аким образом, в соответствии с законом дознание носит процессуальный характер, производится по правилам, закрепленным в УПК, и призвано выполнять назначение уголовного судопроизводства, предусмотренное ст.6 УПК Там же..Фактические данные об обстоятельствах преступления, полученные в ходе дознания, имеют доказательственное значение по уголовному делу и подлежат исследованию и оценке в стадии судебного разбирательства на общих основаниях в условиях равенства и состязательности сторон.2.2 Органы дознания: их виды и процессуальные полномочияВ соответствии с новой процессуальной доктриной органы дознания и должностные лица, уполномоченные органом дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, отнесены законом к стороне обвинения (ст.40, 41 УПК) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 07.04.2010) // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921.. Поэтому орган дознания, начальник подразделения дознания, в российском уголовном процессе (как и следователь) выполняют процессуальную функцию обвинения и ведут досудебное производство в соответствии с принципом состязательности сторон. Осуществляя уголовное преследование орган дознания и дознаватель в каждом случае обнаружения признаков преступления принимают предусмотренные законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в его совершении.В современном уголовном процессе России органами дознания являются конкретные государственные органы и должностные лица, уполномоченные производить в форме дознания предварительное расследование преступлений и осуществлять другие процессуальные полномочия, предусмотренные законом (п.24 ст.5 УПК) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 07.04.2010) // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921..В УПК РФ установлен исчерпывающий перечень органов дознания. В соответствии со ст.40 УПК Там же. к органам дознания относятся:1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. (На основании ст.13 Федерального закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ Рыжаков А.П. Органы дознания: понятие и проблемы // Юридический мир. - М.; Юридический мир, 2002. - № 1. - С. 45. такими полномочиями обладают оперативные подразделения:а) органов внутренних дел РФ;б) органов федеральной службы безопасности;в) федеральных органов налоговой полиции;г) федеральных органов государственной охраны (Главного управления охраны РФ, Службы безопасности Президента РФ);д) органов пограничной службы РФ;е) таможенных органов РФ;ж) Службы внешней разведки РФ;з) Министерства юстиции РФ.Правом проведения оперативно-розыскных мероприятий наделены также оперативные подразделения органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, однако только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий вышеперечисленных органов);2) органы Федеральной службы судебных приставов"3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.Все органы исполнительной власти, перечисленные в ч.1 ст.40 УПК Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 07.04.2010) // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921., обладают полномочиями органа дознания и действуют в пределах своей процессуальной компетенции.В уголовно-процессуальном законе определены два основных направления процессуальной деятельности органов дознания.На органы дознания возлагается Рыжаков А.П. Органы дознания: понятие и проблемы // Юридический мир. - М.; Юридический мир, 2002. - № 1. - С. 46.:1) производство дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно, - в порядке, установленном гл.32 УПК РФ;2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, - в порядке, предусмотренном ст.157 УПК РФ Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 07.04.2010) // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921..УПК РФ нацеливает органы дознания на быстрое проведение неотложных следственных действий и закрепляет специальные правила о том, что при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, возбуждение уголовного дела и проведение неотложных следственных действий возлагается на:1) органы дознания, указанные в п.1 и 8 ч.3 ст.151 УПК РФ, - по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в п.2 - 6 ч.2 ст.157 УПК РФ;2) органы федеральной службы безопасности - по уголовным делам о преступлениях, указанных в п.2 ч.2 ст.151 УПК;3) таможенные органы - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.188 (ч.2-4), 189, 190, 193 УК РФ;4) командиров воинских частей и соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;5) начальников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;6) иных должностных лиц, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст.40 УПК Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 07.04.2010) // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921..В соответствии с ч.3 ст.40 УПК Там же. возбуждение уголовных дел публичного обвинения и производство неотложных следственных действий возлагается также на:1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой ст.40 УПК РФ Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 07.04.2010) // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921., - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.Компетенция перечисленных органов дознания по производству неотложных следственных действий при расследовании преступлений, по которым предварительное следствие обязательно, определяется по предметным (родовым), территориальным и персональным признакам подследственности уголовных дел. При обнаружении преступления, по которому обязательно предварительное следствие, орган дознания обязан возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного изъятия, закрепления и исследования.Завершив производство неотложных следственных действий, не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа, а по уголовным делам, указанным в ч.3 ст.150 УПК РФ Там же. , производит дознание.Таким образом, закон возлагает на органы дознания следующие процессуальные полномочия:1) принятие, рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях (ст.140-145 УПК) Там же.;2) производство неотложных следственных действий по делам о преступлениях, по которым обязательно проведение предварительного следствия (ст.157 УПК) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 07.04.2010) // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921.;3) производство в полном объеме дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно (ст.223-226 УПК) Там же.;4) производство отдельных следственных и процессуальных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий по письменному поручению следователя;5) оказание содействия следователям в проведении ими отдельных следственных и процессуальных действий (ст.38 и 157 УПК) Там же..Поскольку в уголовном судопроизводстве процессуальная деятельность занимает наибольший объем, то законодатель не только установил перечень государственных органов исполнительной власти и должностных лиц, уполномоченных осуществлять дознание и предварительное следствие, но и разграничил компетенцию между следователями и дознавателями в соответствии с правилами о подследственности уголовных дел.В соответствии с законом, следователем является должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу и иные полномочия, предусмотренные в УПК РФ, в том числе производить дознание в случаях, перечисленных в ч.3 ст.151 УПК Там же..В российском уголовном процессе впервые на законодательном уровне дано понятие и регламентированы полномочия дознавателя. В соответствии с законом дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные п.7 ст.5 УПК Там же..Полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя письменным распоряжением (приказом) начальника органа дознания или его заместителем, в котором состоит в должности дознаватель. При этом запрещается возложение полномочий по производству дознания на то должностное лицо, которое проводило или проводит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия.При производстве предварительного расследования по делам, отнесенным к подследственности органов дознания, дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением тех из них, на выполнение которых требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение. Дознаватель вправе осуществлять иные полномочия, предоставленные ему законом, при этом письменные указания прокурора и начальника органа дознания в случаях, указанных в законе, обязательны для исполненияСергеев А.Б. Особенности формирования органов дознания в России // История государства и права. - М.; Юрист, 2002. - № 5. - С.39-46.УПК РФ наделяет дознавателя правом обжаловать письменные указания начальника органа дознания непосредственно прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору, однако обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.Независимо от ведомственной принадлежности все дознаватели и следователи имеют единый процессуальный статус, они одинаково выполняют установленные в законе обязанности и наделены одними и теми же процессуальными правами с разграничением их компетенции лишь по признакам подследственности уголовных дел.В УПК РФ определена и разграничена подследственность органов дознания по предметному (родовому) признаку в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, а также по персональным признакам субъекта преступления либо по месту его совершения.Подследственность определяет компетенцию органов дознания и дознавателей, указывает на то, какие именно государственные органы либо должностные лица расследуют то или иное преступление.Разграничение компетенции органов дознания в Российской Федерации производится с учетом подследственности, установленной ч.3 ст.151 УПК Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 07.04.2010) // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921..Дознаватели органов внутренних дел осуществляют дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п.1 ч.3 ст.151 УПК, за исключением уголовных дел, указанных в п.3-6 ч.3 ст.151 УПК Там же..Дознаватели пограничных органов федеральной службы безопасности осуществляют дознание по делам о преступлениях, предусматривающих уголовную ответственность за:нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации;незаконную добычу водных животных и растений, обнаруженную пограничными органами федеральной службы безопасности (ст.256 УК) Там же.;незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации - без квалифицирующих признаков;противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации - без квалифицирующих признаков Там же.;Дознаватели органов Федеральной службы судебных приставов правомочны проводить дознание по уголовным делам о преступлениях, предусматривающих уголовную ответственность за:воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследованияразглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса - без квалифицирующих признаков;незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|