p align="left">При приеме на службу, связанную с необходимостью доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, предусмотрена процедура оформления допуска. В книге подробно исследуется и приводится организация документаци-онного обеспечения по этому вопросу, а также делаются выводы и предложения для организации этой работы с конфиденциальной информацией органов государственной власти, организаций. Другими, охраняемыми законами, являются тайны: личная (персональные данные) служебная; коммерческая; банковская; медицинская; нотариальная; записи актов гражданского состояний; почтово-телеграфных отправлений; адвокатская; аудиторская; журналистская; религиозная; партийная и др. Служебную тайну составляет несекретная информация, ограничение которой на распространение диктуется служебной необходимостью. Состав информации, к которой доступ граждан ограничивается в интересах обеспечения функций организаций, относится к служебной тайне, и ее определяет руководитель организации. Он несет ответственность и за порядок охраны информации. Общие условия, когда информация может приобретать характер служебной тайны, определяются в ст. 139 ГК РФ: "Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами". Содержание профессиональной тайны (к которой возможно отнести также врачебную; аудиторскую, адвокатскую, нотариальную и др.) определяется в законодательстве, регулирующем соответствующие виды деятельности: следственной тайны -- в Уголовном процессуальном кодексе РФ или в ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", врачебной тайны -- в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и т.д. В то же время указанные виды профессиональной тайны можно отнести к такой группе конфиденциальной информации, как персональные данные. В ст. 10 (п. 8) ФЗ "Об основах государственной службы" устанавливается обязанность государственного служащего хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан. Это требование прямо вытекает из ст. 23 Конституции РФ, которая рассматривает неприкосновенность и тайну частной жизни как важнейший элемент правового статуса гражданина Российской Федерации. Суть его в том, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. Несоблюдение данной статьи Конституции РФ и основных статей закона привело и приводит к обострению криминальной обстановки в стране. Например, по "квартирному вопросу" -- передача госслужащими, работниками организаций (медицинским персоналом, работниками ДЭЗов и тд.) криминальным элементам персональных данных, которые являются конфиденциальной информацией (о больных, немощных людях, пенсионерах и т.д., владеющих квартирой или прописанных в определенном месте). В полном объеме правовой режим сведений о гражданах будет определяться Федеральным законом "О персональных данных", проект которого рассмотрен Государственной Думой в первом чтении. В книге, в связи с тем, что ДИОД может быть государственной или негосударственной, использовалась ст. 6 ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". Государство имеет право выкупа ДИОД физических и юридических лиц. Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти. ДИОД может быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Статья 6 Закона гласит: "Право собственности на средства обработки информации не создает права собственности на информационные ресурсы, принадлежащие другим собственникам. Документы, обрабатываемые в порядке предоставления услуг или при совместном использовании этих средств обработки, принадлежат их владельцу. Принадлежность и режим производной продукции, создаваемой в этом случае, регулируются договором". Самое важное на законодательном уровне -- создать механизм, позволяющий согласовать процесс разработки законов с реалиями и прогрессом информационных технологий в области документированной информации ограниченного доступа. Законы работают через нормативные документы, подготовленные соответствующими ведомствами. Специфической особенностью является то, что во многих случаях невозможно обеспечить выполнение строгих режимных и организационных мер по отношению к конфиденциальной информации на законодательном уровне. Главное же чего, на наш взгляд, не хватает современному российскому законодательству, это принятия координирующих и направляющих мер по безопасности всех видов конфиденциальной информации в целом. Поэтому на рассмотрение читателей данной книги выносится вариант проекта ФЗ "О конфиденциальной информации" (Приложение 11), созданного по аналогии с Законом "О государственной тайне". Книга создана по правовым актам и источникам, которые являются открытыми, без ограничения доступа российских и иностранных граждан, также использован в Интернете сайт Ю.К. Свирского. Глубокая признательность и благодарность за оказанную помощь при создании книги начальнику Информационно-технологического центра Правительства Москвы, кандидату технических наук А.Н. Михайлову, директору ВНИИ доку-ментоведения и архивного дела, доктору исторических наук М.В.Ларину, заместителю директора, кандидату исторических наук В .Д. Банасюкевичу, главному редактору журнала "Отечественные архивы" Г.И. Бондаревой, ст. научному сотруднику Института экономических проблем переходного периода В.О. Боксеру, а также Президенту банка "Российский кредит" О.Э. Говорухину. Государственная тайна. Организация работы с документами, ее документационное обеспечение 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с ФЗ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (с изм. от 6 октября 1997 г.): "государственная тайна -- защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации". Основные положения данного Закона обязательны для исполнения предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне. В Законе изложены основные организационные, информационные и документационные технологии по работе с информацией и документами, относящимися к государственной тайне, а также основные формы документов, необходимых при соблюдении следующих технологий: порядок отнесения информации к государственной тайне; порядок ограничения прав собственности предприятий, учреждений организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием; порядок и принципы засекречивания информации и документов; описание реквизитов документов, составляющих государственную тайну; порядок рассекречивания информации и документов; порядок распоряжения информацией и документами (взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями); порядок передачи информации и документов, составляющих государственную тайну другим государствам; порядок защиты информации и документов при изменении функций субъектов правоотношений; организация защиты государственной тайны (органы и их основные функции по защите государственной тайны); порядок и организация допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне; порядок и организация допуска предприятий, учреждений Я организаций к проведению работ, связанных с использованием документов и информации, составляющих государственную тайну; организация и порядок контроля и надзора за обеспечением защиты государственной тайны. В законе также дан перечень сведений, составляющих гостайну. По открытым источникам составлены "Методические рекомендации по организации работы с документированной Информацией ограниченного доступа (ДИОД)" (Приложение 2). Поскольку ДИОД включает в себя как документы, относящиеся к гостайне, так и конфиденциальные документы, то основные положения Методических рекомендаций можно применять при составлении инструкций по организации работы с первой категорией документов, документов, относящихся к гостайне, хотя наверняка такие инструкции давно уже разработаны. Прежде чем излагать основные разделы данной части книги, необходимо определиться с существующей терминологией в области документирования информации, относящейся к государственной тайне. В Законе используются следующие основные понятия: "система защиты государственной тайны -- совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях; допуск к государственной тайне -- процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций -- на проведение работ с использованием таких сведений; доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, -- санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну; средства защиты информации -- технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации". 2. МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ 2.1 Общие сведения Межведомственная комиссия по защите государственной тайны далее -- Межведомственная комиссия) -- коллегиальный орган, который занимает ключевое положение в системе органов по защите государственной тайны, основной его функцией является координация деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее -- органы государственной власти) по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законодательства о государственной тайне. Поэтому основные цели, положения, функции и задачи Межведомственной комиссии необходимо знать всем госслужащим, работникам организаций независимо от организационно-правовых форм, форм собственности и видов деятельности, непосредственно связанных с ДИОД. Межведомственная комиссия образована в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне" и Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября 1995 г. № 1108 "О Межведомственной комиссии по защите государственной тайны". Положение о Межведомственной комиссии утверждено Указом Президента Российской Федерации от 20 января 1996 г. № 71 "Вопросы Межведомственной комиссии по за щите государственной тайны" (с изм. от 21 апреля, 6 июня 1996 г., 14 июня 1997 г., 9 января 1999 г.). Состав Межведомственной комиссии по должностям утвержден Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 1999 г. № 1467 (с изм. от 27 ноября 2000 г.). . Решения Межведомственной комиссии, принятые в соответствии с ее полномочиями, обязательны для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. 2.2 Основные направления деятельности Межведомственной комиссии Комиссия осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям: 1. Формирует перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемых нормативными актами Президента Российской Федерации. Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне (утв. распоряжением Президента РФ от 17января 2000 г. № 6-рп) (с изм. от 26 сентября 2000 г.)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38
|