значит, можно сделать вывод, что сфера применения норм ГК о розничной купле-продаже (по субъектам) шире, нежели действие норм, содержащихся в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей". Согласно указанному Закону применительно к розничной купле-продаже, под потребителем понимается только гражданин, имеющий намерение приобрести либо приобретающий или использующий товары исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Исключая из числа субъектов, признаваемых потребителями, юридических лиц, законодатель, видимо, полагал, что организации, в отличие от граждан, имеют свои финансовые, бухгалтерские, юридические службы и поэтому не нуждаются в специальных средствах защиты, предоставляемых Законом "слабой" стороне в отношениях, связанных с розничной куплей-продажей, т.е. гражданину. Во всяком случае, Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" не распространяется на отношения с участием организаций (юридических лиц), выступающих в качестве покупателей по договору розничной купли-продажи. Тем не менее, ГК учитывает различия в правовом положении и фактических возможностях по защите нарушенных прав и законных интересов, которые имеют соответственно граждане и организации (юридические лица), но путем предоставления дополнительных прав не всем покупателям товаров, а исключительно тем из них, в качестве которых выступают граждане. В соответствии с п.3 ст.492 ГК к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным данным Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними. Кроме того, при введении в действие части второй ГК, в том числе норм о розничной купле-продаже, было предусмотрено, что в тех случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами. [9]Договор розничной купли-продажи, признается публичным договором (п.2 ст.492 ГК). Это означает, что торговое предприятие не вправе отказаться от заключения договора при наличии соответствующего товара. Цена товара, а также иные условия договора купли-продажи должны быть одинаковыми для всех потребителей. У некоторых ученых сомнения вызывает пункт 2 ст.492, объявляющий договор розничной купли-продажи публичным. [10] В публичном договоре цена товаров, а также иные условия договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (п.2 ст.426 ГК РФ). Но договор розничной купли-продажи имеет особенность, вызванную институтом права частной собственности. Собственник товара волен делать с ним все, что угодно, если это не запрещено законом, не вредит окружающей среде и не нарушает права и законные интересы других лиц. Поэтому никто не может запретить собственнику, например, продавать свой товар некоторым лицам, которые ему понравились, по льготной цене, хотя законом и иными правовыми актами какое-либо предпочтение этим лицам не предусмотрено. В настоящее время в розничной купле-продаже широко практикуется использование дисконтных карт, приобретатели которых пользуются отдельными льготами при последующих покупках у данного продавца. Но такой порядок тоже не предусмотрен ни законом, ни иными правовыми актами. "Характерно, что почти все остальные разновидности договора купли-продажи, за исключением энергоснабжения, не содержат признака публичности. Поэтому представляется, что указание закона о публичном характере договора розничной купли-продажи требует соответствующей корректировки".[11]Несколько аномалий в договоре розничной купли-продажи подмечено И.В. Елисеевым - соавтором санкт-петербургского учебника по гражданскому праву. [12] Так, он обратил внимание на неудачную формулировку статьи 493 ГК РФ, касающуюся момента заключения такого договора. В соответствии с этой статьей момент заключения договора связан не с оплатой товара, а с выдачей документа, подтверждающего оплату. Однако, обоснованно возражает И.В. Елисеев, отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора; кроме того, многие виды розничной купли-продажи (торговля на рынках, с лотков, продажа газет и т.п.) вообще не предусматривают выдачи кассовых чеков. Поэтому он предлагает толковать статью 493 в том смысле, что договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента оплаты покупателем товара, которая сопровождается выдачей чека. Далее он подвергает сомнению положение ст.494 ГК РФ о публичной оферте. По его мнению, данная статья содержит правило, противоположное статье 437 ГКРФ, где реклама рассматривается лишь как предложение делать оферты, и это способно породить известные проблемы. Кроме того, И.В. Елисеев обращает внимание на "невнятность статьи 497 ГК РФ", которая регулирует разновидность розничной купли-продажи по образцам. Доводы, приведенные этим автором вполне убедительны. Тем не менее, квалификация договора розничной купли-продажи в качестве публичного договора, помимо иных известных последствий, дает Правительству РФ возможность издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении данного договора. В настоящее время одним из основных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с розничной куплей-продажей, являются Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55. [13]Правила содержат ряд норм, устанавливающих дополнительные требования к организациям и индивидуальным предпринимателям (выступающим в роли продавца в договоре розничной купли-продажи), выходящие за рамки содержания договора розничной купли-продажи. Указанные нормы являются императивными и носят публично-правовой характер. В качестве примера таких публично-правовых норм можно привести следующие правила. В случае временного приостановления своей деятельности (для проведения плановых санитарных дней, ремонта и по другим причинам) продавец обязан своевременно предоставить покупателю информацию о дате и сроках приостановления деятельности. Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания определяются продавцом самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности. При этом продавец обязан соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах. Продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможность правильного выбора покупателями товаров. Продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую проверку. В торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование, с тем чтобы покупатель мог удостовериться в правильности цены, меры и веса приобретенного товара. Продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию. Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55, в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей. Эти Правила, так же как и Федеральный закон "О защите прав потребителей", обязывают продавца довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации. Продавец - индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также о выдавшем ее органе. Указанная информация размещается в местах, удобных для ознакомления с ней покупателя. Аналогичная информация должна быть доведена до сведения покупателей и при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и пр., т.е. вне постоянного места нахождения продавца. 1.3. Порядок заключения договора. Форма договораЕсли иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (ст.428 ГК), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий (ст.493 ГК). Договор розничной купли-продажи по способу заключения относится к категории договоров присоединения. Факт заключения договора розничной купли-продажи удостоверяется выдачей продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара. С выдачей такого документа законодатель связывает также и момент заключения договора розничной купли-продажи. Обязанность по применению контрольно-кассовых машин (ККМ) для организаций всех форм собственности при осуществлении денежных расчетов с населением по торговым операциям и при оказании услуг была введена Федеральным законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". В соответствии со ст.2 данного Закона контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр (при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр - ст.3 вышеуказанного закона), применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Контрольно-кассовые машины подлежат обязательной регистрации в налоговых органах. Денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин допускаются в организациях отдельных категорий согласно перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Организация, осуществляющая денежные расчеты с населением с применением контрольно-кассовых машин, в соответсвии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745,12 обязана выдавать покупателям (клиентам) чек или вкладной (подкладной) документ, напечатанный контрольно-кассовой машиной. На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе должны отражаться следующие реквизиты: а) наименование организации; б) идентификационный номер организации-налогоплательщика; в) заводской номер контрольно-кассовой машины; г) порядковый номер чека; д) дата и время покупки (оказания услуги); е) стоимость покупки (услуги); ж) признак фискального режима. 12 Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745 "Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин" (с изменениями от 23 октября 1995 г., 6 января, 19 декабря 1997 г., 7 августа, 3 сентября, 21 ноября 1998 г., 7 января 1999 г., 2 декабря 2000 г., 8 августа 2003 г) На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе, контрольных лентах могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам, с учетом особенностей сфер их применения. Чеки погашаются одновременно с выдачей товара (оказанием услуг) с помощью штампов или путем надрыва в установленных местах. В соответствии с вышеназванным Федеральным законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ, организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности: продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно; продажи ценных бумаг; продажи лотерейных билетов; продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|