p align="left">Финансирование муниципальных выборов. В механизме муниципальных выборов большое значение имеет их финансирова-ние. Расходы избирательных комиссий по подготовке и прове-дению муниципальных выборов производятся за счет средств местного бюджета. Кандидаты создают собственные избиратель-ные фонды для финансирования своей предвыборной агитации после письменного уведомления избирательной комиссии о на-чале сбора подписей в свою поддержку. При выборах в органы местного самоуправления по пропорциональной системе изби-рательные объединения обязаны создавать избирательные фонды, которые пополняются за счет: средств, выделенных избиратель-ному объединению или кандидату в равных размерах на предвы-борную агитацию соответствующей избирательной комиссией; собственных средств избирательного объединения или кандида-та, за исключением случаев, когда указанные средства имеют ино-странные источники; средств, выделенных кандидату выдвинув-шим его избирательным объединением, а также добровольных пожертвований физических и юридических лиц. После опубликования результатов выборов кандидат или из-бирательное объединение не позднее чем через 30 дней обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах и обо всех источниках создания своего избирательного фонда, а также о произведенных затратах. Копии отчетов пере-даются избирательными комиссиями средствам массовой инфор-мации для опубликования не позднее трех дней со дня их по-ступления. Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов. Это завершающие, самые ответственные стадии избиратель-ного процесса, когда подводится итог всей работы по подготовке к выборам. Голосование на муниципальных выборах проводится в календарный выходной день; о времени и месте голосования муниципальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее 20 дней до дня его проведе-ния через средства массовой информации и иными способами. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательный бюллетень выдается избирателю, включенному в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, кото-рые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причи-нам не могут прибыть в помещение для голосования. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно членами участковой избирательной комиссии с правом ре-шающего голоса на основе поданных избирателями избиратель-ных бюллетеней. При подсчете голосов участковая избиратель-ная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчиты-вают и заносят в протоколы итоги голосования. В день голосо-вания, с момента начала работы участковой избирательной ко-миссии и до подписания ее членами протокола об итогах голо-сования, на избирательных участках вправе присутствовать кан-дидаты или их доверенные лица, наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями, кандидатами, представители средств массовой информации, а также иностранные (международные) наблюдатели. В соответствии с законодательством окружная избирательная комиссия выводит результаты выборов по избирательному ок-ругу на основании подлинных протоколов участковых избира-тельных комиссий путем сложения, содержащихся в них данных. О результатах выборов по избирательному округу также составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Окружная избирательная комиссия признает выборы по изби-рательному округу недействительными, если допущенные при про-ведении голосования или установлении итогов голосования нару-шения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей, либо если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков, либо по решению суда. Окружная избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися, если: а) в выборах приняло участие меньше установленного законом субъекта Федерации количество избирателей от числа зарегистрированных; б) число голосов, поданных в графе «против всех кандидатов» оказалось больше, чем число избирате-лей, проголосовавших за кандидата, набравшего наибольшее чис-ло голосов в данном округе. Протокол окружной избирательной комиссии незамедлитель-но направляется в муниципальную избирательную комиссию. В случае, если вся территория муниципального образования составляет единый избирательный округ, результаты выборов на осно-вании протоколов участковых комиссий определяются муниципальной избирательной комиссией. Итоги голосования по каждому избирательному участку, ре-зультаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной ко-миссии и непосредственно нижестоящих избирательных комис-сий, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю или представителю средств массовой информации. Окружные избирательные комиссии, проводившие регистра-цию кандидатов, направляют общие данные о результатах выбо-ров по избирательному округу в средства массовой информации в течение суток после определения результатов выборов. В случае признания выборов недействительными или несосто-явшимися проводятся повторные выборы. Решение об их проведении принимает муниципальная избирательная комиссия. При этом она может принять решение о необходимости проведения выборов нижестоящими избирательными комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, составленным для проведения первоначальных выборов, в сроки, предусмотренные законодательством субъекта Федерации. Гарантии законности муниципальных выборов. Для обеспечения законности подготовки и проведения муниципальных выборов в Законе об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан содержатся положения, необхо-димые для предупреждения различных нарушений законодатель-ства о выборах, исключения случаев фальсификации итогов голо-сования. Так, избирательное объединение и кандидат в депутаты могут назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса. В день голосования они вправе направить в участковые избирательные комиссии своих наблюдателей. По требованию любого члена комиссии или на-блюдателя участковая и окружная избирательные комиссии обя-заны предоставить им возможность снять копии с протоколов об итогах голосования и о результатах выборов и заверить их. Вся документация избирательных комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени, хранится в течение сроков, установ-ленных законодательством субъектов Федерации. При этом сроки хранения бюллетеней не могут быть менее одного года со дня опубликования результатов выборов, а протоколов избирательных комиссий -- не менее одного года со дня объявления даты сле-дующих выборов. После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работаю-щие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего должностного и служебного положения. Законодательством предусмотрена ответственность за наруше-ние избирательных прав граждан. В частности, лица, препятст-вующие путем насилия, обмана, угроз или иным способом свобод-ному осуществлению избирателями права избирать и быть избран-ным депутатом представительного органа местного самоуправле-ния, выборным должностным лицом местного самоуправления, вести предвыборную агитацию, совершившие подлог избиратель-ных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования, либо лица, распространяющие заве-домо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные дей-ствия, порочащие честь и достоинство кандидатов, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день го-лосования либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут установленную законом административную или уголовную ответственность. В целом эффективность использования института муници-пальных выборов определяется уровнем демократии и политиче-ской культуры в данном обществе. Собрание (сход) граждан Значение и виды собраний (сходов) граждан. Местное сообще-ство как совокупность жителей может самоорганизовываться в виде собрания (схода) жителей. Институт собраний относится к древнейшим формам местного самоуправления, сложившимся задолго до государственной организации. С появлением послед-ней и ростом городов значение собраний в общественной орга-низации снизилось, однако полностью исключить их из системы демократического самоуправления невозможно. Основным преимуществом собраний как института непосред-ственной демократии в системе местного самоуправления явля-ется органическое сочетание коллективного социального действия: обсуждение того или иного вопроса, выражение коллегиального мнения, принятие совместного решения с личной активностью участников собраний. Социальная ценность собраний, по мне-нию американских исследователей, состоит в том, что они «по-зволяют людям с различным положением и интересами найти взаимоприемлемый подход к общим проблемам»1. Людям суждено жить в одном городе, в одном квартале, на одной улице, и надо уметь отстаивать свои права, не нарушая интересов других лиц, своих соседей. Следует различать собрание (сход) граждан как форму непо-средственного участия граждан в местном самоуправлении, т.е. форму непосредственной демократии, когда она связана с вы-полнением функций представительного органа местного само-управления. Закон об общих принципах организации местного самоуправ-ления определяет, что в отдельных муниципальных образованиях уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Федерации может предусматриваться возможность осу-ществления полномочий представительного органа местного са-моуправления собранием (сходом) граждан. Как правило, это не-большие по территории и численности населения муниципаль-ные образования. В этом случае уставами муниципальных обра-зований и законами субъектов Федерации устанавливается пе-риодичность созыва собрания и определяется процедура его со-зыва. При осуществлении полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан в соот-ветствии с п. 2 ст. 24 Закона об общих принципах организации местного самоуправления собрание (сход) граждан считается пра-вомочным, если в нем участвует более половины жителей муни-ципального образования, обладающих избирательным правом (т.е. достигшие 18-летнего возраста). В иных случаях собрания (сходы) менее формализованы. По-рядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавли-ваются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Необходимо отметить, что собрания (сходы) могут проходить на уровне муниципального собрания в целом и решать вопросы местного значения параллельно с представительным органом ме-стного самоуправления или действовать в качестве института тер-риториального общественного самоуправления на части терри-тории муниципального образования (территориальные собрания или сходы). Второй вариант более распространен, поэтому ниже речь идет о нем. На больших по численности населения террито-риях могут проводится конференции (съезды) граждан, т.е. соб-рания представителей граждан. Порядок проведения собраний (сходов) граждан. Общие соб-рания (сходы), конференции жителей соответствующей террито-рии муниципального образования созываются органами терри-ториального общественного самоуправления в порядке, установ-ленном самими территориальными объединениями. В отсутст-вие этих органов они могут созываться инициативными группа-ми жителей либо по инициативе представительного органа или главы муниципального образования. Компетенция территориальных собраний (сходов), конферен-ций жителей устанавливается самостоятельно населением соот-ветствующей территории. К ведению собраний (сходов), конфе-ренций жителей, как правило, относятся следующие вопросы: * избрание органов и принятие положений (уставов) о них; * утверждение программ и смет расходов их деятельности и отчетов об их выполнении; * утверждение планов и программ социально-экономичес-кого развития населенного пункта; * утверждение штатов администрации и расходов на ее со-держание; * направление коллективных обращений и жалоб в органы государственной власти и местного самоуправления; * установление самообложения; * распоряжение землями общего пользования; * контроль за деятельностью высшего должностного лица ме-стного самоуправления; * решение других вопросов, затрагивающих интересы насе-ления соответствующей территории. Правомочность собраний и конференций определяется по-рядком, устанавливаемым самими жителями. Принимаемые ими решения для органов территориального общественного самоуправ-ления носят обязательный характер, а для жителей -- рекомен-дательный.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|