p align="left">С учетом федеративного устройства России Конституция определяет, какие вопросы в сфере охраны окружающей среды должны быть решены исключительно на федеральном уровне и совместно Федерацией и ее субъектами. В частности, в исключительном ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; производство ядовитых веществ и порядок их использования (ст. 71). В основном вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе развитие земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах и охране окружающей среды, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72). 81. Предупреждение и ликвидация последствий стихийных бедствий Ст. 4 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Цель и основная задача деятельности, связанной с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, регулируемой Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", - ликвидация таких ситуаций. Ликвидация чрезвычайных ситуаций включает аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. Важной предпосылкой минимизации неблагоприятных последствий чрезвычайных ситуаций является подготовка населения в области защиты от них и лиц, которые могут быть вовлечены в деятельность по ликвидации таких ситуаций. Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства. Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы. Порядок такой подготовки определен Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1995 г. Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников. При отсутствии или недостаточности указанных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются средства резервного фонда Правительства РФ (ст. 24 вышеназванного Федерального закона). Для ликвидации чрезвычайных ситуаций Законом предусматривается создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов (ст. 25). Такие резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. 82. Роль общественных экологических объединений в области охраны окружающей среды Граждане и общественные экологические объединения получили возможности участвовать в рамках права в обеспечении выполнения или контроле за выполнением экологических требований в предпринимательской и управленческой сферах на стадиях подготовки и принятия хозяйственных и управленческих экологически значимых решений. Речь идет о возможностях реализации ими контрольных функций в рамках ряда следующих процедур, в большей или меньшей степени урегулированных в законодательстве. В соответствии с Земельным кодексом РФ граждане, общественные организации (объединения) имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения. Общественные контрольные функции по проверке выполнения экологических требований реализуются также в рамках общественных слушаний по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, общественной экологической экспертизы. общественные формирования вправе обжаловать решения, действия и бездействие, нарушающие их экологические права и законные интересы в суде. С проведением общественного экологического контроля может быть связано также обжалование в суде заключения государственной экологической экспертизы, если оно противоречит требованиям законодательства, экологическим правам и интересам граждан и общественных формирований. 83. Предупреждение производственных аварий. Устранение экологических последствий производственных аварий Одним из основных способов предупреждения производственных аварий является закрепление на законодательном уровне обязанности организации и проведения производственного экологического контроля при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой (отдельным работником) юридических лиц или индивидуальными предпринимателями и имеет своей задачей проверку выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, соблюдению нормативов качества окружающей среды и т.д. Ряд федеральных законов предусматривают обязательность и (или) специфику его проведения в отдельных сферах антропогенной деятельности человека: а) осуществление производственного экологического контроля обязательно индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух. б) индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны проводить производственный контроль, в том числе лабораторные исследования и испытания, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства. Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности организуется и осуществляется субъектами хозяйственной деятельности, эксплуатирующими опасные производственные объекты, независимо от их организационно-правовой формы и осуществляется совместно с производственным экологическим контролем на предприятии. Особые правила производственного контроля действуют в отношении объектов по хранению и уничтожению химического оружия: Для устранения экологических последствий производственных аварий образуется Комиссия по техническому расследованию причин аварии на опасном производственном объекте. В состав комиссии по техническому расследованию причин аварии должно входить нечетное число членов. В отношении некоторых видов аварий устанавливается особенности процедуры технического расследования их причин. Во-первых, к ним относятся аварии, связанные с передвижными техническими устройствами (кранами, подъемниками, передвижными котельными, локомотивами и т.п.). Причины данных аварий расследуются территориальным органом Ростехнадзора. Во-вторых, техническое расследование причин аварии на гидротехническом сооружении, не входящем в состав опасных производственных объектов, но включенном в Российский регистр гидротехнических сооружений, производится комиссией организации - собственника гидросооружения с обязательным участием представителя Ростехнадзора или ее территориального органа. В ходе расследования комиссия по техническому расследованию причин аварии осуществляет мероприятия по осмотру, фотографированию места аварии, в необходимых случаях производит видеосъемку. По результатам данных мероприятий составляются схемы и эскизы места аварии, а также протокол осмотра места аварии. Основным результатами работы комиссии являются: - установление причин аварии, определение сценария ее развития на основе опроса очевидцев; - рассмотрение технической документации, при необходимости - экспертных заключений, следственного (технического) эксперимента, результатов осмотра места аварии и проведенной проверки действий эксплуатирующей организации; - предварительное определение размера причиненного вреда в соответствии с утвержденными методиками. После окончания проведения расследования причин аварии комиссия составляет акт расследования, который подписывается всеми ее членами. При отказе члена комиссии от подписания акта к указанному документу прилагается особое мнение с аргументированным обоснованием отказа. 84. Полномочия министерств и ведомств по обеспечению и соблюдению конституционных прав граждан в области охраны окружающей среды Полномочия министерств и ведомств в области охраны окружающей среды выражается в следующем: 1) установление правовых норм, регламентирующих вопросы в области охраны окружающей среды, природоохранительного, природоресурсного законодательства, законодательства об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования, уголовного законодательства в области экологических преступлений; 2) принятие основ государственной политики в области охраны окружающей среды, экологической безопасности; 3) осуществление контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля); 4) установление нормативов, государственных стандартов в области охраны окружающей среды; 5) государственный учет природных ресурсов и объектов, организация ведения государственных кадастров и мониторинга объектов окружающей среды; 6) экологическая оценка состояния окружающей среды. В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" в настоящее время специально уполномоченными государственными органами в данной сфере являются: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - Федеральное агентство водных ресурсов и т.д. 85. Понятие и юридическая сущность экологической безопасности Экологическая безопасность - состояние защищенности человека, общества, гос-ва и окружающей среды от негативного природного и техногенного воздействия, обеспечиваемое организационно-правовыми, экономическими, научно-техническими и иными средствами и способами. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований. Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований. С учетом специфики функций этого механизма такую роль играют также государственная экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, экологическая сертификация, экологический контроль, в определенной мере - экономические меры (например, платежи за загрязнение окружающей среды). Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций: * стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды; * компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека; * превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений; * карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения. Основанием возложения юридической ответственности в рассматриваемой сфере служит экологическое правонарушение.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|