p align="left">Соответствующим образом делятся экологические преступления и иные правонарушения, а следовательно, таким образом удобно разграничить и их причины. Общие причины экологических преступлений и иных правонарушений. Понятие общих причин экологических правонарушений отражает негативные факторы, создающие реальную возможность совершения любого экологического преступления, а их превращение в причины конкретного преступления зависит от дальнейшей конкретизации причинного воздействия дополнительных негативных детерминант. Наиболее полная характеристика содержания общих причин экологических преступлений, по мнению О.Л. Дубовик и А.Э. Жалинского, должна включать в себя описание следующих элементов процесса криминогенной причинности: - источников и факторов причинного воздействия; - предметной основы процесса причинности; - причинных связей; - промежуточного криминогенного эффекта; - механизма превращения причинного воздействия в следствие, т.е. в преступление. Исходной категорией социальной детерминации является категория противоречий, развитие которых приводит к появлению причин. Придерживаясь этой позиции, можно выделить в качестве общих причин экологической криминогенной детерминации противоречия, отражающие взаимосвязь общества и природы: между человеком как частью природной среды и природой в целом; между социальными потребностями и возможностями общества в сфере познания закономерностей развития окружающей среды, экологической культурой и экологическим воспитанием; между производственными и экологическими отношениями, в частности, между положением природных ресурсов как сырьевой базы экономики и как биологической основы существования человека и всего живого на Земле; между производительными силами и производственными отношениями, например, между природными ресурсами как объектами различных форм собственности и сложившимися способами их присвоения, между целями предпринимательства и природоохраны; между обществом и иными социальными субъектами, включая индивидуумов как самостоятельных природопользователей; между экологическим сознанием субъектов экологической детерминации и целями общества в деле охраны природы. Каждое из названных противоречий нуждается в самостоятельной характеристике, что выходит за пределы нашего анализа. Деформации и пробелы экологического сознания усиливают криминогенное воздействие причиняющих факторов и сами выступают в их роли. К ним следует отнести: - мнение о неисчерпаемости природных ресурсов; - переоценку способностей природы к самовосстановлению; - переоценку возможности человека влиять на происходящие явления в окружающей среде, связанную, как правило, с непониманием глубины собственной некомпетентности и знаний; - безразличие к состоянию природной среды, к судьбе последующих поколений; - ориентацию на ложные цели и приоритеты в сфере взаимодействия общества и природы; - правовой нигилизм, неуважение к закону; - недооценку общественной опасности экологических правонарушений. Особенно резко обострилось противоречие между экономическими и экологическими отношениями в России постсоветского периода. В начале 90-х годов на старте экономических реформ российская экономика оказалась структурно деформированной и малоэффективной. Негативное воздействие производства на окружающую среду в расчете на единицу производственного продукта стало существенно выше, чем в технологически передовых странах, и за последние годы еще более возросло. К числу общих социальных причин ухудшения экологической ситуации и возрастания числа экологических правонарушений необходимо отнести также: - разрыв хозяйственных связей, нарушение проектных технологий, рост аварийности производства; - финансовые трудности предприятий, ограничивающие возможности выполнения природоохранных мероприятий; - недостатки экологического законодательства и несовершенство законодательства по разграничению полномочий и ответственности органов власти и управления по вертикали и горизонтали, что ведет к несогласованности принимаемых решений в области использования ресурсов и обеспечения экологической безопасности; - частое реформирование специально уполномоченных государственных органов в области охраны природной среды и использования ее ресурсов, что не позволяет в полной мере использовать их потенциал; - значительное усиление зарубежной экспансии, посягающей на экологическую безопасность страны; - пробелы, декларативность, несогласованность и другие недостатки норм экологического характера других отраслей права; - низкая экологическая культура населения; - невысокая эффективность экологического воспитания и образования; - несоответствие уровня финансирования, технической оснащенности, кадрового и ресурсного обеспечения природоохранных государственных органов сложности решаемых ими задач. Однако сложная экологическая обстановка - не только результат кризисных явлений в экономике страны, появившихся в период реформ, но и следствие накопленных за многие десятилетия структурных деформаций хозяйства, приведших к доминированию ресурсоемких и энергоемких технологий, сырьевой ориентации экспорта, падению технологической дисциплины, а также чрезмерной концентрации производства в наиболее экономически развитых регионах страны. Риск техногенных экологических аварий обусловливается прежде всего износом основных средств в химической промышленности (80%), горном производстве (50-65%), металлургии и теплоэнергетике (52-62%). Удельный вес экологически несовершенных технологий в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике и на транспорте в целом превышает 90%. В условиях перехода к рыночной экономике широкие масштабы получил грабительский вывоз природного сырья из страны, особенно энергоносителей. Возрастает угроза превращения России в сырьевой придаток наиболее развитых стран мира и в полигон для размещения опасных отходов. При изучении причинности должны быть осознаны в качестве экологических императивов: последовательное истощение природных ресурсов и их конечность; неизбежность энтропийных процессов и загрязнения природной среды, условность так называемых безотходных технологий; превышение допустимого уровня окультуривания планеты в результате роста численности людей и антропогенного воздействия на природу; последовательное сокращение численности видов животного мира и растительности, ухудшение здоровья населения и его генетических показателей. С учетом этого представляется, что предположение, будто противоречие между человеком и природой может быть устранено выбором оптимальной социальной формы взаимодействия общества и природы, допустимо лишь на уровне самой высокой абстракции. Практически человечество не решило ни одной глобальной экологической проблемы при постоянном росте их числа и вряд ли решит в будущем. В конечном счете именно, противоречие между обществом и природой лежит в основе экологических правонарушений поскольку общество вынуждено в целях выживания все более ограничивать поведение его членов в отношениях с природой. С представлениями о нелимитированности антропогенной деятельности в сфере экологии следует расстаться. Причины экологических преступлений и иных правонарушений, связанных с незаконным воздействием на природную среду, ухудшением ее качества. В настоящее время человек оперирует силами и энергиями, сравнимыми с силами самой природы. Резко увеличилась возможность крупномасштабного изменения качества природной среды. В качестве источников криминогенного воздействия на окружающую среду можно выделить следующие группы элементов, составляющие основу криминогенной детерминации. 1. Производственно-технологическая основа детерминации: объем и структура промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, военного, научного и иных видов воздействий; нерациональное с позиций экологии размещение производительных сил; противоречие между экологическими и экономическими рыночными интересами, когда цель - извлечь как можно больше прибыли доминирует над целями охраны природы (строить очистные сооружения, внедрять экологически чистые технологии и т.д.). 2. Экологическая основа детерминации: состояние земель; состояние животного и растительного мира; климатические, географические и иные факторы, воздействующие на поведение человека, определяющие характер его труда, обычаи, традиции, самосознание и т.п.; состояние вод и атмосферного воздуха, озонового слоя; пригодность природных ресурсов к использованию в производстве и в качестве среды обитания; состояние генетического фонда человека, животных, растительности. 3. Поведенческая основа детерминации: деятельность административно правового механизма управления в области охраны и использования природной среды, т.е. организационно-управленческие способы поведения, прежде всего планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение, социальное и технологическое проектирование, распределение бюджетных средств и т.д.; организационно-управленческие цели и задачи; акты поведения в сфере производства, быта, научных исследований, обороны, консервативной охраны природной среды, коммуникации и др. 4. Социально-демографическая основа детерминации: половозрастная структура населения, его численность; пространственное расселение, соотношение городского и сельского населения, его концентрация и др.; уровень экологического образования населения; уровень экологического воспитания. Например, сегодня приходится сталкиваться с нежеланием решать экологические проблемы, с экологической некомпетентностью должностных лиц государственных органов и хозяйствующих субъектов, непринятием надлежащих мер по оптимизации и контролю взаимодействия общества и природы, низкой общей и правовой экологической культурой населения. Причины экологических преступлений и иных правонарушений, связанных с незаконным природопользованием. В этом случае криминологически значимы следующие основные источники криминогенной детерминации. 1. Возникновение и распространение различного рода негативных явлений непосредственно в сфере использования и охраны природных ресурсов: в управлении, добыче, сбыте, охране и проч. Так, деликатность порождается принятием органами субъектов Федерации и местного самоуправления незаконных правовых актов. Спектр нарушений, в том числе для решения своих краткосрочных социально-экономических задач, очень широк: присвоение прав собственности на природные ресурсы; выдача разрешений на размещение экологически опасных объектов в запретных зонах; изъятие земель особо охраняемых природных территорий и лесов 1-й группы для использования в целях, не совместимых со статусом этих территорий; необоснованное освобождение от платы за загрязнение; выдача незаконных разрешений на эксплуатацию природных ресурсов; использование денежных средств экологических фондов на цели, не связанные с охраной природы; присвоение функций и компетенции федеральных органов органами субъектов Федерации. 2. Усиление негативных явлений в сознании: психология потребителя, представления о неисчерпаемости природных богатств, равнодушие к нуждам иных лиц и последующих поколений, стремление к наживе и др. Эмпирическими показателями экологической криминогенной ситуации в целом являются: распространенность и интенсивность правонарушений и преступлений; количество и последствия негативных воздействий на природу, приводящих к умалению ее ресурсов и ухудшению их качества; недостатки в планировании, организации и ведении различных промыслов; уровень правосознания и экологического общественного сознания; потребности в продуктах противоправной деятельности, выраженные в состоянии "рынка", доходности тех или иных видов преступлений. На индивидуальное сознание указанные детерминанты действуют на вероятностной основе, в условиях конкретной экологической криминогенной ситуации. При этом на них накладываются свойства личности, факторы, определяющие общую криминализацию поведения, просто случайные факторы, приобретающие индивидуальное личностное значение в данной ситуации (связи с другими лицами, увлечения, потребности, слабая охрана природного ресурса, безнаказанность правонарушений, отсутствие достаточно развитых правомерных средств удовлетворения потребностей и др.). 2. Тесты 1. Использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств - а) общее природопользование; б) специальное природопользование; в) обязательное природопользование. 2. Система экологических ограничений по территориям, представляющих установленные на определенный срок объемы предельного использования природных ресурсов - А) лицензирование; Б) комплексное природопользование; В) лимитирование. 3. Механизм возмещения вреда здоровью человека: А) основанием для возмещения вреда является нарушение экологических и санитарных норм; Б) возмещению подлежат утрата жизни и потеря здоровья человека; В) возмещению подлежат только материальные потери в результате расстройства здоровья и потери кормильца. 4. Могут ли быть предметом купли-продажи, дарения, наследования участки недр и права пользования ими: а) да; б) нет; в) нет, кроме случаев, предусмотренных законом. 5. Какие виды пользования недрами осуществляются свободно, без выдачи лицензий: а) добыча всех известных полезных ископаемых; б) добыча общераспространенных полезных ископаемых; в) строительство подземных сооружений, связанных с добычей полезных ископаемых. 6. Леса, расположенные в землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются: а) леса первой, второй, третьей группы; б) леса особо охраняемые, лесопарки, лесные плантации; в) леса защитные, эксплуатационные, резервные. 7. Перечислите источники экологического права по степени значимости. а) Конституция РФ, Федеральный закон «Об охране окружающей среды», международный правовой акт, Водный кодекс; б) Международный правовой акт, Конституция РФ, Водный кодекс, Федеральный закон «Об охране окружающей среды»; в) Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Конституция РФ, Водный кодекс, международный правовой акт; г) Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Водный кодекс, Конституция РФ, международный правовой акт. 8. Принцип законности в государственном регулировании природопользования, это- а) точное и неуклонное соблюдение всех нормативно-правовых актов; б) приоритет интересов государства перед интересами общества и личности; в) принятие правильного решения в случае коллизии законодательства; г) отмена действующего нормативно-правового акта. 9. Что относится к функции учета природных ресурсов и объектов: а) экологический надзор; б) правовое регулирование экологических правоотношений; в) экологический мониторинг; г) экологический кадастр. 10. Что относится к источникам экологической информации: а) устав предприятия, организации; б) сообщения средств массовой информации; в) заявления граждан; г) государственный статистический учет и отчетность. 11. В компетенцию какого органа входит проведение государственной экологической экспертизы: а) орган местного самоуправления по месту нахождения объекта исследования; б) орган исполнительной власти субъекта РФ; в) Министерство природных ресурсов и экологии РФ; г) Правительство РФ. 12. Аудиторская деятельность в сфере природопользования - это а) экспертная деятельность в финансово-экологической сфере; б) экспертная деятельность в учете животного мира; в) экспертная деятельность по запасам рыбных ресурсов; г) экспертная деятельность по учету количества леса. 13. Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земли включает: а) освобождение от платы за земельные участки в период сельскохозяйственной разработки; б) освобождение от платы за землю малоимущих граждан; в) предоставление земельных участков сельскохозяйственным организациям бесплатно. 14. Что называется загрязнением земель: а) мелиорация, проведенная без научного обоснования; б) поступление в почву вредных для человека отходов; в) запущение пахотных земель; г) строительство без разрешений и согласий. 15. Могут ли граждане прибывать в лесах без особого разрешения: а) могут, за исключением случаев, когда их пребывание ограничено в установленном законом порядке; б) могут без особых ограничений; в) могут, только в совершеннолетнем возрасте; г) могут, кроме заповедников и заказников. 3. Задача Областным комитетом по охране окружающей среды была назначена экологическая экспертиза проекта строительства нефтеперерабатывающего комплекса. Участок, определенный под строительство, находился в трех километрах от границ жилого массива. Инициатором строительства на экспертизу была представлена обосновывающая документация, разработанная с учетом требований по оценке воздействия на окружающую среду, после чего экспертная комиссия приступила к рассмотрению данного проекта. Одновременно одна из общественных экологических организаций города обратилась в областной комитет с протестом по поводу того, что население микрорайонов, попадающих в зону воздействия комбината, никоим образом не было информировано о предполагаемом строительстве и представители общественности города не привлекались к обсуждению самого проекта и предполагаемого воздействия на окружающую среду в случае его осуществления. Насколько обоснованными являются претензии общественных организаций? Ответ: В соответствии с фед. Законом «об охране окружающей среды», Хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: - соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; - обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; - участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды; К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды. В соответствии со статьей 12 фед. Законом «об охране окружающей среды» Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды 1. Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право: организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан. В соответствии со статьей 37. Требования в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды. Следовательно, претензии общественной организации являются обоснованными. Список использованных источников 1. Экологическое право России: Учебник. Под ред. Ермакова В.Д., Сухарева А.Я. - М: Институт международного права и экономики. Издательство "Триада, Лтд", 2009г.. 2. Уголовный кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями согласно ФЗ № 162 от 8 декабря 2008 года и ФЗ № 169 от 8 декабря 2008 года. 4. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под редакцией Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М., 2009. 5. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. / М., 2009 г. 6. Дубовик О. Л. "Экологическое право в вопросах и ответах" учебное пособие М. Проспект 2003г. 7. Мирошникова В.А. Комментарии к Конституции Российской Федерации. - М., 2000 8. Энциклопедический юридический словарь / Под общ. ред. В.Е. Крутских. - М., 2008. 9. Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2008 г.). 10. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2008 г.). 13. Земельный кодекс РФ ФЗ № 136-ФЗ от 25 октября 2008 г.
Страницы: 1, 2, 3
|