p align="left">- правоотношения, возникающие на основании договора. 4 Содержание правоотношения зависит от режима объекта, статуса субъектаи основания возникновения. 2.Виды: По фактическому содержанию По масштабу (объекту) По субъекту (по характеру его праспособности. Это правоотношения с участием граждан (они реализуют в основном общую правоспособность); специальная правоспособность (юридические лица). По степени необходимости получения специального разрешения: - отношения обзщего природопользования; - отношения специального природопользования По юридическому содержанию (по степени необходимости имущественного права на природный объект): - отношения, не требующие наличия имущественного права; - оношения требующие наличия имущественного права По способу определения содержания (пределяются законами,договорами) 3. Объекты экологических правоотношений - это природные объекты. Признаки природного объекта: - естественное происхождение; - нахождение в экологической взаимосвязи с другими природными объектами. Виды природных объектов: 1. земля - это поверхность, охватывающая плодородный слой почвы. Земля - это основопологающий объект в ряду природных обектов. Все прочие природные объекты так или иначе связаны с землей. В ряде случаев правовой режим земельного участка определяется режимом связанного с ним иного природного объекта (например, водоема, участка леса, объекта особой охраны). 2. недра - это часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоема, простирающаяся до глубины, доступной для геологического исследования. 3. воды, находящиеся в водных объектах, которые подразделяются на наземные и подземные.Правовой режим определяется водным и земельным законодательством. Правовой режим подземных вод определяется водным и горным законодательством. 4. лес - это совокупность древесной, кустарниковой и иной растительности, произрастающих на землях лесного фонда. Поскольку лес - это часть живой природы, различают: 1) охрану лесов от незаконных порубок, пожегов и пр. и 2) защиту лесов от вредителей и болезней. 5. Животный мир - совокупность живых организмов, находящихся в состоянии естественной свободы. Охране подлежит: сам животный мир, среда его обитания; 6. Атмосферный воздух - естественная смесь газов, находящаяся в атмосфере. Природные объекты следует отличать от природных ресурсов. Природный объект - обособленная часть природы (например, водоем, лесной массив). Природный ресурс - источник удовлетворения какой-либо потребности за счет использования какого-либо природного объекта (например, водоем, древесина). Объект - форма; ресурс - его содержание. Виды природных ресурсов: 1. по степени потребляемости: - потребляемые природные ресурсы; - непотребляемые природные ресурсы: солнечная энергия, ветровая энергия, энергия приливов. Потребляемые делятся по степени воспроизводимости этого вида: - воспроизводимые; - невоспроизводимые (минеральные или полезные ископаемые) ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Тема №4: «Государственный механизм управления природопользованием и охраны окружающей среды» 1) организационный механизм управления природопользованием; 2) структура государственного механизма управления природопользованием. Президент определяет основные направления политики, в т.ч. в сфере природопользования. Министерство природных ресурсов утверждено постановлением от 22.07.04г. Является органом исполнительной власти, исполняющим функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в области лесных отношений, в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр, использование и охрану водного фонда, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ, водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора). Полномочия Министрества - принимает нормативные акты: - в сферах недропользования: порядок ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр и лицензий на пользование недрами, порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание, форма бланка лицензии на пользование недрами, региональный перечень видов полезных ископаемых, относимых к общераспространенным; - в сфере лесопользования: порядок исчисления расчетной лесосети, использование лесов для выполнение работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых. Правила заготовки древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений, использование лесов для ведения сельского хозяйства и т.д. лесовосстановление и лесоразведение, акты, устанавливающие особенности охраны, защиты и воспроизводства лесов в зонах радиоактивного загрязнения, на особо охраняемых природных территориях, в водоохранных зонах и т.д.; - в сфере водопользования: гидротехнические сооружения (судоходные и на объектах промышленности и энергетики); - в сфере охраны окружающей среды: правила ведения государственного кадастра Особо Охраняемых природных территорий, положение о государственных природных заповедниках, национальных парков, природных заказников федерального значения, порядок регулирования численности объектов животного мира (за исключением отнесенных к объектам охоты), нормативы предельнодопустимых вредных воздействий на экосистему озера Байкал, таксы и методики исчисления размеров вреда окружающей среде; - в сфере биологической и химической опасности: в этой сфере участвует в формировании государственной политики в данной области и осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере природопользования и охраны окружающей среды с целью обеспечения биологической и химической безопасности. разрабатывают и принимают санитарные правила, регламентирующие мероприятия по защите лесов от вредителей и болезней, порядок осуществления мониторинга лесов; к использованию и охране водохранилищ документы по проектированию водоохранных зон и прибрежных полос, ведение государственного мониторинга водных ресурсов. Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности, находящихся в его ведении федеральные службу по надзору в сфере природопользования (РосПриродНадзор), федеральных агентств по недропользованию, Федерального агентства по лесному хозяйству и водных ресурсов. РосПриродНадзор осуществляет контроль и надзор: - в области организации и функционирования особоохраняемых природных территорий федерального значения; - в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства); - в области недропользования; - лесопользоавния; - водопользования; - за соблюдением законодательства РФ и международных норм в области морской среды; - за рациональное использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе; - за безопасностью гидротехнических сооружений (за исключением сооружений промышленности, энергетики и судоходства); - государственно-земельный контроль в отношении земель водного фонда, лесного фонда, лесов, не входящих в лесной фонд и ООПТ; - государственный пожарный надзор в лесах. РосТехНадзор - служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Находится в ведении Министерства по промышленности и энергетики. Министерство Сельского хозяйства Российской Федерации. Полномочия: - изучение, воспроизводство, сохранение и использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания; - в связи с водными ресурсами ранее в ведении МинСельХоза находилось агентство по рыболовству. - в ведении МинСельХоза находится использование земель сельхоз назначения. Федеральное Агентство Кадастра Объектов Недвижимости - орган специально уполномоченный в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, кадастровой оценке земель и мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю. Находится в ведении Министерства Экономического и развития и торговли. Федеральная Служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (РосГидроМед) - орган, специальноуполномоченный в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (мониторинга окружающей природной среды, её загрязнения, по государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы). Контроль за деятельностью РосГидроМеда осуществляет Правительство Российской Федерации. 2. Структура. Основу механизма государственного природопользования составляет институт экономического нормирования. Институт содержит нормы, определяющие основные требования к состоянию окружающей среды и пределы допустимого воздействия на нее. Мониторинг - система наблюдений за состоянием окружающей природной среды. Экологический контроль за деятельностью, отрицательно влияющим или способным повлиять на окружающую среду. Ответственность за экологические правонарушения. Механизм применения в сфере намечаемой деятельности (в отличии отдеятельности уже осуществленной): 1 - оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - саооценка проводится на предмет воздействия самой организацией в соответствии с экологическими требованиями; 2 - государсвтенная экологическая экспертиза - проводится экспертной комиссией, сформированной специально-уполномоченным государственным органом. Экономический механизм воздействия (косвенного воздействия): 1 - экологическое лицензирование. В этой лицензии содержится не толькоразрешение на определенную деятельность, но и устанавливаются пределы её осуществления и определена плата за её осуществление; 2 - платежи за природопользование: как за изъятие природного вещества, тк и за загрязняющее воздействие на природу 3 - экологическая сертификация 4 - экологическое страхование 5 - экологический аудит. Тема № : «Экологическое нормирование» - общая характеристика экологического нормирования; - характеристика отдельных видов экологических нормативов. 1.Экологическое нормирование - основной институт экологического права: - этот институт содержит требования к качеству окружающей среды, при условии соблюдения которых она считается благоприятной; - содержит требования к поведению природопользователей, при условии соблюдения которого оно считается правомерным. Экологическое нормирование - это процесс установления экологических нормативов. Сами по себе нормативы не являются праоввыми нормами, а являются техническими или технико-экономическими. В то же время экологические нормативы - это составная частьэколого-правовых норм. Нормы права закрепляют: - требования к норматвам, в т.ч. перечень видов; - требования к порядку их разработки и утверждения; - обязательность соблюдения этих нормативов; - нормы права предполагают ответствтенность за их нарушение. Типы нормативов (основные): - кчесвтв окружающей среды; - нормативы допустимого воздействия на нее. Нормативы качества окружающей среды яляютсяобязательной основой нормативов допустимого воздействия на нее (нормативы воздействия определяются таким образом, чтобы в результате воздействия не было превышения нормативов качества. 2. Виды Нормативы качества окружающей среды: - нормативы, определяемые в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды (ПДК - предел допустимых концентраций вредных веществ). Нормативы ПДК в почве базируется на 4 показателях основных вредности: транслокационный характеризует переход вещества из почвы в растения; миграционный водных характеризует способность перехода вещества из почвы в грунтовые воды и водоисточники; миграционный воздушный характеризует способность перехода в атмосферный воздух; общесанитарный характеризует влияние загрязняющего вещества на самоочищаемость почвы и её биологическую активность;
Страницы: 1, 2, 3
|