p align="left">Новое государственное управление интересуется скорее инициативным осуществлением публичной (т.е. государственной) политики (public policy-making), чем просто нормативной организацией исполнения ее целей. Аспектом рыночного видения государства является концептуализация способа, которым публичная политика осуществляется - в особенности, роли государственных служащих в осуществлении политики. В этом отношении государственная администрация в целом, чиновничество рассматриваются не как простые исполнители выработанных политиками решений, а как участники принятия решений и поиска эффективных моделей их осуществления. Вытекающая отсюда политизация государственной службы ставит, конечно, проблему ответственности чиновничества и репрезентации общественного интереса в его функционировании. Политическая нейтральность бюрократически организованного управления этой проблемы не снимает. Популярным термином-концептом нового государственного управления, с помощью которого, по мнению его разработчиков, снимается проблема дихотомии политики/управления, является понятие «руководство» (governance). Оно заменяет часто такие термины, как администрирование (administration), управление (government). Именно «руководство» является понятием, посредством которого пытаются выразить особенность государственного менеджмента. Политический аспект в концепции нового государственного управления выражается и в том, что преимущественное внимание обращается на политическую роль высших административных чиновников и их ответственность перед обществом, его группами, гражданами. Для реорганизации системы государственного управления в парадигме «электронного правительства» необходим ряд важных условий и предпосылок. Среди них: 1) Наличие соответствующей политической воля и усилий «правящего класса» и элит, принятие соответствующих государственных решений; 2) Достаточный уровень «интернетизации» общества (не менее 30% самодеятельного населения страны и большинства государственных институтов); 3) Разработка рациональной, реализуемой концепции «электронного правительства» и создание необходимых информационно-технологических предпосылок и электронных форм (документов, подписи и др.), финансового обеспечения, подготовки новых кадров в алгоритме данного правительства; 4) Учет сложнейших социальных и административно-правовых проблем, возникающие при внедрении новых электронно-организационных управленческих моделей в жизнь, традиций развития общества, особенностей его управления, бюрократии и т.д.; 5) Решительное преодоление узко-технологических подходов при формировании и деятельности «электронного правительства» («информационные технологии решат все проблемы»), понимание и преодоление возможностей и тенденций его использования в корпоративных и антиобщественных целях; 6). Рационально-критическое использование накопленного зарубежного опыта, его сравнительный анализ. В соответствии с этими требованиями меняется отношение к образованию, к подготовке и переподготовке управленцев. Проблема обучения сегодня становится одной из центральных при описании новой парадигмы управления в условиях поиска основания для устойчивого развития. Изменяется направленность и содержание преподавания государственного управления. Общая направленность изменений здесь следующая: 1) обучение превращается в перманентный процесс и затрагивает работников всех уровней; 2) особое внимание уделяется связи теории управления с практическими навыками; в этой связи повышается значение формирования умений, связанных с проектной работой; 3) акцент в обучении ставится скорее на процессах, чем структурах и функциях, скорее на изучении опыта работы во многих организационных формах, работы в составе коллектива; 4) изменяется установка обучения: скорее внимание обращается на формирование устойчивого интереса к самообразованию, личной ответственности обучающегося за результаты обучения и получение знаний и навыков; 5) большое значение придается программам обучения, построенным на умении производить оценку управленческой деятельности, ее результативности и эффективности; 6) современное управленческое образование должно формировать инновационное мышление, восприимчивость к постоянному выбору новых решений и действий; 7) значение формирования навыков работы с общественностью; 8) обучение переговорному процессу и разрешению конфликтов; 9) большое значение приобретают процессы не только обучения, но и воспитания управленцев, формирования соответствующей этики государственной работы. 2.2 Федеральная программа реформирования государственной службы В «Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации» определены основные принципы функционирования системы государственной службы и деятельности государственных служащих: - соблюдение законности при верховенстве Конституции Российской Федерации; - служение интересам гражданского общества и государства, обеспечение приоритета прав и свобод человека и гражданина; - независимость государственного служащего от политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, корпоративных интересов социальных групп и коммерческих структур, а также от интересов отдельных граждан Российской Федерации; - ответственность государственного органа и государственного служащего перед законом в случае нарушения прав и законных интересов граждан Российской Федерации; - гласность при осуществлении государственной службы, открытость и подконтрольность гражданскому обществу; - единство основных требований, предъявляемых на государственной службе; - равный доступ граждан Российской Федерации к государственной службе; - профессионализм и компетентность государственного служащего; - должностная субординация при принятии и исполнении решений; - стабильность государственной службы на основе формирования государственно-служебных отношений государственного служащего и государства; - социальная и правовая защищенность государственного служащего; - сбалансированность установленных для государственного служащего законодательных ограничений и предоставляемых ему государственных социальных гарантий; - этичность поведения государственного служащего, поддержание им авторитета государственной службы и ее корпоративных основ. Реформа государственной службы должна осуществляться в условиях гласности и при участии гражданского общества. Государственная служба должна функционировать в интересах граждан РФ и объединений гражданского общества: быть открытой системой; быть подконтрольной государству и гражданскому обществу и т.д. Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации» была утверждена Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г. (No 1336). Однако поставленные задачи не были полностью выполненные в указанные сроки. Президент указом от 12 дек. 2005 г. (No1437) продлил срок действия федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)» на 2006-2007 гг. Программой предусмотрена следующая система мероприятий: - Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы по вопросам реформирования государственной службы; - Совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации федеральных государственных служащих; - Создание материально-технических условий для эффективного функционирования федеральной государственной службы; - Формирование системы управления государственной службой. Принципы, изложенные в Концепции, во многом по-новому высвечивают отношения между государственным служащим и государством, государственным служащим и гражданином. Эти принципы направлены на формирование служащей гражданам и открытой для них, отзывчивой и прозрачной модели, которая ограничивает всевластие государства и государственной службы, в том числе, задает строго определенные рамки, ставит государственные структуры под контроль, на службу обществу и гражданам. Такое государство не только признает права личности, но и гарантирует их защиту. Вне рамок правового государства становятся бессмысленными все рассуждения о правах и наличии власти у граждан и гражданского общества. В Программе вводятся принципиально новые понятия государственной службы как механизма государственного управления. Появляется дифференциация государственной службы на федеральную гражданскую, федеральную военную, федеральную правоохранительную и государственную гражданскую в субъектах федерации. В рамках реформы предполагается унификация классных чинов, дипломатических рангов, воинских званий, между которыми будет введена эквивалентность. В Программе формируются принципы работы государственных служащих, определяются полномочия государства, федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации. Также принимается порядок разрешения трудовых конфликтов и споров, вводится понятие служебного контракта. «Чиновник должен стать нормальным цивилизованным служащим, оказывающим услуги гражданам» (Д.А. Медведев). В Президентском Послании отмечалось: «На государственной службе нужны профессионалы, для которых единственным критерием деятельности является закон. Иначе государство открывает дорогу коррупции. И может наступить момент, когда оно просто переродится, перестанет быть демократическим. Мотором нашей политики должны стать инициативные и ответственные федеральные органы исполнительной власти. В основе их полномочий - конституционный долг обеспечить прочность исполнительной вертикали, общегосударственный мандат доверия, полученный в результате демократических выборов Президента, единая стратегия внутренней и внешней политики». Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий А. А. Административное право Российской Федерации; Учеб.: В 2 ч. М.: ТЕИС, 2007. Часть 1: Сущность и основные институты административного права. Что же касается Республики Татарстан, то проект республиканской целевой программы развития государственной гражданской службы РТ и муниципальной службы в РТ на 2010-2013 годы обсудили члены комиссии по вопросам развития государственной гражданской службы и муниципальной службы РТ. Заказчиком программы выступает Кабинет Министров РТ, координатором - Департамент по делам государственных служащих при Президенте РТ. Документ представил министр юстиции РТ Мидхат Курманов, поскольку Министерство юстиции РТ является разработчиком целевой программы. Он, в частности, сообщил, что основная цель программы заключается совершенствование системы управления государственной службой Республики Татарстан и муниципальной службой в республике. Предполагается, что реализация программы поможет сформировать в Татарстане высококвалифицированный кадровый состав гражданской и муниципальной службы, обеспечит эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики. Осуществлять программу намерены в два этапа: 2010-2011 годы (первый этап) и 2012-2013 годы (второй этап). Мидхат Курманов назвал ряд проблем, которые существуют сегодня в сфере государственных и муниципальных служащих и которые предполагается решить с помощью новой программы. Это, прежде всего, нехватка высококвалифицированных кадров при наличии вакансий, недостаточное ресурсное обеспечение, отсутствие кадрового резерва госслужащих и недостаток регламентации их деятельности. Руководитель аппарата Президента РТ Юрий Камалтынов поблагодарил Минюст РТ за разработку проекта целевой программы развития государственной гражданской службы РТ и муниципальной службы в Республике Татарстан на 2010-2013 годы. При этом он отметил, что программа должна не копировать федеральную, а иметь собственные наработки. По мнению Юрия Камалтынова, необходимо сразу определить и некие индикаторы для оценки эффективности реализации программы в республике. Министр труда, занятости и социальной защиты РТ Айрат Шафигуллин напомнил, что сегодня в республике три высших учебных заведения готовят будущих государственных и муниципальных служащих. Это Академия госслужбы при Президенте РТ, вузы в Нижнекамске и Альметьевске. Что для России и сегодня является актуальным ряд положений веберовской теории бюрократии: рациональность; ориентация на формализованные процедуры в противовес персоналистской ориентации на патрона; прозрачность, четкость, подотчетность обществу; ликвидация коррупции. Далее необходим учет особенностей современного этапа национально-государственного строительства в России, специфики общественно-политического и финансово-экономического состояния государства. Успешная реализация реформы государственной службы невозможна и без адекватного представления о настроениях, ожиданиях, установках, оценках - всего комплекса параметров сознания современного российского корпуса государственных служащих. Полученные в ходе мониторингового исследования данные позволяют зафиксировать тенденцию повышения роли права как ценности массового сознания, а отсюда и большей требовательности граждан в отношении правовой природы государства и его отдельных институтов (включая государственную службу) по обеспечению правопорядка в стране. Вторая важная тенденция характеризует возрастание роли демократии не только как политической ценности, но и как ориентира для выбора пути и методов совершенствования работы госаппарата, усиления демократических начал в деятельности властных структур, их большей открытости и подконтрольности.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|