реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Документы и тайна

реферат
p align="left">При приеме на службу, связанную с необходимостью доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, предусмотрена процедура оформления допуска. В книге подробно исследуется и приводится организация документаци-онного обеспечения по этому вопросу, а также делаются выводы и предложения для организации этой работы с конфиденциальной информацией органов государственной власти, организаций.

Другими, охраняемыми законами, являются тайны: личная (персональные данные) служебная; коммерческая; банковская; медицинская; нотариальная; записи актов гражданского состояний; почтово-телеграфных отправлений; адвокатская; аудиторская; журналистская; религиозная; партийная и др.

Служебную тайну составляет несекретная информация, ограничение которой на распространение диктуется служебной необходимостью.

Состав информации, к которой доступ граждан ограничивается в интересах обеспечения функций организаций, относится к служебной тайне, и ее определяет руководитель организации. Он несет ответственность и за порядок охраны информации.

Общие условия, когда информация может приобретать характер служебной тайны, определяются в ст. 139 ГК РФ: "Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами".

Содержание профессиональной тайны (к которой возможно отнести также врачебную; аудиторскую, адвокатскую, нотариальную и др.) определяется в законодательстве, регулирующем соответствующие виды деятельности: следственной тайны -- в Уголовном процессуальном кодексе РФ или в ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", врачебной тайны -- в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и т.д.

В то же время указанные виды профессиональной тайны можно отнести к такой группе конфиденциальной информации, как персональные данные.

В ст. 10 (п. 8) ФЗ "Об основах государственной службы" устанавливается обязанность государственного служащего хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан. Это требование прямо вытекает из ст. 23 Конституции РФ, которая рассматривает неприкосновенность и тайну частной жизни как важнейший элемент правового статуса гражданина Российской Федерации. Суть его в том, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.

Несоблюдение данной статьи Конституции РФ и основных статей закона привело и приводит к обострению криминальной обстановки в стране. Например, по "квартирному вопросу" -- передача госслужащими, работниками организаций (медицинским персоналом, работниками ДЭЗов и тд.) криминальным элементам персональных данных, которые являются конфиденциальной информацией (о больных, немощных людях, пенсионерах и т.д., владеющих квартирой или прописанных в определенном месте).

В полном объеме правовой режим сведений о гражданах будет определяться Федеральным законом "О персональных данных", проект которого рассмотрен Государственной Думой в первом чтении.

В книге, в связи с тем, что ДИОД может быть государственной или негосударственной, использовалась ст. 6 ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации".

Государство имеет право выкупа ДИОД физических и юридических лиц.

Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти. ДИОД может быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 6 Закона гласит: "Право собственности на средства обработки информации не создает права собственности на информационные ресурсы, принадлежащие другим собственникам. Документы, обрабатываемые в порядке предоставления услуг или при совместном использовании этих средств обработки, принадлежат их владельцу. Принадлежность и режим производной продукции, создаваемой в этом случае, регулируются договором".

Самое важное на законодательном уровне -- создать механизм, позволяющий согласовать процесс разработки законов с реалиями и прогрессом информационных технологий в области документированной информации ограниченного доступа. Законы работают через нормативные документы, подготовленные соответствующими ведомствами.

Специфической особенностью является то, что во многих случаях невозможно обеспечить выполнение строгих режимных и организационных мер по отношению к конфиденциальной информации на законодательном уровне. Главное же чего, на наш взгляд, не хватает современному российскому законодательству, это принятия координирующих и направляющих мер по безопасности всех видов конфиденциальной информации в целом. Поэтому на рассмотрение читателей данной книги выносится вариант проекта ФЗ "О конфиденциальной информации" (Приложение 11), созданного по аналогии с Законом "О государственной тайне".

Книга создана по правовым актам и источникам, которые являются открытыми, без ограничения доступа российских и иностранных граждан, также использован в Интернете сайт Ю.К. Свирского.

Глубокая признательность и благодарность за оказанную помощь при создании книги начальнику Информационно-технологического центра Правительства Москвы, кандидату технических наук А.Н. Михайлову, директору ВНИИ доку-ментоведения и архивного дела, доктору исторических наук М.В.Ларину, заместителю директора, кандидату исторических наук В .Д. Банасюкевичу, главному редактору журнала "Отечественные архивы" Г.И. Бондаревой, ст. научному сотруднику Института экономических проблем переходного периода В.О. Боксеру, а также Президенту банка "Российский кредит" О.Э. Говорухину.

Государственная тайна. Организация работы с документами, ее документационное обеспечение

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с ФЗ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (с изм. от 6 октября 1997 г.): "государственная тайна -- защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации".

Основные положения данного Закона обязательны для исполнения предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

В Законе изложены основные организационные, информационные и документационные технологии по работе с информацией и документами, относящимися к государственной тайне, а также основные формы документов, необходимых при соблюдении следующих технологий:

порядок отнесения информации к государственной тайне;

порядок ограничения прав собственности предприятий, учреждений организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием;

порядок и принципы засекречивания информации и документов;

описание реквизитов документов, составляющих государственную тайну;

порядок рассекречивания информации и документов; порядок распоряжения информацией и документами (взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями);

порядок передачи информации и документов, составляющих государственную тайну другим государствам;

порядок защиты информации и документов при изменении функций субъектов правоотношений;

организация защиты государственной тайны (органы и их основные функции по защите государственной тайны);

порядок и организация допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне;

порядок и организация допуска предприятий, учреждений Я организаций к проведению работ, связанных с использованием документов и информации, составляющих государственную тайну;

организация и порядок контроля и надзора за обеспечением защиты государственной тайны.

В законе также дан перечень сведений, составляющих гостайну.

По открытым источникам составлены "Методические рекомендации по организации работы с документированной Информацией ограниченного доступа (ДИОД)" (Приложение 2). Поскольку ДИОД включает в себя как документы, относящиеся к гостайне, так и конфиденциальные документы, то основные положения Методических рекомендаций можно применять при составлении инструкций по организации работы с первой категорией документов, документов, относящихся к гостайне, хотя наверняка такие инструкции давно уже разработаны.

Прежде чем излагать основные разделы данной части книги, необходимо определиться с существующей терминологией в области документирования информации, относящейся к государственной тайне.

В Законе используются следующие основные понятия:

"система защиты государственной тайны -- совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;

допуск к государственной тайне -- процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций -- на проведение работ с использованием таких сведений;

доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, -- санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

средства защиты информации -- технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации".

2. МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

2.1 Общие сведения

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны далее -- Межведомственная комиссия) -- коллегиальный орган, который занимает ключевое положение в системе органов по защите государственной тайны, основной его функцией является координация деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее -- органы государственной власти) по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законодательства о государственной тайне. Поэтому основные цели, положения, функции и задачи Межведомственной комиссии необходимо знать всем госслужащим, работникам организаций независимо от организационно-правовых форм, форм собственности и видов деятельности, непосредственно связанных с ДИОД. Межведомственная комиссия образована в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне" и Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября

1995 г. № 1108 "О Межведомственной комиссии по защите государственной тайны".

Положение о Межведомственной комиссии утверждено Указом Президента Российской Федерации от 20 января

1996 г. № 71 "Вопросы Межведомственной комиссии по за щите государственной тайны" (с изм. от 21 апреля, 6 июня 1996 г., 14 июня 1997 г., 9 января 1999 г.).

Состав Межведомственной комиссии по должностям утвержден Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 1999 г. № 1467 (с изм. от 27 ноября 2000 г.). . Решения Межведомственной комиссии, принятые в соответствии с ее полномочиями, обязательны для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

2.2 Основные направления деятельности Межведомственной комиссии

Комиссия осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:

1. Формирует перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемых нормативными актами Президента Российской Федерации.

Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне

(утв. распоряжением Президента РФ от 17января 2000 г. № 6-рп) (с изм. от 26 сентября 2000 г.)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.