реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Договор проката

реферат
p align="left">6. Ответственность. Регулирование отношений по прокату с участием граждан-потребителей правовыми актами о защите прав потребителей позволяет выделить особенности применения ответственности арендодателя и других способов защиты этой категории арендаторов. Согласно Закону "О защите прав потребителей" нарушение прав арендатора-потребителя влечет за собой, в частности, компенсацию морального вреда в случае нарушения не только нематериальных благ, но и имущественных интересов (ст. 15 Закона). В отличие от общего правила о презумпции зачетного характера неустойки (ст. 394 ГК) при причинении убытков потребителю неустойка предполагается штрафной (п. 2 ст. 13 Закона). Уплата неустойки или возмещение убытков (в изъятие из правила п. 2 ст. 396 ГК) не освобождают арендодателя от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем (п. 3 ст. 13 Закона).

Дополнительной защитой интересов потребителя служат правила п. 3 и 6 ст. 13 Закона "О защите прав потребителей", направленные на стимулирование добровольного порядка удовлетворения требований потребителя и недопустимость доведения до судебного разбирательства его бесспорных требований об уплате неустойки (пени). При удовлетворении судом законных требований потребителя помимо гражданско-правовой ответственности перед потребителем суд вправе возложить на арендодателя административную ответственность за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.

7. Расторжение договора. В изъятие из общих положений о расторжении договора аренды ГК не ограничивает право арендатора отказаться от договора какими-либо особыми основаниями. Арендатор вправе в любое время односторонним заявлением арендодателю отказаться от исполнения договора проката без объяснения мотивов отказа (п. 3 ст. 627 ГК). Достаточно лишь письменно предупредить арендодателя об этом намерении не менее чем за 10 дней. Это не исключает, однако, права арендатора расторгнуть договор проката по основаниям, указанным, в частности, в ст. 620 ГК.

Договор проката по требованию арендодателя расторгается по общим правилам о расторжении договора аренды.

Договор аренды транспортных средств

1. Аренда транспортных средств представляет собой один из видов договора имущественного найма (аренды). Основанием для выделения этого вида аренды послужила надобность в принятии ряда специальных норм, в которых учитывалась бы специфика временного предоставления за плату во владение и пользование определенного имущества - транспортного средства. Предоставление транспортного средства может сопровождаться оказанием услуг по управлению им и по технической эксплуатации. В зависимости от этого аренда транспортных средств разделяется на две разновидности - аренда транспортного средства с экипажем (ст. 632 - 641 ГК) и аренда транспортного средства без экипажа (ст. 642 - 649 ГК).

Помимо правил, содержащихся в § 3 гл. 34 ГК, особенности аренды отдельных видов транспортных средств могут быть отражены в транспортных уставах и кодексах (ст. 641, 649 ГК). В настоящее время такие правила содержатся в КТМ и в КВВТ.

В отличие от прежнего законодательства в ныне действующем КТМ регулированию отношений по аренде судна с экипажем, с одной стороны, и без экипажа, с другой, посвящены правила, содержащиеся в разных главах КТМ. В гл. X содержатся правила, регулирующие фрахтование судна на время с экипажем (тайм-чартер); в гл. XI - правила, относящиеся к фрахтованию судна без экипажа (бербоут-чартер).

В КВВТ правила, регулирующие отношения по аренде судов внутреннего водного транспорта, помещены в гл. X "Аренда судов".

Договор аренды транспортного средства двусторонне обязывающий: арендодатель обязан предоставить определенное имущество, а арендатор - внести за это соответствующую плату. Поскольку транспортное средство предоставляется арендатору за плату, договор является возмездным.

Транспортное средство предоставляется арендатору на время, по истечении которого он обязан возвратить его арендодателю. Поэтому договор аренды транспортных средств должен быть признан срочным.

Наконец, права и обязанности по договору возникают с момента достижения сторонами соглашения по его существенным условиям. Следовательно, он является консенсуальным.

В понимании предмета договора в зависимости от того, о какой его разновидности идет речь - аренде с экипажем (п. 2) или без экипажа (п. 3), есть известные различия.

2. Согласно п. 1 ст. 632 ГК по договору аренды (фрахтования на время) арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство с экипажем во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. Речь, таким образом, идет как о господстве над имуществом (владении), так и об извлечении его полезных свойств (пользовании). Однако в абз. 1 ст. 606 ГК предусматривается и возможность предоставления имущества только в пользование арендатора без передачи его во владение. Именно к такому виду аренды относит КТМ договор фрахтования судна на время (тайм-чартер), по которому судовладелец обязуется предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или иных целей торгового мореплавания (ст. 198). Таким образом, в КТМ предусмотрена передача арендатору (фрахтователю) судна только во временное пользование. Эксплуатация транспортного средства в подобных случаях может осуществляться в любых целях, для которых используется транспорт данного вида. Так, морское судно может быть использовано для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 КТМ); воздушное судно - для воздушных перевозок пассажиров, багажа, груза, почты, выполнения авиационных работ и т.п. (ст. 9 ВК).

Что касается правомочия владения транспортным средством, то оно не выходит из владения арендодателя. Члены экипажа остаются его работниками. Его распоряжения, касающиеся управления и технической (на водном транспорте - навигационно-технической) эксплуатации транспортного средства, обязательны для руководителя (капитана) экипажа и всех остальных его членов. При их посредстве он осуществляет владение транспортным средством.

Подтверждением этого может быть возложение на арендодателя ответственности за вред, причиненный транспортным средством (ст. 640 ГК). Такая ответственность наступает в соответствии с правилами, предусмотренными гл. 59 ГК. В силу ст. 1079 ГК она может быть возложена, в частности, на лицо, владеющее источником повышенной опасности. Таким лицом в ст. 640 ГК признан арендодатель.

Наряду с предоставлением имущества в пользование как первым элементом договора его вторым элементом служит оказание услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации. Оказание таких услуг выходит за пределы предмета аренды и сближает рассматриваемый договор с договорами об оказании услуг, результаты которых не имеют вещественной формы. Этот элемент отражается и на правовом регулировании иных отношений, возникающих при аренде транспортного средства с экипажем. Например, на арендодателя возлагается обязанность как текущего, так и капитального ремонта транспортного средства и предоставления необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК), тогда как при аренде иного имущества проведение текущего ремонта, если иное не установлено законом или договором аренды, входит в обязанности арендатора (п. 2 ст. 616 ГК).

Учитывая своеобразие договора аренды транспортного средства с предоставлением услуг по его управлению и технической эксплуатации, некоторые ученые применительно к этому договору в торговом мореплавании (тайм-чартер) делали вывод о самостоятельном, особом его характере. В ГК основным элементом договора аренды признается предоставление арендатору имущества во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606). Исходя из первого и наиболее важного элемента, этот договор отнесен к одному из видов аренды.

В изъятие из правила о форме и обязательности государственной регистрации общего договора аренды (ст. 609 ГК) договор аренды транспортного средства с экипажем безотносительно к сроку его действия и его субъектному составу должен быть заключен в письменной форме. При аренде морских, воздушных, а также судов внутреннего водного плавания договоры, как правило, заключаются с использованием отпечатанных типографским способом проформ (стандартных форм) чартеров. В проформе с учетом рода (вида) груза, направления перевозки и других факторов излагаются общие, как правило, постоянные условия аренды судна.

На морском транспорте наиболее широко применяется универсальная проформа фрахтования судна на время "Балтайм", разработанная в 1939 г., а затем в 1950 г. исправленная и дополненная. При найме судов, следующих из портов американского континента в Европу, используется проформа "Нью-Йорк продьюс", разработанная в 1913 г. и последний раз пересмотренная в 1946 г.

Хотя в ГК содержится требование письменного оформления договора аренды транспортного средства с экипажем, несоблюдение этого требования не влечет его недействительности. В случае спора стороны не могут в подтверждение договора и его условий ссылаться на свидетельские показания, но вправе приводить письменные и другие доказательства.

К недвижимому имуществу из транспортных средств относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, а также суда внутреннего плавания. Однако правило о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества (п. 2 ст. 609 ГК) к аренде транспортных средств с экипажем не применяется.

Договором аренды транспортного средства с экипажем предусмотрено предоставление имущества и услуг экипажа арендатору на определенное время. Срок их предоставления обозначается в договоре в виде календарного периода или времени, необходимого для достижения конкретной цели арендатора (одного или нескольких рейсов по перевозке груза, буксирной либо спасательной операции и т.д.). Поскольку такой договор является срочным, арендатор по истечении обусловленного времени обязан возвратить арендодателю соответствующее транспортное средство в том состоянии, в каком оно было им получено, исключая естественный износ. Согласно ст. 632 ГК правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок при отсутствии возражений арендодателя, а также о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок к этому договору не применяются.

Передаваемое арендатору транспортное средство должно быть пригодным для немедленного использования. Это предполагает надлежащее техническое состояние транспортного средства, его прочность и исправность, надежность систем, конструкций, механизмов и приспособлений.

В понятие коммерческой пригодности входит также наличие с соответствующим сроком годности топлива (бункера), смазочных масел, обтирочных материалов, ветоши, в необходимых случаях - провизии и других запасов, вместительных и чистых грузовых или пассажирских помещений, нужных документов и т.п. Конкретным содержанием требование пригодности транспортного средства (на морском флоте - "мореходности") наполняется в зависимости от целей и срока аренды.

В течение всего срока действия договора арендодатель обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, предоставляя все необходимые материалы и принадлежности и заменяя изношенные части и механизмы, проводя текущий и капитальный ремонт. К необходимым материалам и принадлежностям относятся топливо, смазочные масла, краска, инструменты и т.п.

Предоставление со стороны арендодателя услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства имеет целью обеспечить его нормальное и безопасное использование в соответствии с условиями договора. Эта цель достигается путем укомплектования транспортного средства достаточным по численности и квалифицированным экипажем. Численность экипажа и его состав, квалификация входящих в него лиц должны отвечать обязательным правилам и нормам, действующим на транспорте данного вида. Если же в правилах такие нормативы не установлены, то экипаж должен отвечать требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства и условиям договора. Члены экипажа, допущенные к управлению транспортным средством, должны иметь соответствующие свидетельства, квалификационные документы, водительские права, а в необходимых случаях - дипломы об окончании специальных учебных заведений и присвоении им нужного класса или звания.

Экипаж с передачей транспортного средства арендатору оказывается в двойном подчинении. Оставаясь работником арендодателя и по-прежнему подчиняясь ему в вопросах управления и технической эксплуатации, члены экипажа обязаны также подчиняться распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства. В частности, это относится к распоряжениям, направленным на обеспечение рентабельности использования арендуемого транспортного средства.

Оставаясь работодателем, лицо, сдающее в аренду транспортное средство, должно выплачивать заработную плату его экипажу, а также нести иные расходы по его содержанию (например, доставлять провиант, питьевую воду, предоставлять или оплачивать жилье и т.д.). Помимо этого, арендодатель принимает на себя и такую постоянную часть эксплуатационных расходов, как расходы по страхованию транспортного средства, и ответственность за ущерб, который может быть нанесен вследствие его эксплуатации.

Переменная часть эксплуатационных затрат - оплата топлива, смазочных масел и других материалов, расходуемых в процессе эксплуатации, налоги и сборы и т.п. - падают на арендатора. Правила об отнесении расходов по эксплуатации транспортного средства (ст. 635, 636 ГК) на ту или иную сторону договора носят диспозитивный характер. Это позволяет сторонам распределить расходы между ними иначе, чем это предусмотрено в ГК.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.