов, оплачивать их творческую работу. Практически все крупные российские библиотеки имеют компьютерные средства, компьютерные сети, работают с Интернетом, переходят к электронным версиям печатных изданий.Электронная библиотека - это информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов (текстовых, изобразительных, звуковых, видео и др.), локализованных в самой системе, а также доступных ей через телекоммуникационные сети. Грум-Гржимайло Ю.В., Сабенникова И.В. Некоторые проблемы публикации архивных документов в электронных изданиях //Вестник архивиста. - 2006. - №2-3. - С. 312. Электронную библиотеку можно рассматривать как нетиражируемое электронное издание архивных документов.В рамках архива-библиотеки должны быть решены следующие задачи:выявление источников комплектования и организация экспертизы ценности электронных копий архивного хранения для формирования страхового фонда;формирование электронного каталога как формы реализации НСА;фондирование и составление описей фондов в электронном виде как форма реализации учетных функций;участие в межархивном обмене дубликатами страхового фонда электронных копий;формирование фонда пользования как в локальных, так и сетевых формах доведения до потребителей, представление материалов фонда пользования в электронных публикациях;обеспечение сохранности информационных массивов и реализация автоматизированного поиска и доведения информации до конечного потребителя.Сегодня, в России существуют и создаются (организациями, а чаще отдельными энтузиастами) электронные библиотеки по самым различным направлениям и на основании самых разных принципов: от гигантской (по российским меркам) библиотеки Машкова, до "цифровой библиотеки коллекции первопечатных славянских книг". Существуют небольшие электронные библиотеки по жанрам (поэзия, проза серебряного века и т.д.), по авторам (Пушкина, Цветаевой, Владимира Высоцкого и т.д.), по событиям (1812 года и др.). http://www.vinilib neva.ru/rus/lib/resources/thesis/authorsr.html. Однако деятельность электронных библиотек законодательно не регулируется.Интернет-библиотеки имеют ряд преимуществ:Потребность в аренде читальных залов, закупке дорогостоящего оборудования, найме персонала и оплате его труда значительно сокращается;Огромное количество информации, а также объектов авторского права - электронных копий произведений литературы и искусства, содержащиеся в сети, способно удовлетворить любые информационные потребности пользователей;Открыть Интернет-сайт или растиражировать книгу на CD-R намного проще, быстрее и дешевле, чем наладить выпуск и сбыт печатной продукции. Достаточно лишь приобрести один экземпляр произведения и сканер для его "оцифровки". Погуляев В. Интернет-библиотеки: пределы цифрового копирования //Хозяйство и право. - 2003. - №11. - С. 116.Задачу сохранения Интернет ресурсов взяли на себя Национальные библиотеки. Причина этого достаточна проста: Национальные библиотеки - это учреждения со стабильным финансированием, большим опытом работы с документами, законодательно закрепленной ответственностью за хранение национальных печатных изданий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|