p align="left">Определение консультативно-совещательных функций отсутствует как в законодательстве, так и в судебной практике. Исходя из лексического толкования слов «консультант» -- специалист, дающий советы, «советник» тот, кто дает установки как поступать, относительно Закона «О государственной службе» можно считать, что консультативно-совещательные функции -- это полномочия по разработке проектов нормативно-правовых актов и решений, издаваемых должностными лицами, которые осуществляют организационно-распорядительные функции. Такие функции выполняют помощники, советники и секретари Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины, членов правительства и др. Таким образом, государственные служащие исполняют возложенные на них обязанности на постоянной или временной основе, на основании, как правило, конкурсного отбора, в зависимости от категории должности. Должность, которую занимает госслужащий, определяет содержание его деятельности и правовое положение. От должности зависят объем, формы, методы участия госслужащего в практическом осуществлении компетенции того госоргана, в котором он работает. Согласно ст.2.Закона, должность - определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица госоргана и его аппарата, на которую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий. Это понятие может быть использовано для любого госоргана, структурного подразделения, их аппарата. Практическое значение понятия «должностное лицо» тесно связано с уголовным законодательством, институтом административной ответственности, всеми отраслями и сферами управленческой деятельности. Понятие государственного политического деятеля Чрезвычайно важным и сложным является вопрос разграничения понятий «государственный служащий» и «государственный политический деятель». Определение понятия и сущности государственного служащего приведено выше. Что же касается определения «государственный политический деятель», то действующее законодательство о государственной службе Украины его не предусматривает. В юридической науке по этому поводу высказываются различные мнения. Их обобщение дает возможность утверждать, что к этой категории следует отнести должности Президента Украины, народных депутатов, членов Кабинета Министров Украины, первых заместителей министров. К государственным политическим деятелям не могут быть отнесены депутаты местных советов и местные головы, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В этой связи следует подчеркнуть, что политический характер указанных должностей не сводится к факту обязательной принадлежности вышеупомянутых лиц к определенной политической партии (критерий необязательный, хотя и вполне возможный). Специфика статуса государственных политических деятелей проявляется в следующем: а) особый порядок назначения (или избрания) на должности государственных политических деятелей, который регламентируется прежде всего Конституцией Украины; б) специфический порядок увольнения с должностей указанных лиц и прекращения их полномочий; в) особый вид ответственности -- политической, которая носит открытый публичный характер (отстранение от должности; объявление резолюции недоверия; отставка; неизбрание повторно Президента или народного депутата как опосредованное «привлечение к ответственности», процедура импичмента). Государственный политический деятель -- это лицо, которое приобрело данный статус в результате избрания народом Украины или назначения всенародно избранными носителями власти посредством особых процедур на определенный срок, принимает в пределах своих полномочий нормативные решения, руководствуется собственными политическими приоритетами и несет политическую ответственность за свою деятельность. Классификация должностей государственных служащих Должности госслужащих классифицируются по категориям и рангам. Основными критериями классификации должностей госслужащих являются: - организационно-правовой уровень органа, который принимает их на работу; - объем и характер компетенции на конкретной должности; - роль и место должности в структуре госоргана. Всего установлено 7 категорий и 15 рангов. Каждой категории соответствует 3 ранга. Таким образом, госслужащему присваивается один из трех рангов, который соответствует категории, под которую подпадает та или иная должность. Установлены следующие категории и ранги. Первая категория ( 3, 2, 1 ранги ) должности: - председателей госкомитетов, которые не являются членами правительства; - председателей других центральных органов исполнительной власти при КМУ - Постоянного Представителя Президента Украины в АР Крым; - председателей госадминистраций в областях, Киеве, Севастополе; - первых заместителей министров, первых заместителей председателей госкомитетов, которые входят в состав Правительства; - руководителей Администрации Президента Украины; - Секретариата ВРУ и другие, приравненные к ним должности. Вторая категория ( 5, 4, 3 ранги ) должности: - заместителей руководителя Администрации Президента Украины; - заместителей руководителя Секретариата ВРУ; - заместителей руководителя аппарата КМУ; - секретариатов комиссий ВРУ, Администрации Президента, аппарата КМУ; - советников и помощников Президента, Председателя ВРУ, Премьер-министра; - заместителей министров, заместителей председателей госкомитетов КМУ; - первых заместителей, заместителей председателей комитетов и других центральных органов исполнительной власти при КМУ; - первого заместителя Постоянного Представителя Президента в АР Крым; - первых заместителей глав областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций и другие приравненные к ним должности. Третья категория ( 7, 6, 5 ранги ) должности: - заместителей руководителей структурных подразделений, заведующих секторами, главных специалистов, экспертов, консультантов Администрации Президента Украины, Секретариата ВРУ и аппарата КМУ; - заместителей Постоянного Представителя Президента в АР Крым; - заместителей глав областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций; - начальников управлений, самостоятельных отделов в составе министерств и других центральных органов исполнительной власти и др. приравненные к ним. Четвертая категория ( 9, 8, 7 ранги ) должности: - специалистов Администрации Президента, Секретариата ВРУ и аппарата КМУ; - заместителей начальников управлений, самостоятельных отделов министерств и других центральных органов исполнительной власти; - начальников управлений, отделов, служб областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций и другие приравненные к ним должности; Пятая категория ( 11, 10, 9 ранги) должности: - специалисты министерств, других центральных органов исполнительной власти; - заместителей председателей госадминистраций в районах; - зам. начальников управлений, отделов служб областных, городских администраций; - специалисты аппарата этих аппаратов и другие приравненные к ним должности; Шестая категория ( 13,12,11 ранги) должности: - руководители управлений, отделов, служб районных госадминистраций; - специалисты управлений, отделов, служб областных госадминистраций и другие приравненные к ним должности; Седьмая категория (15, 14, 13 ранги) должности: - специалистов районных госадминистраций, их управлений и отделов и другие приравненные к ним должности; Ранг служащему присваивается в соответствии с возложенной должностью, уровнем профессиональной квалификации и результатов работы. Ранги, соответствующие должностям первой категории - присваиваются Президентом Украины. Ранги, соответствующие должностям второй категории - присваиваются Кабинетом Министров Украины. Ранги, соответствующие должностям с третьей по седьмую категории - присваиваются руководителем. Правовой статус госслужащих, должностных лиц Госслужащий имеет право: беспрепятственно знакомиться с материалами, касающимися его государственной службы; на продвижение по службе с учетом квалификации и способностей; участие в конкурсах на замещение должностей более высокой категории; требовать служебного расследования с целью снятия безосновательных, по мнению служащего, обвинений или подозрений; на здоровые, безопасные и надлежащие для высокопроизводительной работы условия труда; на социальную и правовую защиту в соответствии с его статусом; защищать свои законные права и интересы в вышестоящих государственных органах и в судебном порядке. В соответствии с правами, госслужащий имеет обязанности: соблюдение Конституции Украины и других актов законодательства Украины; обеспечение эффективной работы и выполнения задач государственных органов в соответствии с их компетенцией; недопущение нарушений прав и свобод человека и гражданина; непосредственное выполнение возложенных на них служебных обязанностей; своевременное и точное выполнение решений государственных органов или должностных лиц, распоряжений и указаний своих руководителей; сохранение государственной тайны, информации о гражданах, которая стала им известна при выполнении обязанностей государственной службы, а также другой информации, которая согласно законодательству не подлежит разглашению; постоянное совершенствование организации своей работы и повышения профессиональной квалификации; добросовестное исполнение своих служебных обязанностей, инициативы и творчества в работе. Государственный служащий должен действовать в пределах своих полномочий. В случае получения поручения, которое противоречит действующему законодательству, государственный служащий обязан безотлагательно в письменной форме сообщить об этом должностному лицу, которое дало поручение, а в случае настояния на его выполнении - сообщить высшему по должности лицу. Конкретные обязанности и права государственных служащих определяются на основе типовых квалификационных характеристик и отражаются в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями соответствующих государственных органов в пределах закона и их компетенции. Кроме этого, для государственных служащих предусмотрены особые условия декларирования доходов. Так, лицо, которое претендует на занятие должности государственного служащего третьей - седьмой категорий, подает по месту будущей службы сведения о доходах и обязательствах финансового характера, в том числе и за границей, относительно себя и членов своей семьи. Лицо, которое претендует на занятие должности государственного служащего первой и второй категорий, должно представить также сведения о принадлежащих ему и членам его семьи недвижимом и ценном движимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах. Указанные сведения представляются государственным служащим ежегодно. Порядок представления, хранения и использования этих сведений устанавливается Кабинетом Министров Украины. В правовой статус государственного служащего органично входят нормы, устанавливающие определенные ограничения для служащего в связи с государственной службой. Предусмотрено два вида ограничений. Во-первых, это ограничения, связанные с приемом на государственную службу. Согласно им, не могут быть избранными или назначенными на должность в государственном органе и его аппарате лица: признанные в установленном порядке недееспособными; имеющие судимость, которая несовместима с занятием должности; в случае принятия на службу лиц, которые будут непосредственно подчинены лицам, являющимися их близкими родственниками. Кроме перечисленных, законами Украины могут быть установлены иные ограничения по принятию на государственную службу. Во-вторых, ограничения, связанные с прохождением службы. К ним принадлежат: ограничения общего порядка; запрет на совершение действий, которые являются коррупционными; специальные с целью предупреждения коррупции; ограничения относительно госслужащих и должностных лиц, уполномоченных выполнять функции государства. Ограничения общего порядка заключаются в том, что госслужащие не могут принимать участие в забастовках или совершать другие действия, которые препятствуют нормальному функционированию госоргана. Коррупционными (предусмотрены ст.1 Закона Украины «О борьбе с коррупцией» от 5 октября 1995 г.) действиями являются: а) незаконное получение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, в связи с исполнением этих функций материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ, в том числе принятие или получение предметов (услуг) путем их приобретения по цене (тарифу), которая существенно ниже фактической (настоящей) стоимости; б) получение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, кредитов и ссуд, приобретение ценных бумаг, недвижимости или другого имущества с использованием при этом льгот или преимуществ, не предусмотренных действующим законодательством. В порядке специальных ограничений (предусмотрены ст.5 Закона Украины «О борьбе с коррупцией» от 5.10.1995 г.) госслужащий или другое лицо, уполномоченное на выполнение функций государства, не имеет права: а) содействовать, используя служебное положение, физическим и юридическим лицам в осуществлении ими предпринимательской деятельности, а также в получении субсидий, дотаций, кредитов, льгот с целью незаконного получения за это материальных благ, услуг или других преимуществ; б) заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно, через представителей или подставных лиц, быть поверенным третьих лиц в делах госоргана, в котором работает, а также выполнять работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской, творческой деятельности, а также медицинской практики); в) входить самостоятельно, через представителя или подставных лиц в состав правления или других исполнительных органов предприятий, кредитно-финансовых учреждений, хозяйственных обществ, а именно, организаций, союзов, объединений, кооперативов, которые осуществляют предпринимательскую деятельность. Госслужащий, являющийся должностным лицом, не имеет также права: а) содействовать, используя своё служебное положение, физическим и юридическим лицам в осуществлении ими внешнеэкономической, кредтно-банковской и другой деятельности с целью незаконного получения за это материальных благ, услуг или других преимуществ; б) неправомерно вмешиваться, используя своё служебное положение, в деятельность других государственных органов или должностных лиц с целью препятствования исполнения ими своих полномочий; в) быть поверенным третьих лиц в делах госоргана, деятельность которого он контролирует; г) давать незаконные преимущества , физическим и юридическим лицам в процессе подготовки и принятия нормативно-правовых актов или решений. Лица, которые претендуют на занятие должности в системе государственной службы или на выполнение других функций государства, предупреждаются об установленных относительно них ограничениях. Иные ограничения связаны с прохождением государственной службы отдельными категориями госслужащих, устанавливаются исключительно законодательными актами Украины. Выводы Таким образом, можно сделать следующие выводы: Должностное лицо -- лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти постоянно, временно или по специальному полномочию, занимающее в госучреждениях, органах местного самоуправления, общественных учреждениях, организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей. Должность, которую занимает госслужащий, определяет содержание его деятельности и правовое положение. От должности зависит объем, формы, методы участия в практическом осуществлении компетенции того органа, в котором он работает. Согласно ст.2.Закона, должность - определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица госоргана и его аппарата, на которую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий. Должности классифицируются по категориям и рангам. Основными критериями классификации должностей являются: - организационно-правовой уровень органа, учреждения; - объем и характер компетенции на конкретной должности; - роль и место должности в структуре госоргана, учреждения. Всего установлено 7 категорий и 15 рангов. Список литературы1. Закон України"Про державну службу" від 26 грудня 1993 p. 2. Закон Украины «О борьбе с коррупцией» от 5.10.1995 г. 3. Административное право Украины - под. ред. Кивалова С.В. 4. Адміністративне право України, навч.-методичний посібник, Одеса-2008 5. Битяк Ю. П. Державна служба та розвиток її демократичних основ.-- Харків, 1990.
Страницы: 1, 2
|