|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Электронное правительство
|
|
|
Электронное правительство» подразумевает использование информационных технологий, в частности Интернета, как наиболее доступного средства электронного взаимодействия, длятого чтобы доводить правительственную информацию и доносить государструктур и государственных органов.Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели Электронные правительства: потенциал и практическое использование / под ред. Ивановой Г.Р. - М.: Знание, 2008:* оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;* повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;* поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;* рост технологической осведомленности и квалификации граждан;* снижение воздействия фактора географического местоположения.Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.Основополагающие принципы организации ЭПДля достижения максимального уровня преимуществ гражданам необходимо реализовать основополагающий принцип, заключающийся в том, что правительство должно быть доступно каждому, в любом месте, в любое время. «Электронное правительство» должно обеспечить гражданам взаимодействие с государством и доступ к государственным услугам 24 часа в сутки, семь дней в неделю, независимо от географического расположения и времени года.В настоящее время донесение информации до граждан носит, как правило, пассивный и нерегулярный характер и в основном ограничивается ее распространением через СМИ. Люди узнают о новых законах и распоряжениях правительства из газет, по телевизору и т. д., но они не имеют возможности ознакомиться с этими документами, когда им это действительно требуется.Обращаясь, например, в паспортный стол или БТИ, вы в первую очередь сталкиваетесь с проблемой поиска информации по оказанию услуг (бланки, порядок оказания услуг и т. п.). Далеко не всегда эту информацию можно найти на доске объявлений, и гражданам приходится обращаться за консультацией к служащим, далеко не всегда расположенным к общению с клиентами. Следом за удовлетворением «информационного голода», вы сталкиваетесь с проблемой низкой доступности услуг, выраженной в виде одной или нескольких длинных очередей, в которых вам необходимо выстоять. И наконец, третья проблема - оплата государственных услуг, что заставляет вас отстаивать еще одну очередь, теперь уже в Сбербанке.Из-за недоступности информации и незаинтересованности служащих госучреждения в предоставлении услуг, гражданин может вообще не знать о том, что по закону ему полагаются, например, какие-то льготы или компенсации. Люди не знают о своих правах и поэтому нередко становятся жертвами недобросовестности чиновников и блюстителей правопорядка.Чтобы решить подобные проблемы, перечень и описание всех услуг госучреждения, нормативно-правовая информация должны быть доступны всем и каждому в любое время.В рамках формирования в стране электронного сообщества такая информация должна быть стандартизована и опубликована, например, на тех же сайтах Интернета, чепень самообслуживания граждан.Однако ЭП начинается не с функционирования системы обмена информацией через Интернет, а с предоставления государством услуг через эту систему.Не у каждого есть возможность ходить по кабинетам. Получить услугу через Интернет, несомненно, лучше, чем высидеть в очередях, дожидаясь приема.Появление ЭП - это в определенной степени отклик на возникающие ожидания граждан в ответ на принятые властями обязательства.«Электронное правительство» должно обеспечить прямой и открытый диалог граждан с властью, различными социальными службами, комитетами и ведомствами и в конечном итоге - с каждым конкретным начальником любого ранга и статуса, что сделает «электронное правительство» не только доступным, но и интерактивным.По сути, создание ЭП - это способ приблизить чиновника к гражданину, снизив при этом влияние субъективного фактора. Обезличенное общение чиновника и гражданина, поставленное при этом на контроль и позволяющее гражданину самому отслеживать процесс решения своих запросов, - вот конечная цель создания ЭП и мечта налогоплательщиков. Минимум пользы, которую получает общество, - это снижение коррупции и взяточничества.Технологии ЭПСовременные информационные технологии предоставляют богатый выбор инструментов для организации «электронного правительства», проработанных как на концептуальном, так и практическом уровнях.Рассмотрим модель электронного правительства как идеальную интегрированную информационную систему (ИС) - на каких программных технологиях она должна базироваться.Документоориентированные технологииОдним из основополагающих инфраструктурных компонентов ЭП являются системы управления электронными документами (IDM - Integrated Document Management), известные на российском рынке под аббревиатурой САДД, которая подчеркивает делопроизводственную ориентацию системы. Действительно, ведь ЭП предполагает работу прежде всего с документами - с заявлениями граждан, справками, письмами и т. п.В государственном секторе документ является одновременно и целью деятельности, и средством производства. С документами связано множество аспектов: их необходимо хранить, искать, коллективно обрабатывать, переводить из бумажной формы в электронную и наоборот.Для государственного сектора можно выделить следующие типовые задачи, которые должны решаться при построении системы электронного документооборота:* автоматизация делопроизводства. Главным образом, здесь речь идет об обработке входящих, исходящих и внутренних документов, учете проектов документов, согласовании, контроле исполнения документов и т. д.;* обслуживание граждан и организаций. Это прежде всего массовая обработка заявок от граждан и организаций, поступающих через абонентские пункты приема или Интернет;* ведение дел. В процессе обработки к исходному документу добавляется множество других, которые необходимо подшивать. Такие документы необходовная масса документов по-прежнему находится в бумажной форме, и юридическую силу имеют именно такие документы, то речь идет о применении систем класса Record Management (RM), позволяющих организовать синхронизированный учет как бумажных, так и электронных копий документа, а также автоматизирующих функции изъятия и возврата дел.Но одной САДД при организации развитого ЭП не обойтись. Современная реальность заставляет думать уже не о простой IDM-системе, а о полноценной системе управления информационными ресурсами (ECM), выросшей на фундаменте IDM и BPM (Business Process Management).1.2 Электронное правительство в России16 августа 2007 года правительством России была утверждена концепция «электронное правительство». Согласно этой концепции «электронное правительство» будет создаваться в два этапа:2008 год -- разработка и утверждение необходимых документов2009--2010 годы -- практическое внедрениеВ Петербурге губернатор Валентина Матвиенко и президент корпорации Oracle Чарльз Филлипс подписали соглашение о намерениях в области применения информационных технологий.Определение электронного правительства, данное Правительством России:Под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счёт широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.Целями формирования в Российской Федерации электронного правительства являются Голобуцкий А., Шевчук О. Электронное правительство. - М.: Знание, 2007.:* повышение качества и доступности, предоставляемых гражданам и организациям, государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с их получением, внедрение единых стандартов обслуживания граждан;* повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти, расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия граждан, организаций и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;* повышение качества административно-управленческих процессов; совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти, обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании.В то же время многие эксперты в части отношений бизнеса с органами власти скептически относятся к идее создания электронного правительства:Эксперт проекта TACIS Development of Internet Based Interactive Government to Business Services in Northwest Russia Дмитрий Трутнев:«Нужен сам факт телодвижения по созданию чего бы то ни было в рамках „электронного правительства“, но при этом ни инструментария, чтобы оценить эффективность, ни желания сделать это не для отчета, не для галочки, а именно на пользу населению в регионах нет».Представители петербургского бизнеса: генеральный директор «Санкт-Петербургской строительной корпорации» Борис Суровцев:«Всё зависит от системы -- как это будет организовано. Если будет контроль (а это вполне возможно организовать) времени работы над этим обращением, ответа -- при этих условиях работать чиновникам придётся, они же народ подневольный».Более года прошло с момента начала формирования в РФ электронного правительства, концепцию которого реальное правительство одобрило в мае 2008 г. «Явление народу» виртуального кабинета запланировано на начало 2010 г. Концепция определяет электронное правительство, как «новую форму организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающую за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий, качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов».Сейчас рабочая группа с участием ученых из Высшей школы экономики изучает готовность субъектов РФ к предоставлению государственных услуг через интернет. Министерство связи и массовых коммуникаций должно согласовать с Минэкономразвития последнюю редакцию ФЦП «Электронная Россия», которая несет львиную долю расходов по реализации концепции.Пока результаты внедрения электронного правительства в России далеки от намеченных целей. Без оптимизма взирают на этот процесс и многие активные его участники. Прежде всего, как отмечается, инновационные перемены нужны в психологии и менталитете доблестно-кипучих чиновников. В электронных тендерах, например, как и прежде, побеждают, как правило, «свои» подрядчики. Внедрение e-government оказывает крайне несущественное влияние на нашу бюрократию -- не снижает ее коррупционности, не повышает ее эффективности и вообще не делает ее человечнее, не заставляет искренне помогать гражданам.Тем не менее, как вынужденно отмечается, интернетизация неумолима и неотвратима. Народы, которые попытаются ей противиться, станут ее жертвами. Они вылетят далеко за обочину информационного общества, чтобы выполнять для него самую черную работу Дрожжинов В.И. Мониторинг услуг электронного правительства. // Социс, 2008, № 5. . Электронное правительство -- неизбежность, признак современной культуры, высокой цивилизации. Жизни в новых условиях, в любом случае, придется учиться, перестраиваясь на ходу. Пройдут годы, качество отечественного чиновничества возрастет, и электронное правительство заработает в полную мощь. К этому времени будет достигнута и тотальная интернетизация общества.Как отмечено в очередном докладе чиновников Президенту России, за 2008 год внесены в реестр операторы персональных данных от 50 тысяч субъектов, хотя, конечно, эта работа находится на начальной стадии. Их реально гораздо больше. Проведены первые расследования дел по заявлениям граждан и юридических лиц: около нескольких десятков таких дел рассмотрено, в том числе 22 административных дела.Вся работа в этом направлении была сосредоточена на том, чтобы сориентировать органы государственной власти, которые ведут персональные базы данных, для того чтобы они привели свою работу в соответствие с федеральным законом. Такая работа начата, она, конечно, сложная, системная и требует дальнейшего правового и организационного регулирования. Это первое.Правительство подготовило план действий по развитию электронного правительства.И в соответствии с этим планом намечен ряд направлений работы. Первое - это развитие ведомственных систем информации, внутри ведомств, информационное обслуживание, информационно-справочные ведомственные системы. Второе - это межведомственный документооборот и межведомственное электронное взаимодействие.Третье - это создание вертикально-интегрированной государственной автоматизированной системы планирования и мониторинга. И четвёртое, пожалуй, самое важное - это предоставление государственных услуг в электронном виде гражданам.По первому разделу работа находится в достаточно продвинутом состоянии: внутриведомственные системы, интернет-сайты существуют практически во всех ведомствах. Вопрос в том, что их нужно, конечно, развивать и дальше.Разработан порядок информационно-справочной поддержки граждан и организаций по взаимодействию с органами исполнительной власти. Это уже общий порядок и общие требования к интернет-сайтам и информационному взаимодействию. Что касается предоставления услуг в электронном виде, то в I квартале создано 177 публичных центров правовой информации. И до конца года мы планируем создать около 300 таких публичных центров.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|