Деятельность органов внутренних дел по выявлению, пресечению и предупреждению административных правонарушений в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции
2 Реферат на тему: «Деятельность органов внутренних дел по выявлению, пресечению и предупреждению административных правонарушений в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.» Деятельность органов внутренних дел по выявлению, пресечению и предупреждению административных правонарушений в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. В настоящее время российский рынок алкогольной продукции отли-чается повышенной криминогенной опасностью, что связано с ростом подпольного и одновременно снижением объема легального производства, повышением доли продукции низкого качества и опасной для потребле-ния. Милиция является основным субъектом по выявлению и пресечению преступлений и правонарушений в данной сфере, одной из ее задач явля-ется проведение комплексных оперативно-профилактических мероприятий по выявлению деятельности формирований, занимающихся незаконным оборотом алкогольной продукции. Требования к обороту алкогольной продукции закреплены в норма-тивных правовых актах на федеральном уровне, основными из которых яв-ляются Федеральный закон «О государственном регулировании производ-ства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей про-дукции» от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ, постановления Правительства РФ «О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией» от 19 августа 1996 г. № 987, «Об утверждении перечня документов, подтвер-ждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алко-гольной продукции на территории Российской Федерации» от 15 авгус-та 1997 г. № 1019, «Об утверждении общих требований к порядку и усло-виям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку вы-дачи акцизных марок» от 1 октября 2002 г. № 723, «Об утверждении поло-жения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из неза-конного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 11 декабря 2002 г. № 883, а также в пра-вовых актах субъектов Российской Федерации. Спиртосодержащая продукция подразделяется на два вида -- непищевую и пищевую. Алкогольная продукция -- это вид пищевой спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 1,5 % объема готовой продукции, к разновидностям которой относятся этиловый спирт, вино и спиртные напитки (коньяк, водка, ликер и др.). Пиво не относится к алкогольной продукции, и на него не распро-страняются требования законодательства к ее обороту, однако некоторые ограничения существуют. В частности, решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может быть запрещена реализа-ция пива при проведении массовых культурных и развлекательных меро-приятий. Признание напитка алкогольной продукцией не всегда означает, что его употребление является правонарушением. В ст. 20.20 КоАП РФ впервые закреплена административная ответственность за распитие алкоголь-ной и спиртосодержащей продукции в общественных местах, объемное со-держание этилового спирта в которой более 12 %. Оборот алкогольной продукции -- это купля-продажа, хранение, перевозка данной продукции юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими на это соответствующие лицензии, с со-блюдением требований федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации. Предпринимательская деятельность в сфере оборота алкогольной продукции имеет три основные особенности. 1. Субъектами такой деятельности могут быть только индивидуаль-ные предприниматели и юридические лица (при наличии соответствующей регистрации). 2. Вся деятельность по обороту алкогольной продукции подлежит лицензированию. При этом индивидуальным предпринимателям лицензии выдаются на осуществление только одного вида деятельности - рознич-ную продажу алкогольной продукции, а юридическим лицам - на все ви-ды деятельности по ее обороту (розничную и оптовую реализацию, пере-возку, хранение). Соответственно только за нарушение требований к тому виду деятельности, на который выдана лицензия, индивидуальные пред-приниматели и юридические лица могут подвергаться административной ответственности. 3. При осуществлении действий по обороту алкогольной продукции должны присутствовать, помимо лицензии, документы, подтверждающие легальность ее оборота: товаротранспортные документы, сертификаты со-ответствия и маркировка. В соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ по делам об административных правонарушениях в сфере оборота алкогольной продукции проводится ад-министративное расследование в течение месяца. Это обусловлено слож-ностью составов данных правонарушений и соответственно необходимо-стью применения мер обеспечения производства по делу (изъятие, арест алкогольной продукции), проведения процессуальных действий (ревизий, экспертиз, инвентаризаций) и иных мероприятий (истребование сведений, направление запросов), что требует значительных затрат времени. В абсолютном большинстве случаев поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях в области оборота алкогольной про-дукции является непосредственное обнаружение сотрудниками милиции достаточных данных, указывающих на наличие состава административно-го правонарушения, которые выявляются при проведении целевых опера-тивно-профилактических мероприятий, рейдов, причем не только в сфере торговли, но и в сфере безопасности дорожного движения, охраны обще-ственного порядка. Сотрудники подразделений по борьбе с экономическими и налого-выми преступлениями криминальной милиции зачастую получают ин-формацию о правонарушении оперативно-разыскным путем, она также является поводом для возбуждения дела об административном правона-рушении. Помимо установления повода к возбуждению дела необходимо вы-яснение оснований для его возбуждения, которые представляют собой зна-чительный объем достаточных данных о правонарушении, что обусловлено сложностью составов правонарушений данной категории. К ним отно-сятся данные о статусе субъекта правонарушения (индивидуальный пред-приниматель или юридическое лицо), первоначальные объяснения вла-дельца алкогольной продукции. На основании полученных повода и оснований для возбуждения дела об административном правонарушении сотрудник милиции принимает решение о возбуждении дела, которое оформляется составлением процес-суального документа - протокола о применении меры обеспечения про-изводства по делу (протокола изъятия, ареста алкогольной продукции, ос-мотра помещения, принадлежащего индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, в котором осуществлялось ее хранение или изго-товление), протокола об административном правонарушении (если на мес-те выявления правонарушения есть возможность установить все признаки состава правонарушения). В процессе административного расследования по делам об админи-стративных правонарушениях в сфере оборота алкогольной продукции в большинстве случаев необходимо проведение экспертиз, ревизий, инвен-таризаций. Виды экспертиз в отношении алкогольной продукции и перечень во-просов, решаемых при их проведении, регламентированы в нормативных правовых актах (информационном письме бывшего Государственного та-моженного комитета Российской Федерации «О видах экспертиз, прово-димых таможенными лабораториями, и перечне типовых вопросов, зада-ваемых эксперту») и криминалистической литературе. Наиболее часто по делам рассматриваемой категории проводится пищевая экспертиза с целью определения состава алкогольной продукции, соответствия ее ГОСТу и техническим условиям. Право на ее проведение предоставлено аккредитованным лабораториям Госсанэпиднадзора, органов стандартизации, метрологии и сертификации, пищевым лабораториям экспертно-криминалистических центров при областных управлениях внут-ренних дел. Технико-криминалистические экспертизы проводятся для опреде-ления переклеенных этикеток, подлинности акцизных марок, фальсифи-кации документов с помощью поддельных печатей, штампов в эксперт-но-криминалистических отделах на уровне окружных управлений внут-ренних дел. О назначении экспертизы уполномоченным должностным лицом в соответствии со ст. 26.4 КоАП РФ выносится определение, в котором указываются вопросы, поставленные на разрешение эксперта, а также производится запись о разъяснении эксперту его прав и обязанностей, о предупреждении об ответственности за дачу заведомо ложного заключе-ния. Перед направлением определения в экспертное учреждение упол-номоченное должностное лицо обязано ознакомить с ним лицо, в отно-шении которого ведется производство по делу, и потерпевшего, разъяс-нить им их права. В ряде случаев в процессе административного расследования по де-лам данной категории назначается ревизия. В основном она проводится для установления суммы незаконно полученного дохода от реализации ал-когольной продукции без лицензии, так как, если сумма дохода превышает 200 МРОТ, деяние признается преступлением. Порядок назначения со-трудниками правоохранительных органов ревизий и взаимодействие с ре-визорами в процессе их осуществления регламентированы приказом Мин-фина России, МВД России, ФСБ России «Об утверждении положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Феде-ральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)» от 7 декабря 1999 г. № 89н/1033/717. О назначении ревизии должностным лицом, уполномоченным со-ставлять протокол об административном правонарушении, выносится оп-ределение. Также по делам об административных правонарушениях рассматри-ваемой категории может проводиться инвентаризация, сущность которой состоит в точном установлении фактического наличия, состава, состояния материальных ценностей и денежных средств и их соответствия с документальными данными. Административное расследование дел об административных право-нарушениях в сфере оборота алкогольной продукции, предусмотренных различными статьями КоАП РФ, имеет специфические особенности. 1. По ст. 6.14 КоАП РФ составляются протоколы об административ-ных правонарушениях за производство или оборот алкогольной продук-ции, не соответствующей требованиям ГОСТа, санитарных правил и ги-гиенических нормативов. Ответственность за правонарушение, предусмотренное этой статьей, несут индивидуальные предприниматели или представители юридических лиц, поэтому даже в случае проведения контрольной закупки алкогольной продукции ненадлежащего качества у продавца ответственность за совер-шение данного правонарушения будет нести собственник продукции, не-зависимо от того, кто из них выставил ее на реализацию и формы вины. Санкции рассматриваемой статьи предполагают помимо штрафа обя-зательную конфискацию, но только той алкогольной и спиртосодержащей продукции, которая использовалась для производства. 2. При составлении протокола об административном правонаруше-нии по ст. 14.3 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе следу-ет учитывать, что помимо общих требований к рекламе, которые закрепле-ны в Федеральном законе «О рекламе» от 18 июля 1995 г. № 108, к рекла-ме алкогольной продукции предъявляются дополнительные требования. Так, в материале, рекламирующем алкогольную продукцию, должны быть указаны номер лицензии, наименование органа, выдавшего эту лицензию, пометка «Подлежит обязательной сертификации». 3. По ст. 14.5 КоАП РФ квалифицируются деяния, связанные с реа-лизацией алкогольной продукции при отсутствии установленной инфор-мации. Понятие «установленная информация» является очень широким и подразумевает те обязательные данные, которые должны быть доступны покупателям при приобретении ими алкогольной продукции. К ним отно-сятся данные о реализуемой алкогольной продукции (наименовании и це-не, проведении сертификации, производителе, государственных стандар-тах, требованиям которых должна соответствовать продукция, ее объеме в потребительской таре, наименовании ингредиентов, влияющих на вкус и аромат, содержании вредных для здоровья веществ, противопоказаниях к применению, дате изготовления и сроке годности) и продавце (наименова-ние организации, юридический адрес, режим работы, номер и срок дейст-вия лицензии, орган, ее выдавший). При этом правонарушением признает-ся не только отсутствие информации, но и нарушение требований нагляд-ности и доступности при ее предоставлении - она должна находиться в месте, удобном для ознакомления покупателю, например в торговом зале магазина. 4. По ст. 14.7 КоАП РФ квалифицируется деяние, заключающееся в обсчете, обмере, а чаще всего в введении в заблуждение относительно по-требительских свойств, качеств алкогольной продукции. Обман потребителей путем обсчета, обмера осуществляется при реа-лизации алкогольной продукции на разлив. Для выявления доказательств совершения правонарушения сотрудник милиции должен иметь с собой мерный стакан и спиртометр. Осуществляется контрольная закупка алко-гольной продукции на разлив, после расчета объявляется, что закупка яв-ляется контрольной, и в присутствии продавца и понятых измеряется кре-пость и количество проданного алкогольного напитка. Если по одному из этих показателей напиток не соответствует установленным нормам, нали-цо факт совершения правонарушения.
Страницы: 1, 2
|