Древнейшие политико-правовые учения
3 СОДЕРЖАНИЕ РЕФЕРАТА: «Древнейшие политико-правовые учения» I. Введение…..……………………….……………………..……… II. Основная часть…………………………………………………… а) Даосизм…………………………………………………………….. б) Конфуцианство …………………………………………………… в) Моизм ……………………………………………………………… г) Легизм………………………………………………………………. III. Заключение................................................................................................ IV. Литература.................................................................................................. Введение Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае и других странах Древнего Востока. В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, медленным развитием индивидуальной частной собственности. Хронологические рамки истории Древнего Китая включает два крупных периода - Циньскую (2000 г. до н.э. -400 г. н.э.) и Китайскую (400 - 2000 гг. н.э.) цивилизации. Главенствующее место в политическом сознании раннеклассовых обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков. Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались потомками или наместниками богов и наделялись священными чертами. Основы общества объявлялись божественными установлениями, и любая попытка посягательства на них рассматривалась как вызов богам. Политические взгляды были тесно переплетены с общемировоззренческими, моральными и иными представлениями. Государственная власть в подавляющем большинстве учений отождествлялась с властью царя или императора. Причиной тому тенденция к усилению власти единоличных правителей и образованию такой формы правления, как восточная деспотия. Политические учения Древнего Востока не отделялись от морали и представляли собой этико-политические доктрины. Также характерно сохранение и развитие религиозно-мифологического воззрения. В Древнем Китае ведущими направлениями в политической и правовой идеологии являлись даосизм, конфуцианство, моизм, легизм. Эти учения освещали социальное неравенство, привилегии знати, власть эксплуататорской верхушки. Основной период развития политико-правовых учений Древнего Китая возникли в эпохи чжоуской и циньской династий. Так, в эти династии жили и творили Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы. Итак, рассмотрим политическую и правую мысль Древнего Китая. Политическая и правовая мысль Древнего Китая а) Даосизм Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI--III вв. до н.э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические из-менения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Рост имущественной дифференциации внутри общин повлек за собой возвышение зажиточных слоев, ослабление патриархальных клановых связей и уг-лубление социальных противоречий. Возникает ожесто-ченная борьба за власть между имущественной и наследст-венной аристократией. Чжоуская монархия, державшаяся благодаря авторитету родовой знати, распадается на многочисленные враждующие между собой государства. Страну охватывает затяжной политический кризис В поисках выхода из него идеологи противоборствую-щих классов выдвигают программы мероприятий, кото-рые позволили бы упрочить положение представляемых ими слоев и обеспечить политическую стабильность В общественно-политической мысли складываются различ-ные направления и школы. Наиболее влиятель-ными политическими учениями Древнего Китая явля-лись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм. Основателем даосизма, одного из наиболее влиятель-ных течений древнекитайской философской и обществен-но-политической мысли, считается Лао-цзы (VI в. до н. э.). Ему приписывают составление канони-ческого трактата "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ"). Идеология раннего даосизма отражала воззрения мелковладетельной знати и общинной верхушки, их протест против чрезмерного обогащения правителей, усиления чиновничьего аппарата и расширения государственной деятельности Утратившие свое былое влияние, эти слои добивались реставрации патриархальных порядков. В основе учения лежит понятие "дао" (буквально -- путь). В отличие от традиционно-теологических толкований дао как проявления "небесной воли" Лао-цзы характери-зует дао как независимый от небесного владыки естествен-ный ход вещей, естественную закономерность. Дао опре-деляет законы неба природы и шатия-братия. Оно олицетво-ряет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к дао все равны. В такой трактовке дао вы-ступает как естественное право. Дао в интерпретации пос-ледователей Лао-цзы -- это абсолютное мировое начало. Человеку оно предстает в виде сверхъестественного закона, управляю-щего миром. В социально-этическом плане лейтмотивом даосизма проходят осуждение гордыни, проповедь среднего до-статка и умеренности. "Кто много накапливает, -- учил Лао-цзы, -- тот потерпит большие убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи". В "Дао дэ цзин" нашли отражение широко распространен-ные среди общинного крестьянства представления об имущественных переделах в пользу бедных. Небесное дао, говорится в каноне, "отнимает лишнее и отдает от-нятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято". Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий. Все неестественное (культура, искусственно-челове-ческие установления в сфере управления, законодатель-ства и т. д.), согласно даосизму, -- это отклонение от дао и ложный путь. Влияние естественного вообще (в том числе и естественного права) на общественную и политико-правовую жизнь в целом, по данной концепции, осуще-ствляется на путях такого следования дао, которое ско-рее означает отказ от культуры и простое возвращение к естественности, нежели дальнейшее совершенствование общества, государства и законов на основе и с учетом ка-ких-то позитивных требований дао. Лао-цзы по-рицал современных ему правителей за то, что они слиш-ком деятельны, устанавливают много налогов и запрети-тельных законов, ведут бесконечные войны. "Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует". Лао-цзы призывал знать и правителей "селиться ближе к земле", восстановить порядки, существовавшие в древности, когда люди жили небольшими разрознен-ными селениями, отказаться от использования орудий труда и отучить народ от знаний. "В древности те, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его невеже-ственным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний". Социально-политическая концепция даосизма пред-ставляла собой реакционную утопию. Ее питали умона-строения тех слоев родовитой знати и общинной вер-хушки, положение которых было подорвано растущим имущественным и социальным расслоением. Мистицизм и таинственность даосизма породили ин-терес к нему со стороны самых разных социальных групп, начиная от ближайшего окружения царей и кон-чая различными заговорщицкими организациями. Ис-пользование даосами традиций и норм общинной жизни облегчало восприятие учения крестьянскими массами. б) Конфуцианство Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551--479 гг. до н. э.). Он защищал интересы слоев, стремившихся примирить имущественную и наследственную знать. Его взгляды изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и высказывания"), составленной его учени-ками. На протяжении многих веков эта книга оказывала значительное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. Ее заучивали наизусть дети, к ее авторитету апеллировали взрослые в делах семейных и политических. Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций раз-вивал патриархально-патерналистскую концепцию госу-дарства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора ("сына неба") уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных -- семейным отноше-ниям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: "темные люди", "просто-людины", "низкие", "младшие" должны подчиняться "бла-городным мужам", "лучшим", "высшим", "старшим". Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концеп-цию правления, поскольку простой народ полностью от-странялся от участия в управлении государством. Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Управлять государством, согласно Конфуцию, при-званы благородные мужи во главе с государем -- "сыном неба". Конфуций выделял благородных не по признакам происхождения, а по моральным качествам и знаниям. Благородный муж в учении Конфуция -- это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать на государственную службу. "Если выдвигать справедливых и устранять несправедливых, народ будет подчиняться". Главная задача благородных мужей -- воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. В это понятие Конфуций вкладывал особое, не совпадаю-щее с современным содержание. Под человеколюбием понималось поведение, отвечавшее нравственным цен-ностям семейно-клановых коллективов и патриархаль-ных общин. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. "Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям -- это основа человеколюбия". Общим принципом взаимоотно-шений между людьми был принцип "не делай другим того, чего не желаешь себе". Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы уп-равления. Ее перестройку Конфуций предлагал начать с так называемого исправления имен, т. е. с восстановле-ния истинного, изначального смысла существующих в обществе титулов и вытекающих из них обязанностей "Государь должен быть государем, сановник -- сановни-ком, отец -- отцом, сын -- сыном". Государю вменялось в обязанность относиться к подданным, как к своим детям. Он должен заботиться о достатке продовольствия в стране, защищать ее оружием и воспитывать народ. Воспитание подданных -- важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. "Управлять -- значит поступать правильно". В свою оче-редь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Прооб-разом организации государственной власти для Конфу-ция служило управление в семейных кланах и родовых общинах (патронимиях). Концепция мыслителя пред-ставляла собой одну из самых ранних попыток обосно-вать идеал патерналистского государства. Будучи сторонником ненасильственных методов прав-ления, Конфуций призывал правителей, чиновников и под-данных строить свои взаимоотношения на началах добро-детели. Этот призыв прежде всего обращен к правящим, поскольку соблюдение ими требований добродетели игра-ет решающую роль и предопределяет господство норм нрав-ственности в поведении подданных. Отвергая насилие, Кон-фуций говорил: "Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Вслед за сторонниками правления знатных Кон-фуций утверждал, что деление людей на "высших" и "низших" не может быть устранено. В целом добродетель в трактовке Конфуция -- это обширный комплекс этико-правовьх норм и принципов, в который входят правила ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), почтительного отношения к родителям (сяо), преданности правителю (чжун), долга (и) и т. д. Вся эта нормативная целостность, включающая в себя все основные формы социально-политического регу-лирования того времени, за исключением норм позитив-ного закона (фа), представляет собой единство моральных и правовых явлений. Описание идеального общества Конфуций конкретизи-ровал в учении о правилах ритуала, которым отводилась роль нормативной системы государства. Конфуций был решительным противником управления на основе зако-нов. Отрицательное отношение Конфуция к позитивным законам (фа) обусловлено их традиционно наказательным значением, их связью (на практике и в теоретических пред-ставлениях, в правосознании) с жестокими наказаниями. Если же руководить на-родом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он испра-вится". Перечень конфуцианских правил поведения охва-тывал предписания, касающиеся выполнения ритуальных и культовых обрядов (почитания духов, культа предков), моральные наставления и нормы обычного права. Подчер-кивая свое преклонение перед древностью, Конфуций призывал восстановить правила, существовавшие во вре-мена лучших правителей династии Чжоу.
Страницы: 1, 2
|