реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Дознание при дорожно-транспортном происшествии

реферат
p align="left">2. Параллельно с установлением границ места происшествия и поисками материальных следов аварии настоятельно рекомендуется попытаться выявить среди присутствующих лиц очевидцев случившегося, незамедлительно фиксируя их данные. При этом, до того как передать полученные сведения сотруднику ДПС, прибывшему для оформления происшествия (или следователю), стоит переписать фамилии и адреса установленных свидетелей для себя, ибо иногда эти сведения по различным причинам утрачиваются.

Забегая вперед, надо заметить, что в некоторых случаях уже по возбужденным уголовным делам следственными органами допрашиваются некие “очевидцы” ДТП, дающие убийственные показания, полностью искажающие всю суть происшедшего. Причем, как правило, эти люди возникают на завершающем этапе расследования, и их появление связывается с забывчивостью кого-то из должностных лиц, участвовавших в осмотре места происшествия, либо свидетелей происшествия, подъезжавших к месту аварии и забывших указать свои сведения в рапортах. Записи с адресными данными свидетелей обнаруживаются позднее и, таким образом, оказываются у работников следствия, ведущих дело по ДТП. Иной путь проявления “новых” свидетелей -- объявления в газетах, опубликованные заинтересованными в исходе разбирательства (либо следствия) по ДТП лицами. Обычно “откликающиеся” на призывы заинтересованных лиц свидетели вспоминают такие подробности ДТП, о которых могут не подозревать даже настоящие очевидцы аварии.

Как же обезопасить себя от таких “очевидцев” и возможно ли это в принципе? Однозначно ответить на этот деликатный вопрос, честно говоря, достаточно сложно. Проблема ограждения себя от лжесвидетелей, по крайней мере, на месте происшествия, должна сводиться к четкому фиксированию номерных знаков автомобилей, остановившихся сразу после ДТП, -- водители этих машин обычно вступают в общение с участниками аварии. Также следует отслеживать контакты причастных к ДТП водителей с лицами, подходящими к месту аварии. Поборите в себе стеснение и заставьте себя подойти к этим, оказавшимся на месте происшествия, людям. Извинившись, спросите, очевидцами чего они стали, и попросите оставить свои данные. Добросовестные свидетели всегда откликнутся на такую просьбу. Попытайтесь заметить, не появились ли на месте аварии новые лица после звонков вашего оппонента по ДТП, например, по сотовому телефону. Нередки случаи, когда важные “свидетели” “рождаются” именно после таких звонков. Если все произошло именно так, обязательно обратите на это внимание сотрудника ДПС, приехавшего на место происшествия (либо следователя), и отметьте данное обстоятельство в своем объяснении или на допросе. Не будет хуже, если по данному факту вы напишете отдельное заявление на имя начальника подразделения ГИБДД, следователя, прокурора. Важно запомнить лишь одно:

нельзя упускать время. Обращать внимание должностных лиц на рассматриваемое обстоятельство необходимо незамедлительно, иначе потом вас же обвинят в попытках ввести дознание (следствие) в заблуждение.

Кроме того, заставьте себя внимательнейшим образом изучить все предлагаемые вам на подпись документы, составленные должностными лицами на месте ДТП. На обратной стороне двойного бланка протокола осмотра места происшествия в справке по ДТП указываются данные участников аварии, потерпевших и установленных свидетелей. Требуйте от должностного лица, предлагающего вам подписать эти документы, внести необходимые, на ваш взгляд, изменения и дополнения, в том числе касающиеся свидетелей произошедшего.

Более подробно о правах участников аварии и способах их реализации будет сказано чуть позднее. А пока постарайтесь запомнить: максимум собранности и внимательности вместе с уверенностью в своих силах и знанием регламентированных законом прав -- все это наверняка окажет вам неоценимую услугу на первом этапе послеаварийного периода (впрочем, это не помешает и в дальнейшем).

3. Спокойная, уверенная манера общения охлаждает самые горячие головы, возвращая участников аварии из состояния эмоционального пыла в русло более-менее нормального общения; не будем забывать, что чрезвычайно накаленная обстановка после ДТП уже сама по себе чревата потенциальными конфликтами.

Исходя из этого, прилагайте все возможные усилия для погашения в зародыше излишне эмоциональных реакций другого участника ДТП. Ни при каких условиях не вступайте в пререкания и споры на тему о том, кто виноват. Вам есть чем заняться помимо этого, тем паче, что подобные выяснения отношений никогда ни к чему хорошему не приводят. На любые агрессивные проявления в ваш адрес со стороны другого участника аварии имеет смысл реагировать твердо, но нейтрально, не усугубляя и без того накаленную ситуацию всплесками собственных эмоций. Это особенно актуально до приезда сотрудников правоохранительных органов. Именно на это и нужно переводить разговоры с другим участником аварии, ведущим себя агрессивно. Помогает в такой ситуации переключение внимания разошедшегося не на шутку водителя на отвлеченные предметы, причем совершенно неожиданные. Такое разрушение стереотипа общения, когда вместо ответной агрессии на агрессию раздается что-то вроде сетования на раннюю осень, выбивает из состояния, в которое вошел настроенный на конфликт человек. Он теряется, и эскалации конфликта не происходит.

В завершение этого раздела хотелось бы высказать почти фантастическое пожелание, относящееся ко времени, пока сотрудники ДПС в пути. Если в салоне вашей автомашины вдруг оказалась фотокамера (видео-кино-), обязательно используйте ее для фиксации общего вида места происшествия, транспортных средств, причастных к ДТП, обнаруженных следов и всего того, что, по вашему мнению, может быть важным при разрешении вопроса о вашей виновности в аварии. Особое внимание при этом следует уделить взаимному расположению автомобилей и имеющимся на них механическим повреждениям, которые необходимо фотографировать с различных точек и с приложенным рядом (для определения масштаба) небольшим предметом -- например, спичечным коробком.

К сожалению, выездные группы дорожно-патрульной службы и даже оперативно-следственные бригады (группы) территориальных Управлений внутренних дел (УВД) чрезвычайно редко (если не сказать -- практически никогда) производят фиксирование мест происшествий с помощью фото- и видеотехники. Поэтому снимки, сделанные участниками ДТП, окажут неоценимую помощь дознавателю или следователю в установлении истины. При этом нужно быть готовым к тому, что вместе с фотоснимками у вас потребуют негативы, с которых они напечатаны.

3. Осмотр места происшествия и транспортных средств, причастных к ДТП

На место ДТП сотрудники ДПС выезжают без оперативно-следственной группы (бригады), если у автомобилей имеются только механические повреждения, а у водителей и пассажиров отсутствуют серьезные травмы, либо вместе с оперативно-следственной группой (бригадой) при наличии тяжких последствий аварии в виде гибели людей. Наличие на месте происшествия следователя как бы предполагает более высокое качество проведения всех неотложных следствеьных действий, ибо тяжкие последствия ДТП подразумевают вероятность незамедлительного возбуждения уголовного дела. К сожалению, надежды на более высокий профессионализм следователей, по сравнению с выездными дежурными подразделений ГИБДД, не всегда оправдываются. Поэтому каждый из причастных к происшествию водителей должен знать: что и как обязаны делать должностные лица для оформления ДТП, какие юридические документы должны отражать действия облеченных властью людей в форме, каково участие водителей, причастных к ДТП, в осуществляемых на месте происшествия первоначальных следственных действиях.

Осмотр места происшествия в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом (УПК) РФ является практически единственным следственным действием, которое выполняется до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 178 УПК РФ). Порядок его осуществления регламентируется ст. 179 УПК РФ, устанавливающей обязательные реквизиты при составлении протокола осмотра места происшествия. Методике проведения осмотра специально обучают в соответствующих высших юридических учебных заведениях, однако, в силу специфики учебного процесса либо особенностей обучаемых, на практике весьма редко можно встретить четко, тщательно, объективно и грамотно составленный протокол этого важнейшего следственного действия. Ошибки и неточности, допущенные должностными лицами при проведении осмотра места происшествия, потом невозможно поправить. Именно поэтому имеет смысл проявить максимум внимательности и терпения, отслеживая все действия должностного лица (инспектора ДПС, выездного дежурного ГИБДД, следователя) и сопоставляя их с записями, производимыми в протоколе рассматриваемого следственного действия.

Обычно приезд на место ДТП выездной группы (бригады) во главе со следователем либо сотрудников ДПС сопровождается изъятием у водителей, причастных к аварии, водительских удостоверений и документов на транспортные средства. После чего приехавшие лица приступают собственно к осмотру места происшествия. Первое, с чего начинается действо -- приглашение двух посторонних лиц, именуемых понятыми. Обратите внимание на то, чтобы эти двое были действительно посторонними лицами, а не приехавшими вместе с работниками милиции. Бывает и так. По закону понятые должны являться гарантом непредвзятости производимых на месте происшествия должностным лицом изысканий. В их задачу входит удостоверение правильности измерений, точности обнаружения и фиксации следов и т.п. Указанные лица должны находиться вместе со следователем (сотрудником ДПС) до самого конца проведения осмотра места происшествия и составления схемы места происшествия. После завершения всех изысканий должностных лиц, занесения результатов этих изысканий в протокол осмотра места происшествия и составления схемы ДТП понятые должны скрепить эти документы своими подписями.

Таков оговоренный УПК РФ порядок. Но... На самом деле понятым нередко предлагается подписать чистый бланк протокола осмотра места происшествия и схемы к нему. Это обычно объясняется экономией времени приглашенных понятых, неудобством составления документов на открытом воздухе и т.п. И понятые на такое предложение соглашаются. Действительно, кому хочется на длительное время превращаться в “тень” работника милиции, повсюду следуя за ним? А если к тому же еще идет дождь или снег... В общем, понять психологию такого понятого несложно. Ну а должностное лицо, производящее осмотр, избавившись таким образом от понятых, чувствует себя гораздо спокойнее: никто не дышит в затылок...

Итак, понятые должны видеть, что и как делают должностные лица на месте происшествия. И только эти наблюдения понятые заверяют подписями (ст. 135 УПК РФ). Свои замечания по поводу проводимых действий они делают устно и прослеживают, чтобы все эти замечания были занесены в протокол.

Часть 2 ст. 179 УПК РФ достаточно странно повествует о том, что следователь “вправе привлечь к участию в осмотре обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетеля...”. Из цитированной статьи закона вытекает, что причастные к ДТП водители могут быть привлечены к составлению протокола осмотра места происшествия, а могут и не привлекаться. Все зависит от волевого решения должностного лица. Справедливости ради отмечу, что в значительном большинстве случаев участники аварии все же присутствуют при осмотре. Другое дело, насколько они внимательны и педантичны при этом. Специально подчеркну: ни при каких условиях не следует отвлекаться даже на непродолжительное время от наблюдения за проведением действий должностного лица, проводящего осмотр. Чуть позднее, когда осмотр будет завершен, вам предложат своей подписью удостоверить объективность полученных данных, а это значит, что вы все видели, слышали, наблюдали и все подтверждаете. Если в дальнейшем, на более поздних этапах разбирательства ДТП окажется, что в протоколе осмотра места происшествия содержатся сведения (параметры места происшествия, следы, иные обстоятельства), не соответствующие действительности, но скрепленные вашей подписью, маловероятно, что вы найдете понимание у людей в погонах или судьи. Вам просто никто не поверит, что вы отлучались на минутку, параллельно давали объяснения по существу происшествия другому должностному лицу и т.п. “Ваша подпись?” -- сурово прозвучит начальственный голос. Попробуйте тогда объяснить, что не знали о порядке участия в следственном действии, что вы это делаете первый раз и пр. Профессиональный опыт автора подсказывает, что оспаривание уже подписанного документа является одним из самых сильных раздражителей для должностных лиц любого уровня. Воистину, “что написано пером, не вырубишь топором”!

Таким образом, будучи привлеченным следственными работниками или сотрудниками ДПС к участию в осмотре места происшествия, отнеситесь к этому более чем серьезно. Фиксируйте для себя на отдельном листке бумаги все данные, которые должностное лицо заносит в протокол. Особое внимание при этом должно уделяться месту обнаружения осколков стекла, осыпи грязи, расположению на проезжей части следов транспортных средств, их конфигурации и протяженности, месту расположения на полотне дороги вещей потерпевшего (в случае наезда на пешехода), положению тела потерпевшего, наличию биологических объектов (следов крови, мозгового вещества и пр.), а также всем прочим отражаемым в протоколе обстоятельствам ДТП. Необходимо четко для себя сформулировать и сверить с записями в протоколе, перед тем как вам придется его подписывать, следующее: в каком состоянии на момент ДТП находилось дорожное покрытие (сухо, мокро, гололед, укатанный снег, песок, выбоины, следы ремонтных работ, свежий асфальт, асфальтобетон), каковы были условия видимости и обзорности с места водителя?

Графическим отображением протокола осмотра места происшествия служит схема места происшествия, составление которой должно производиться на миллиметровой бумаге. Сама схема выполняется строго в масштабе, позволяющем точно воспроизвести всю картину произошедшего на момент осмотра. Все величины -- привязка места ДТП к местности, расположение предметов, следов и т.п. -- другими словами, все то, что словесно описано в протоколе осмотра места происшествия, должно буквально отразиться на схеме. На практике это случается не всегда. Часто должностные лица вообще не утруждают себя составлением схемы ДТП, а вычерчивают ее жалкое подобие на клочках страниц, вырванных из ученических тетрадей. Естественно, далеко не всегда измерения, произведенные в процессе осмотра места происшествия, затем в точности ложатся на схему, пусть даже она заранее изготовлена в стационарных условиях на миллиметровой бумаге. Напомним: именно чистые “заготовки” для будущей схемы предлагается иногда подписать участвовавшим в осмотре понятым, причастным к ДТП водителям, эксперту-криминалисту (в случае его участия в следственном действии). В этой связи необходимо затвердить как “Отче наш”: никогда не поддавайтесь на уговоры и не ставьте своей подписи на чистом бланке, будь то протокол осмотра места происшествия, справка по ДТП или схема ДТП. Не ровен час, вы сами себе можете подписать приговор, поскольку за последнее время качество составления всех без исключения процессуальных документов, и, в первую очередь, перечисленных выше, упало до невероятно низкого уровня.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.