Экономическая контрабанда: уголовно-правовая характеристика и особенности расследования
КАРАГАНДИНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАЗПОТРЕБСОЮЗА КАФЕДРА ОБЩЕЮРИДИЧЕСКИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: «Экономическая контрабанда, уголовно-правовая характеристика и особенности расследования» 021640 «Юриспруденция» Выполнил (а) студент (ка) гр. Ю-53з Нурбаева Г.А. КАРАГАНДА 2008г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНТРАБАНДЫ 1.1 Контрабанда как правонарушение в историческом аспекте 1.2 Понятие контрабанды 1.3 Классификация признаков экономической контрабанды 1.4 Практика применения законодательства об уголовной ответственности за контрабанду 2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНТРАБАНДЫ 2.1 Объективные признаки экономической контрабанды 2.2 Субъективные признаки контрабанды 2.3 Квалифицированные виды экономической контрабанды 2.4 Отличие экономической контрабанды от преступления, предусмотренного статьей 250 УК РК 3 ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНТРАБАНДЫ 3.1 Начальный этап расследования экономической контрабанды 3.2 Следственные версии и планирование расследования 3.3 Особенности тактики первоначальных следственных действий 3.3.1 Осмотр места происшествия, предметов контрабанды и таможенных документов 3.3.2 Задержание и личный обыск подозреваемого, его допрос и освидетельствование 3.3.3 Допросы свидетелей 3.4 Тактика расследования на последующих этапах 3.5 Назначение экспертиз 3.6 Следственный эксперимент ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЕ А ПРИЛОЖЕНИЕ Б ПРИЛОЖЕНИЕ В ВВЕДЕНИЕВ последнее время все большее распространение во всей преступной среде завоевывает контрабанда. Корни ее тянутся из глубокой древности. Зародилось это явление еще в XIV веке, когда стали формироваться товарно-денежные отношения. В большинстве стран мира контрабанда признана одним из самых опасных видов преступной деятельности. Как и преступность вообще, контрабанда, очевидно, будет существовать до тех пор, пока есть государственные границы. Даже в таких высокоразвитых странах, как США, Германия, Великобритания, Франция, существует контрабанда. В этих странах и не ставится задачи полного искоренения данного преступления. Речь идет лишь только о сокращении ее размеров до контролируемых пределов. Причинами роста контрабанды являются: неоправданно высокие ставки отдельных видов налогов и пошлин; низкий уровень налогового и таможенного контроля; коррумпированность правоохранительных и контролирующих органов; несоответствие уровня налоговых и таможенных ставок, а также экономической ситуации, низкий уровень благосостояния граждан, когда малообеспеченные люди, подгоняемые безысходностью, сознательно участвуют в нелегальном бизнесе. С начала 90-х годов в Республике Казахстан наблюдается тенденция роста числа случаев экономической контрабанды. Ее масштабы стали настолько высоки, что они создают серьезную угрозу национальным интересам Казахстана. Кроме того, контрабанда нередко сопряжена с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, культурно-исторических ценностей. Она способствует терроризму, создавая для него питательную почву. Контрабанда наносит вред всем сферам жизнедеятельности государства. Ее общественная опасность проявляется в том, что: - причиняется экономический ущерб государствам, в том числе их внешнеэкономической деятельности, так как в национальные бюджеты стран не поступают установленные таможенные пошлины и платежи на ввозимые и вывозимые товары; - растут доходы контрабандистов, что способствует их дальнейшей противоправной деятельности. На рост контрабандной деятельности в РК прямо или косвенно влияет ряд социально-экономических факторов, а именно: сложное экономическое положение в стране, низкий уровень жизни населения; несоответствие мировых экспортных и внутренних цен на товары; неразвитость пограничной и таможенной инфраструктуры на новых границах, установленных между государствами бывшего СССР; низкая оснащенность современными техническими средствами подразделений, осуществляющих контрольные функции на границе республики; широкое распространение коррупции, устоявшихся связей организованных преступных групп с государственными служащими таможенных органов; неурегулированность проблем взаимодействия служб таможенного контроля с органами республиканской службы безопасности в сфере борьбы с контрабандой на международном уровне. Так, по заявлению председателя Государственного таможенного комитета, в настоящее время до 80% товарооборота Республики Казахстан составляет контрабанда. В результате контрабанды алкогольной продукции бюджет республики недополучает ежегодно свыше 200 млн. долларов. Аналогичные данные по табачной продукции показывают, что свыше 50 млн. долларов ежегодно проходят мимо казны. В последнее время охрана внешнеторговой политики приобретает особую значимость. Экономическая контрабанда - одно из наиболее серьезных посягательств на государственные интересы, и эффективность борьбы с ней зависит от скоординированных уголовно - правовых мер. Актуальность проблемы экономической контрабанды (ст. 209 УК РК) обусловлена тем, что данный вид преступления приобретает в настоящее время в Казахстане размеры массового негативного явления, представляющего реальную угрозу важным экономическим интересам государства, и принимает все более организованные формы. К настоящему времени контрабанда затрагивает сферу национальной безопасности. В современном уголовном праве экономическая контрабанда относится к разделу преступлений в сфере экономической деятельности и ее общественная опасность определяется тем, что данным деянием причиняется значительный ущерб внешнеэкономической деятельности, имеющей важное значение для развития экономики Республики Казахстан. Настоящая дипломная работа преследует цель осветить круг вопросов, связанных с понятием и юридической природой, уголовно-правовой характеристикой такого вида экономического преступления как экономическая контрабанда, раскрытие ее предмета, особенностей квалификации по предмету преступления. Реализация поставленной цели требует решения таких задач, как: - изучение нормативной базы, регулирующей вопросы, связанные с контрабандой (УК РК, ТК РК и иные законы, акты таможенной службы и иные источники); - изучение монографий и научных статей исследователей данной проблемы; - анализ проблем, связанных с квалификацией контрабанды; - рассмотрение путей их разрешения. В ходе подготовки к написанию данной работы выбрана методологическая основа исследования: нормативно-правовые акты Республики Казахстан, научные труды современных казахстанских авторов, учебно-справочная литературы, материалы периодической печати и т.д. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНТРАБАНДЫ1.1 Контрабанда как правонарушение в историческом аспектеВ Западной Европе контрабанда как правонарушение появилась в XIV- XVI в. в период бурного развития товарно-денежных отношений, когда государства признали для себя невыгодным для себя беспрепятственный ввоз и вывоз товаров и в законодательном порядке установили определенные правила провоза товаров через государственную границу. Для осуществления контроля над провозом товаров и взимания пошлин и иных сборов, установленных государством, на сухопутной границе и в портах были созданы специальные государственные учреждения- таможни. Всякое нарушение установленных законом и другими нормативными актами правил провоза товаров и ценностей через границу с сокрытием их от контроля со стороны таможни стало именоваться контрабандой, а виновные в совершении таких действий подлежали наказанию. Само слово «контрабанда» было заимствовано из итальянского языка и вошло во многие современные языки (contra - против и bando- правительственный указ). Оно включает понятие нарушения закона государства или правительственного распоряжения. Слово «контрабанда» означает также товар, или какой-либо запрещенный законом к ввозу или вывозу предмет, тайно провезенный или пронесенный через границу государства. Таможенные пошлины стали приобретать роль орудия государственной торговой политики по мере возникновения единого национального рынка. Этот процесс в разных странах происходил неординарно и неравномерно, но повсюду он начинался с таможенных ограничений, возникновение которых и послужило толчком к развитию контрабанды. Иначе говоря, контрабанда возникла и стала развиваться как противодействие введенным ограничениям и установленным таможенным барьерам. Войны в Европе в XVI- XVII веках породили еще одну разновидность контрабанды - военную. Под этим видом контрабанды подразумевались поставки нейтральными государствами одной из воюющих сторон таких предметов и материалов, какие другой воюющей стороной объявлялись запрещенными. Во время войн и в периоды между ними контрабандная торговля продолжала расти, несмотря на принятие, рядом стран специальных законов. И если в период раннего меркантилизма контрабандой занимались отдельные купцы, то в эпоху развитого меркантилизма контрабандной торговлей стали заниматься торговые компании Европы. Далее вслед за Европой контрабанда стала укрепляться и в Казахстана. Возникновение контрабанды в Казахстана относится к периоду, когда происходил процесс образования единого рынка и установления на государственной границе таможенных барьеров. Это произошло в начале XVII века. В это время вслед за Соборным уложением, упорядочившим фискальные обязанности купечества, правительство ввело Таможенный устав (1653 г.), и Новоторговый устав (1667г.), ознаменовавшие собой установление в стране системы протекционизма. В соответствии с этими уставами ограничивалась торговля иностранных купцов, которым отныне разрешалось продавать свои товары только оптом и в пределах пограничных городов. Въезд иностранных купцов во внутренние районы государства регламентировался специальным разрешением, за что с них кроме таможенных пошлин взимались дополнительные сборы, а также проезжая пошлина. С выходом Казахстана к берегам Балтийского моря для предотвращения контрабандного ввоза и вывоза товаров морем Петр I создает специальную таможенную службу в портах. Важным мероприятием для усиления борьбы с контрабандой было учреждение в Казахстана в 1754г. пограничной стражи как особого корпуса для охраны государственных границ в таможенном и военно-полицейском отношениях. Позже была создана пограничная казачья стража и специальная таможенная стража. До отмены крепостного права в Казахстана действовал сложный постатейный свод норм уголовного права. Уложение о наказаниях (1845г.) включало систематизированное законодательство о контрабанде. После судебной реформы 1864г. это уложение подверглось изменениям. Так, из Уложения в Таможенный устав были перенесены нормы, регулировавшие вопросы « О взысканиях и наказаниях за нарушение правил, установленных для ввоза и вывоза товаров», « О взысканиях за нарушение правил,, установленных для провоза товаров из одних таможен в другие и для отвоза товаров», « О взысканиях за нарушение таможенных правил по азиатской торговле (астраханской, сибирской, кавказской)», « О наказаниях за сопротивление таможенным распоряжениям и чинам». Перенесение этих положений в Таможенный устав не изменило их характера, и потому к ним применялись и в последующее время все нормы общей части Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1885года, которое с последующими дополнениями действовало вплоть до Октябрьской революции. Таким образом, становятся явными причины появления контрабанды - контрабанда как правонарушение возникла в период развития товарно-денежных отношений, и как бы ее ни контролировали, она продолжает существовать уже на протяжении многих веков. 1.2 Понятие контрабанды
В современном уголовном праве контрабанда относится к разделу преступлений в сфере экономической деятельности. Преступлениями в сфере экономической деятельности являются предусмотренные Уголовным кодексом общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения, складывающиеся по поводу производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг. Уголовный кодекс Республики Казахстан устанавливает ответственность за 38 видов преступлений в сфере экономической деятельности. Замечу для сравнения, что в Уголовном кодексе КазССР 1959 года их было только 11. Под контрабандой следует понимать незаконное перемещение товаров, транспортных средств и специальных предметов (наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, культурно-исторических ценностей и т.д.) через таможенную границу из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства, в район или через район, находящийся под национальной юрисдикцией другого государства, либо в район или через район, не находящийся под национальной юрисдикцией какого-либо государства, осуществляемое в любой скрытой форме [2, 102].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|