реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Договор перевозки пассажиров и грузов железнодорожным транспортом

реферат
p align="left">С точки зрения действующего законодательства неустойка за просрочку доставки не может считаться исключительной. По общему правилу неустойка имеет зачетный характер; исключительные, а также штрафные неустойки могут быть установлены законом или договором (ст. 394 ГК РФ). Ни ГК РФ, ни УЖДТ РФ не исключают права сторон перевозки на возмещение ущерба в части, не покрытой неустойкой. Статья 97 УЖДТ РФ не устанавливает исключительный характер неустойки за просрочку доставки. Более того, абз. 2 ст. 97 устанавливает право регрессного требования последнего перевозчика к перевозчику, который фактически допустил просрочку, о возмещении убытков.

Открытое акционерное общество "Нижнекамскнефтехим", г. Нижнекамск, Республика Татарстан, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", г. Самара, в лице филиала "Куйбышевская железная дорога", г. Самара, о взыскании 13651 руб. 25 коп. пени за просрочку в доставке грузов.

31.07.2005 по железнодорожной накладной со станции Кириши Октябрьской железной дороги в адрес истца была отправлена цистерна N 50746742 с бензолом нефтяным для синтеза. Перевозимый груз относится к категории опасных грузов. Согласно накладной провозная плата составила 151685 руб.

На станцию Биклянь цистерна прибыла 14.08.2005, то есть через 14 дней с даты отправления. Расстояние между станцией назначения и станцией отправления составляет 1767 км.

В соответствии со ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами, а также по соглашению сторон. В соответствии со ст. 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки.

Последним из рассматриваемых в данной работе нарушений перевозчиком является подача им под погрузку неочищенных вагонов, контейнеров. Подача неочищенных вагонов соотносится с подачей непригодных для перевозки вагонов. Размер санкций в первом случае выше в 5-30 раз. Неподача (подача непригодного для перевозки) полувагона грузоподъемностью 70 тонн влечет наложение штрафа в 7 МРОТ, не очистка аналогичного вагона - 45 МРОТ. Для контейнера массой до 5 тонн суммы штрафа составляют 0,5 МРОТ и 15 МРОТ соответственно.

Таким образом, в основу ответственности перевозчика должен быть положен принцип вины, а перечень обстоятельств, с которыми связано освобождение от ответственности перевозчика, должен быть исчерпывающим, а не примерным.

Нельзя не учитывать, что в ряде международных конвенций и соглашений о железнодорожных перевозках грузов предусмотрен перечень особых рисков, освобождающих перевозчика от ответственности, поэтому "в рыночных условиях едва ли целесообразно ставить железную дорогу, осуществляющую перевозку внутри страны, в худшее положение по сравнению с перевозчиком, участвующим в международном сообщении.

3.2 Ответственность перевозчика за нарушение обязательств железнодорожной перевозки пассажира

С определением и осуществлением прав и обязанностей сторон договора перевозки пассажиров различными видами транспорта общего пользования связан обширный комплекс вопросов. Трудно говорить о подлинном юридическом равноправии в отношениях монополиста и гражданина, заключающего договор об использовании услуг, предоставляемых этим монополистом. Интересы гражданина призвана защищать система правовых норм, созданных государством в целях достижения юридического равновесия экономически мощных транспортных предприятий и граждан в качестве их контрагентов по договорам перевозки.

В соответствии со ст. 786 ГК РФ перевозка пассажира и его багажа производится на основании и во исполнение договора перевозки, заключенного между пассажиром и перевозчиком. Договор перевозки пассажира определяется как возмездный в связи с возложением на пассажира обязанности оплатить его доставку в пункт назначения. Пассажиры являются потребителями услуг, предоставляемых перевозчиками (главным образом транспортными предприятиями). Заниматься перевозкой пассажиров вправе транспортные предприятия, получившие соответствующее разрешение - лицензию. Требование лицензирования относится к коммерческим организациям, выполняющим перевозки транспортом общего пользования. Ведомства, осуществляющие перевозки своих работников собственным транспортом, также должны иметь необходимое разрешение.

По статье 789 ГК РФ договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором (ст. 426 ГК РФ): транспортная коммерческая организация обязана осуществлять перевозки пассажиров и багажа по обращению любого гражданина. Из этого следует, что еще до заключения конкретного договора перевозки пассажира транспортное предприятие уже несет определенные обязанности перед потенциальными пассажирами. Предприятие должно:

- обеспечить всем потенциальным пассажирам равные условия будущего договора перевозки;

- создать минимально необходимую материальную базу для приобретения пассажирского билета (касса, эффективно действующая система распространения билетов, а на городском транспорте - кондуктор или определенные приспособления, позволяющие зафиксировать факт вступления пассажира в правоотношение по перевозке);

- сформировать систему информационного обеспечения, с тем чтобы каждое заинтересованное лицо могло получить исчерпывающие сведения о запланированной поездке.

Ненадлежащее выполнение указанных "преддоговорных" обязанностей может повлечь негативные последствия как для пассажира, так и для транспортного предприятия - перевозчика.

Договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования относится также к категории договоров присоединения (см. ст. 428 ГК РФ). Условия такого договора определяются одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могут приниматься другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Суть договора присоединения заключается в том, что организация (возможно, индивидуальный предприниматель) как одна из сторон договора осуществляет деятельность, призванную удовлетворять потребности неопределенного круга лиц, любого лица, пожелавшего воспользоваться ее услугами. Однако вступать в индивидуальные переговоры с каждым пожелавшим воспользоваться услугами, в том числе транспортными, не представляется возможным. Поэтому согласно п. 2 ст. 786 ГК РФ заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией. Пассажирский билет и багажная квитанция содержат минимально необходимые условия договора перевозки. Детально условия договора разрабатываются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, и доводятся до всеобщего сведения в виде опубликованных правил перевозки. Степень свободы гражданина при заключении договора перевозки с коммерческой транспортной организацией практически равна нулю: он выбирает перевозчика, пункт назначения и условия перевозки из числа предлагаемых перевозчиком. Заключив договор перевозки, пассажир присоединяется к предложению перевозчика, подчиняясь установленным перевозчиком правилам.

В соответствии со ст. 5 Транспортного устава железных дорог (далее - ТУЖД) правила перевозок пассажиров железнодорожным транспортом на основании ТУЖД разрабатывает "федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта", т.е. Министерство путей сообщения РФ, с участием "федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте". Тем не менее 11 марта 1999 г. Правительство РФ утвердило Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте, которые не отменяют правил перевозки пассажиров, утвержденных МПС России. Правительство РФ исходило из того, что пассажир - сторона договора перевозки - является потребителем услуг железнодорожного транспорта, поэтому Правила разработаны в соответствии не только с ТУЖД, но и с Законом РФ "О защите прав потребителей", о чем сказано в п. 1 Правил.

Главная цель договора перевозки пассажира - перемещение пассажира из пункта отправления в пункт назначения.

Перевозка пассажиров коммерческими транспортными организациями не ограничивается перемещением пассажира из пункта А в пункт Б - она сопровождается оказанием пассажиру комплекса сопутствующих услуг. Перечень и характер услуг заранее определены ведомственными правилами перевозки пассажиров, а их оплата включается в цену билета. Таким образом, перевозка сочетается с оказанием услуг, а договор перевозки сопрягается с договором возмездного оказания услуг, хотя в соответствии с п. 2 ст. 779 ГК РФ правила гл. 39 ГК РФ "Возмездное оказание услуг" не распространяются на услуги перевозчика, оказываемые согласно гл. 40 ГК РФ, которая посвящена договору перевозки.

Обязанностью перевозчика следует считать также обеспечение безопасных и комфортных условий перевозки.

Предприятие транспорта общего пользования выступает с публичной офертой своих услуг. В зависимости от технических особенностей средств транспорта пассажиру при заключении договора перевозки предоставляется возможность выбора того или иного комплекса услуг. Ведомственные нормативные акты МПС России и Минтранса России определяют услуги, предоставление которых включается в стоимость пассажирского билета.

Утвержденные Правительством РФ Правила оказания услуг по перевозке пассажиров... на федеральном железнодорожном транспорте обязывают железную дорогу своевременно и достоверно информировать пассажиров об услугах, которые могут быть предоставлены перевозчиком. Пассажир должен быть снабжен информацией о времени отправления и прибытия поездов, о стоимости билетов в зависимости от класса поезда и вагона, о стоимости услуг, предоставляемых в вагонах повышенной комфортности и включенных в стоимость билета.

Из договора перевозки пассажира возникают обеспеченные правом основные обязанности перевозчика: а) доставить пассажира в пункт назначения, б) в период выполнения указанной обязанности создать пассажиру безопасные и комфортные условия поездки.

При этом уровень безопасности обеспечивается всем пассажирам в равной степени, а уровень комфорта - в рамках возможностей перевозчика и в зависимости от желания пассажира, преимущественно за дополнительную плату.

При намерении осуществить перевозку железнодорожным транспортом потенциальный пассажир может приобрести билет как в обычный вагон, так и в вагон повышенной комфортности. Приобретая билет в вагон повышенной комфортности, пассажир оплачивает включенные в стоимость билета сервисные услуги. Комплекс услуг и порядок их предоставления в вагонах повышенной комфортности определяет МПС России.

Комплекс дополнительных услуг, предоставляемых транспортным предприятием, с пассажиром не обсуждается - транспортное предприятие или соответствующий орган исполнительной власти (МПС России, Минтранс России и т.п.) в нормативном порядке определяют признаки классности транспортных средств - вагона, самолета, морского или речного судна, автотранспортного средства - и сообразно причислению к тому или иному классу устанавливают перечень предоставляемых услуг. На федеральном железнодорожном транспорте, например, введена сертификация услуг, предоставляемых пассажирам. Приказом министра путей сообщения РФ от 27 декабря 1999 г. утверждены и введены в действие с 1 июля 2000 г. Правила сертификации услуг, предоставляемых пассажирам на федеральном железнодорожном транспорте. Сертификация услуг должна, в частности, соответствовать Закону РФ "О защите прав потребителей". Сертификации подлежат услуги, предоставляемые пассажирам на железнодорожных вокзалах до отправления поезда, услуги по перевозке пассажиров, услуги в пути следования поезда и услуги, предоставляемые пассажирам по прибытии поезда к месту назначения. Следует считать, что сертификация услуг означает принятие на себя железнодорожным транспортом обязанности их предоставления лицу, приобретшему билет и тем самым заключившему договор перевозки.

Требования пассажира о предоставлении ему комплекса услуг, соответствующих классности транспортного средства, обусловлены заключенным договором перевозки. Услуги оплачены пассажиром при покупке билета, и их предоставление является необходимым условием договора, к которому присоединился пассажир.

Выступая в роли потребителя транспортных услуг, пассажир как субъект договора присоединения остается в определенной зависимости от транспортного предприятия и нуждается в четкой защите своих прав, вытекающих из договора перевозки. В области отношений по договору перевозки пассажира обеспечение баланса интересов обеих сторон определяется спецификой публичного договора и договора присоединения. С одной стороны, транспортное предприятие не вправе отказать пассажиру в заключении договора перевозки, с другой - пассажир вынужден подчиняться условиям, диктуемым перевозчиком. В связи с этим ГК РФ, транспортные уставы и кодексы, предоставляя перевозчику право устанавливать условия договора перевозки, защищают интересы и пассажира - потребителя, определяя его основные права и предусматривая ответственность перевозчика в случаях нарушения этих прав.

К сожалению, транспортные предприятия в ряде случаев пытаются использовать экономическое превосходство для максимального ограничения своей ответственности перед пассажирами за нарушения договора перевозки. Перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, по правилам гл. 59 ГК РФ, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика (ст. 800 ГК РФ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.